Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 653-60-72 (доб. 946, бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Задолженность по налогам отражается

Задолженность по налогам отражается

Задолженность по налогам отражается
СОДЕРЖАНИЕ
0

Понятие кредиторской задолженности в бюджете и её отражение в учёте

Кредиторская задолженность — это обязательства (долги) юридического лица перед другими субъектами хозяйственной деятельности, кредитными организациями, бюджетом и внебюджетными фондами.

Она отражается в пассивах бухгалтерского баланса по строке 1520 и включает в себя расчёты:

  1. C покупателями;
  2. C поставщиками;
  3. C бюджетом;
  4. C внебюджетными фондами (по различным видам социального страхования);
  5. C работниками по заработной плате;
  6. C учредителями и участниками (по выплате дивидендов, процентов и других доходов);
  7. C подотчётными лицами;
  8. C кредиторами и дебиторами по прочим долгам (например, по полученным авансам в рамках договоров).

https://www.youtube.com/watch{q}v=nuYWznvWoDo

Кредиторская задолженность в бюджет включает в себя обязательства по налогам и сборам. При этом это может быть как просроченная кредиторская задолженность. так и текущая, срок уплаты, по которой ещё не наступил. Читайте тут. как списать кредиторскую задолженность.

Для отражения ситуации с уплатой налогов и сборов служит активно-пассивный счёт №68. По его кредиту учитывается начисленная и указанная в декларациях сумма налогов и сборов («долги» перед бюджетом). Например, проводка Дебет 99 Кредит 68 (далее — соответственно Д и К) означает, что начислен налог на прибыль. А Д 70 К 68 — налог на доходы физлиц (НДФЛ).

Большинство фактов хозяйственной жизни учреждений совершаются через возникновение дебиторской или кредиторской задолженности. Часто перед сдачей отчетности от учредителей на места приходят письма о недопущении наличия дебиторской или кредиторской задолженности по некоторым видам обязательств.

Дебиторской задолженностью считается сумма долгов, причитающаяся учреждению со стороны других учреждений, предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками — дебиторами.

Кредиторская задолженность — задолженность субъекта (учреждения) перед другими учреждениями, организациями, физическими лицами, которую этот субъект обязан погасить.

Задолженность по налогам отражается

И дебиторская, и кредиторская задолженности в бухгалтерском учете всегда возникают как следствие незавершенных взаимоотношений между контрагентами: кредиторская — у должника, дебиторская — у кредитора.

Согласно п. 3 Инструкции N 157н <1> бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях ведется методом начисления, в соответствии с которым результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Отражение в отчетности информации о наличии и структуре дебиторской и кредиторской задолженности позволяет учредителю и финансовому органу получать сведения о деятельности подведомственного учреждения, эффективности и целевом использовании выделяемых на его содержание денежных средств.

Счета, предназначенные для учета дебиторской задолженности

— 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»;

— 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;

— 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам и займам (ссудам)»;

https://www.youtube.com/watch{q}v=HB-opB-U5TU

— 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;

— 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу имуществу»;

— 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Дебетовые остатки по этим счетам на отчетную дату будут означать наличие дебиторской задолженности у учреждения.

Рассмотрим подробнее, какие именно операции наиболее часто производятся по этим счетам.

Счет 0 205 00 000 предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, НК РФ устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) — дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета с целью раскрытия информации о результатах деятельности учреждения.

— начисленные доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям (4 205 81 000);

— начисленные доходы за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги (или отдельные выполненные этапы этих работ) в рамках видов деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами (платные услуги) (2 205 31 000).

Уменьшение дебиторской задолженности по данному счету будет происходить, когда в кассу или на счета учреждения будут поступать денежные средства от плательщиков (учредителя, покупателей, заказчиков).

Счет 0 206 00 000 предназначен для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров или иным соглашениям на нужды учреждения и для операций, изменяющих эти расчеты.

Задолженность по налогам отражается

— расчеты по авансам за различные услуги, оказываемые учреждению (связь, транспортные и коммунальные услуги, консультационные и прочие услуги) (0 206 21 000, 0 206 22 000, 0 206 23 000, 0 206 25 000, 0 206 26 000);

https://www.youtube.com/watch{q}v=XVlPB_nW9L4

— расчеты по авансам на приобретение основных средств и материальных запасов (в случае предусмотренных договором авансовых платежей) (0 206 31 000, 0 206 34 000).

— в момент зачета обязательств по полученным материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам в счет перечисленной ранее предварительной оплаты;

— в момент возврата ранее произведенных авансовых платежей согласно условиям государственных (муниципальных) контрактов на нужды учреждения и в соответствии с законодательством РФ;

— в момент списания с балансового учета нереальной к взысканию задолженности по предоставленным авансам.

Счет 0 208 00 000 предназначен для формирования информации в денежном выражении о состоянии расчетов с подотчетными лицами в учреждении (о выдаче под отчет денежных средств или денежных документов).

Задолженность по налогам отражается

— расчеты с подотчетными лицами по оплате через них различных услуг, оказываемых учреждению сторонними организациями и лицами (0 208 2X 000);

— расчеты с подотчетными лицами по приобретению ими на нужды учреждения основных средств, нематериальных активов, материальных запасов (0 208 3X 000).

Дебиторская задолженность подотчетного лица перед учреждением уменьшится, когда этим лицом будет представлен авансовый отчет о произведенных расходах, утвержденный руководителем учреждения с приложенными к нему документами, подтверждающими эти расходы, или будет внесен остаток неизрасходованных подотчетных сумм.

Счет 0 209 00 000 предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, другим суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке.

— расчеты по причиненному ущербу имуществу учреждения (0 209 7X 000);

— расчеты по недостачам денежных средств и иных финансовых активов (0 209 8X 000).

Возмещение ущерба, причиненного учреждению виновными лицами, будет уменьшать этот вид дебиторской задолженности. Она также может быть списана, если виновное лицо, причинившее ущерб, не установлено или признано по решению соответствующих органов неплатежеспособным.

Задолженность по налогам отражается

Счета, предназначенные для учета кредиторской задолженности

— 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;

— 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;

— 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами».

Если у учреждения по этим счетам на отчетную дату имеются кредитовые остатки, это будет означать наличие у него кредиторской задолженности.

Рассмотрим, какие операции наиболее часто отражаются на этих счетах в бухгалтерском учете.

Счет 0 302 00 000 предназначен для учета расчетов по принятым учреждением обязательствам перед физическими лицами и перед субъектами гражданских прав (п. 254 Инструкции N 157н).

Задолженность по налогам отражается

— заработной платы, пособий по нетрудоспособности (0 302 11 000, 0 302 13 000);

— стипендий (0 302 91 000);

— вознаграждений по договорам гражданско-правового характера лицам, не состоящим в штате учреждения (0 302 2X 000);

— полученных по договорам материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг (0 302 2(3)X 000).

Когда учреждение производит оплату всех этих принятых обязательств или осуществляется зачет авансовых платежей по ним, кредиторская задолженность уменьшается.

— по НДФЛ, удержанному из заработной платы и вознаграждений физических лиц за выполнение ими трудовых или иных обязанностей, работ, оказание услуг (0 303 01 000);

— по налоговым и иным обязательным платежам, начисленным в соответствии с законодательством РФ (0 303 XX 000);

— по страховым взносам на обязательное социальное страхование, начисленным в соответствии с законодательством РФ (0 303 02 000, 0 303 06 000).

Своевременная оплата всех этих начисленных платежей в бюджет и страховых взносов уменьшит кредиторскую задолженность учреждения.

Переплата НДФЛ и возврат его налоговыми агентами

Задолженность по налогам отражается

Дебиторская задолженность по налогам и сборам может образовываться по различным причинам.

Иногда бухгалтеры сознательно перечисляют бюджету большую сумму. Делают так на случай, если придет налоговая проверка и доначислит налоги, а переплата «спасет» фирму от пеней. Такая практика неоправданна с экономической точки зрения. Кроме того, большим переплатам налоговые инспекторы в последнее время уделяют особое внимание, подозревая, что они необоснованны. И тогда можно попасть в число первых кандидатов на налоговую проверку.

Переплата по налогу на прибыль может возникать в ситуации, когда перечисленные бюджету авансовые платежи превышают сумму налога к уплате по данным налоговой декларации. Также переплата может возникать, если нарастающим итогам в году полученная прибыль уменьшается, т. е. в каком-то квартале получают убыток.

Переплата по НДС может возникать, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС с реализации. Например, такая ситуация периодически может возникать у организаций, получающих значительные предоплаты в отдельно взятых периодах, либо имеющих эпизодические большие закупки товаров.

Порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом
по налогам и сборам установлен в Инструкции к Плану счетов. Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты. По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, в том числе авансовые платежи
по налогу на прибыль. Также по дебету отражаются суммы НДС, списанные со счета 19. Аналитический учет
по счету 68 ведется по видам налогов.

Переплата по налогам и сборам отражается в отчетности как дебиторская задолженность. В бухгалтерском балансе (форма № 1) суммы дебиторской и кредиторской задолженности по налогам и сборам отражаются в составе активов и пассивов соответственно. Зачет между указанными статьями активов и пассивов не допускается (п.

Многие бухгалтеры неприятную процедуру сверки расчетов с налоговыми органами не проходят, и в бухгалтерском балансе в течение нескольких лет числятся переплаты по налогам. В условиях кризиса цена привлечения денег резко взрастает. Если у налогоплательщика
по какому-то налогу есть переплата, то он имеет право написать заявление в инспекцию о зачете данной суммы в счет уплаты иного налога либо о возврате ее на расчетный счет.

  • по федеральным налогам: НДС, акцизам, НДФЛ, ЕСН, налогу на прибыль организаций, налогу
    на добычу полезных ископаемых, водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира
    и за пользование объектами биоресурсов, а также
    по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов, — УСН, ЕСХН, ЕНВД (ст. 13, п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ);
  • по региональным налогам и сборам: налогу на имущество организаций, налогу на игорный бизнес, транспортному налогу (ст. 14 НК РФ).

К местным налогам и сборам, взимаемым с организаций и предпринимателей, относится только земельный налог, соответственно, зачесть переплату по земельному налогу можно только в счет предстоящих платежей
по нему (ст. 15, п. 1 ст. 78 НК РФ).

Таким образом, возможно зачесть переплату, например, по ЕСН — в счет погашения недоимки по налогу
на прибыль (п. 4, 5 ст. 13 НК РФ), а переплату по налогу на имущество — в счет предстоящей уплаты транспортного налога (п. 1, 3 ст. 14 НК РФ). При совмещении общего режима налогообложения с уплатой ЕНВД переплата по налогу на прибыль может быть зачтена в счет погашения недоимки по ЕНВД (п. 7 ст. 12, подп. 3 п. 2 ст. 18,
п. 1 ст. 78 НК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Узнать задолженность пфр ип черех госусулги

Но здесь важно помнить правило, изложенное в пункте 7 статьи 78 НК РФ. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При пропуске такого срока организация может обратиться в суд
с иском о возврате переплаты в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (см.

Если указанные сроки организацией пропущены,
а организация считает, что решение налогового органа об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налогов нарушает ее права и является незаконным, то следует учитывать, что статьей 198 АПК РФ предусмотрено право признания незаконными решений, в частности, налоговых органов.

Вместе с тем по вопросу о целесообразности обращения в судебные органы в случае пропуска соответствующих процессуальных сроков возможно ознакомиться с судебной практикой. Например, в постановлении ФАС МО от 13.02.2009 № КА-А40/293-09 было отмечено, что срок подачи заявления в налоговый орган о зачете или возврате излишне уплаченного налога, является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Также отмечено, что если налогоплательщиком срок, установленный статьей 198 АПК РФ для признания недействительным решения налогового органа, не пропущен, но требования о возврате излишне уплаченных сумм налогов заявлены по истечении общего срока исковой давности, то данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований.

Таким образом, право на признание незаконным решения налогового органа не является способом восстановления пропущенных процессуальных сроков. Чтобы избежать судебных тяжб, следует своевременно выверять взаимные долги с налоговыми органами и своевременно возвращать или засчитывать переплату в счет уплаты иных налогов.

Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ, налоговый орган обязан выплатить проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Долг бюджета можно представить и как уменьшение налога в будущих периодах. Например, в текущем периоде компания получила налоговый убыток и налог на прибыль в бюджет не платит. Зато в периоде получения дохода бюджет недополучит налог, поскольку налогоплательщик может зачесть прошлые убытки в уменьшение налоговой базы.

Убыток в целях налогообложения — это отрицательная разница между доходами и расходами, которые определяются по правилам главы 25 НК РФ (п. 8 ст. 274 НК РФ).

В ряде случаев убыток, полученный организацией при реализации отдельных видов активов или при ведении определенных видов деятельности, не признается для целей налогообложения полностью или частично, но по некоторым видам он переносится на будущее (п. 1 ст. 283 НК РФ). Срок переноса убытков в общем случае ограничен 10 годами, следующими за тем налоговым периодом, в котором убыток был получен.

На сумму убытка, переносимую на будущее, может формироваться вычитаемая временная разница (п. 11 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Поэтому в периоде их образования (п. 14 ПБУ 18/02) нужно признать отложенный налоговый актив (ОНА).

Впоследствии по мере перенесения убытков и их отражения в соответствующих строках налоговой декларации по налогу на прибыль будет происходить уменьшение или полное погашение вычитаемых временных разниц. Соответствующие суммы ОНА списываются с кредита счета 09 в дебет счета 68 на уменьшение текущих обязательств перед бюджетом по налогу.

Убытки, переносимые по итогам года на будущее
по основной деятельности, отражаются в Приложении
№ 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. В нем приводятся данные по всем непогашенным убыткам
за предыдущие 10 лет. Сумма убытка прошлых лет, уменьшающая налоговую базу за отчетный (налоговый) период, указывается по строке 150 этого Приложения. Убыток, для погашения которого не хватило полученной прибыли, переносимый на будущие периоды, отражается
по строке 160 Приложения № 4.

Перенос убытка на будущее — это право налогоплательщика, признавать ОНА нужно только тогда, когда существует вероятность получения налогооблагаемой прибыли в последующие годы. Если организация систематически получает убытки, аудиторы часто выражают сомнение в том, что переносимые убытки являются активом. Это значит, что непогашенные убытки организации должны быть увеличены на сумму подлежащего списанию ОНА.

По истечении 10 лет ОНА по непогашенному убытку, который никогда уже не сможет уменьшить налоговую базу, должен быть списан (п. 17 ПБУ 18/02). Также следует поступить, если налогоплательщик отказался от ранее признанного убытка либо срок его переноса истек.

В последнее время наблюдается ужесточение борьбы налоговых инспекций за поступление налогов в бюджет, с «убыточных» компаний требуют письменные объяснения о причине получения убытков.

По этой причине бухгалтеры стараются не показывать убытки в декларации, сдавать позднее «уточненки» либо переносить часть налоговых расходов на тот период, когда будет получен доход.

Конечно, такой подход увеличивает нагрузку на предприятие, и без того находящееся в трудном финансовом положении. Если причины убытков обоснованы и документально подтверждены, отстоять свою правоту можно и в арбитражном суде. Положительная практика в пользу налогоплательщиков достаточно обширна, проведение ее обзора выходит за рамки данной статьи.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Задолженность перед бюджетом отражается на счете 68. По его кредиту показывается перечисленная и показанная в декларации стоимость налоговых сборов. К примеру, проводка Д 99 К 68 обозначает, что налог на прибыль переводится, а Д 70 К 68 отражает перечисление НДФЛ. По дебету счета указывается оплата определенного налога с расчетного счета компании.

Сальдо по кредиту по окончании отчетного периода показывает имеющийся долг ЮЛ по налоговым вычетам и сборам. Сальдо по дебету отображает обязательство, перечисляемое в бюджет, перед компанией или перечисление большего количества денег по нему.

Для того чтобы показать информацию, которая подтверждает состояние выплаты налоговых вычетов и сборов, применяют 68 счет. На нем отражаются по кредиту стоимости налогов, которые рассчитываются в декларациях и предназначаются к перечислению. На дебете отражаются налоги, которые перечислены в казначейство и суммы НДС, списываемые со счета.

Проводки можно обозначить следующие:

  1. Д 90 К 68 — перечисление НДС;
  1. Д 68 К 19 — предъявление НДС к вычету;
  1. Д 68 К 51 — перечисление стоимости налога в бюджетный орган.

Долг по кредиторке возникает при появлении обязательства по деньгам. При этом разнообразным категориям обязательств в бухучете соответствуют определенные счета расчетов.

Результативное управление при применении кредитных средств у банковских учреждений, быстрый расчет с контрагентами и повышенная степень деловой активности организации свидетельствует о благоприятной динамике его развития.

Управление и пересчет количества долга регламентируется правилами при бухучете – ПБУ, являющимися настольной нормативной документацией каждого бухгалтера.

При оценке ликвидности любого предприятия учитывается, выполнены ли быстрые расчеты с различными госорганами или нет. Если есть значительные долги перед страной, то это может стать основанием для появления разногласий с контрагентами, именно из-за этого фирма способна приносить отрицательную прибыль.

Задолженность перед бюджетом счет

Задолженность перед бюджетом появляется по разным причинам, но необходимо обязательно погашать ее вовремя, так как иначе возникает просроченный долг, за который начисляются штрафы и пени

Госорганами присутствие задолженности рассматривается, как незаконное удержание денежных средств страны, использующихся на нужды фирмы, поэтому в различный момент организация может понести убытки в ходе проверки налоговым органом.

Списать долг можно по-разному:

  • использовать не распределенную прибыль;
  • проводить собрания акционеров, на которых будут приняты решения об отказе в оплате дивидендных выплат, для чего такие деньги будут направляться на улучшение состояния фирмы;
  • взять кредитные средства, если у данной фирмы нет денежных способностей для ликвидации займа;
  • в случае, если работа предприятия не является рентабельной, оптимальным решением станет признание банкротства, для чего будет назначен управляющий (он займется распродажей имущества компании, а полученные деньги будут распределены между каждым заемщиком).

НДС необходимо уплачивать при реализации продукции, работ, услуг, которые проводит организация, или при осуществлении продажи иного имущества. Именно поэтому основной счет 68 по НДС связан с такими счетами, как 90 и 91, 50, 51 и 52, на которых будут учтены другие налоговые отчисления и финансовые средства.

Задолженность перед бюджетом счет

При наличии у плательщика недоимки перед бюджетом налоговики прилагают все усилия для ее погашения

Долги перед бюджетными компаниями считаются значительными для любого человека или организации. Они обязаны погашаться быстро, в противном случае, это будет приводить к весомым отрицательным последствиям. Может применяться не только административная ответственность, но и уголовная. Именно из-за этого любой плательщик налогов обязан ответственно подходить к расчетам с различными государственными органами.

Перед составлением годовой отчетности организации необходимо провести инвентаризацию по состоянию на 31 декабря отчетного года (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Согласно пункту 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.

1998 № 34н, отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом должны быть согласованы с налоговыми органами и тождественны. Отражение неурегулированных сумм не допускается. При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами проверяется наличие актов сверки расчетов организации с бюджетом, а также соответствие содержания этих актов данным счета 68.

Для более подробного учёта данный счёт подразделяется на субсчета по конкретным налогам. Здесь же учитываются пени и штрафы за их неуплату.

При этом нет никакой разницы в том, платит ли организация налоги за себя или выступает в качестве налогового агента (например, перечисляет НДФЛ за своих работников). Любая кредиторская задолженность по налоговым платежам отражается на этом счёте.

Данный счёт корреспондирует по дебету со следующими счетами:

  • 19 — НДС по купленным ценным товарам;
  • 50 — касса;
  • 51 (52) — расчётный (валютный) счёт;
  • 55 — спецсчёт в банке;
  • 66 (67) — расчёты по займам и кредитам (кратко- и долгосрочным).
Предлагаем ознакомиться:  Налоги со вкладов в банках

По кредиту счёт корреспондирует со следующими позициями:

  • 08 — инвестиции во внеоборотные активы (средства);
  • 10 — материалы;
  • 11 — животные, находящиеся на откорме и выращивании;
  • 15 — покупка (заготовление) материальных ценностей;
  • 20 (23) — основное (вспомогательные) производства;
  • 26 — расходы на общехозяйственные нужды;
  • 29 — обслуживающие производства;
  • 41 — товары;
  • 44 — расходы на продажу;
  • 51 (52) — расчётный (валютный) счёт;
  • 55 — спецсчёт в банке;
  • 70 (75) — расчёты с работниками по заработной плате (с учредителями по выплачиваемым им доходам);
  • 90 — продажи;
  • 91 — иные доходы и расходы;
  • 98 — будущие доходы;
  • 99 — прибыль и убытки.

Уплата налогов и сборов отражается в активно-пассивном счёте №68.

Рассмотрим (не указывая подробности и все возможные случаи) основные проводки, используемые при учёте операций, связанных с начислением налогов и уплатой их в бюджет.

Актуально на: 13 марта 2017 г.

Уплачивать законно установленные налоги – обязанность налогоплательщиков (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ ). А как начисление тех или иных налогов отражать в бухгалтерском учете{q} Расскажем об этом в нашей консультации.

Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н ) для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту счета 68 отражаются начисленные или удержанные суммы налогов и сборов, а по дебету – суммы, фактически перечисленные в бюджет или иным образом уменьшающие задолженность перед ним.

Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Это достигается, как правило, путем открытия отдельных субсчетов к счету 68.

Дебет счета 68 – Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»

В том случае, когда в таблице приведено несколько дебетуемых счетов, это означает, что тип бухгалтерской записи зависит от особенностей конкретных хозяйственных операций, специфики деятельности организации и положений ее Учетной политики для целей бухгалтерского учета .

Проводки по налогам и сборам представим в разрезе типичных федеральных, региональных и местных налогов ( ст. 13-15 НК РФ ).

Период подтверждения экспорта и учет НДС

ФНС России в письме от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 сообщает, что «средний по Российской Федерации показатель сумм НДС, отказанных в возмещении налоговыми органами по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, составляет около 10 процентов». То есть возместить НДС из бюджета вполне реально, если документы в порядке и не страшна бюрократическая борьба с налоговой инспекцией.

Но чаще всего бухгалтеры добровольно переносят вычеты на более поздний период. Дело в том, что при превышении регионального безопасного процента вычетов налогоплательщики попадают в кандидаты на выездные налоговые проверки. А при превышении размера вычетов над суммами НДС с реализации, налоговые органы требуют представить все первичные документы для углубленной камеральной проверки. Логично право на вычеты перенести на более поздний период, «дотянуть» до периода, когда они будут сопоставимы с суммой начисленного налога.

Обычно переносят вычеты при отсутствии выручки
от реализации, поскольку пункт 1 статьи 171 НК РФ говорит об уменьшении налога от реализации на налоговые вычеты. А Минфин России трактует такое положение
в пользу бюджета (например, в письме от 02.09.2008
№ 07-05-06/191 и ряде других). Поддерживают данную позицию и налоговые органы на местах.

Арбитражные судьи по данному вопросу поддерживают налогоплательщиков. Еще в 2006 году Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность вычета «из нуля» (постановление от 03.05.2006 № 14996/05). В пользу компаний приняты многочисленные решения ФАС, например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.04.

Так можно ли переносить вычет на более поздний период{q} По общему правилу налогоплательщик имеет право уменьшить по итогам каждого налогового периода общую сумму налога, исчисленную в соответствии
со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ). Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами покупателю при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия их на учет (п. 1
ст. 172 НК РФ). Как видим, в НК РФ сказано о праве налогоплательщика, а не об обязанности.

Причинами переноса вычета может быть позднее получение счета-фактуры от поставщика. Тогда перенос вычета поддерживается контролирующими органами
(см. письма Минфина России от 02.04.2009 № 03-07-09/18, от 13.06.2007 № 03-07-11/160, УФНС России по г. Москве от 17.05.2005 № 19-11/35343). При этом дата оформления и выставления поставщиком счета-фактуры не играет роли.

Дату получения счета-фактуры можно подтвердить штемпелем почтового отделения на конверте (письмо УФНС по г. Москве от 20.04.2007 № 19-11/036466) либо записью в журнале входящей корреспонденции (письмо Минфина России от 16.06.2005 № 03-04-11/133, постановление ФАС Московского округа от 10.07.2008 № КА-А40/5352-08).

Что касается произвольного периода, в который производится вычет по иным причинам, то часто такой перенос налоговые органы не поддерживают (см. письмо УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 № 16-15/8653). При налоговых проверках налоговые инспекторы требуют осуществлять вычеты за тот квартал, в котором выписан документ.

И некоторые суды поддерживают такую позицию, говоря о том, что НК РФ не предоставляет налогоплательщику права на вычеты по его усмотрению, исходя из целесообразности.

Отражать сумму налоговых вычетов следует применительно к определенному налоговому периоду, в котором выполнены условия, дающие налогоплательщику право на такие вычеты. Такая позиция, в частности, выражена в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2008 № А10-4226/07-Ф02-1504/08 , Дальневосточного округа от 26.09.2008 № Ф03-А73/08-2/3576, Уральского округа от 22.01.2008 № Ф09-11300/07-С2, Волго-Вятского округа от 21.05.2008 № А17-5215/2007-05-20).

Следует отметить, что предъявление вычета в более поздние периоды ведет по сути к переплате налога,
и бюджет от такого поведения налогоплательщика только выигрывает. НК РФ не содержит ограничений на применение налогового вычета в более поздний период, чем период оприходования товара и получения счета-фактуры.

Арбитражные судьи практически повсеместно признавали за налогоплательщиком возможность применить вычет в более позднем периоде по сравнению с тем,
в котором право на вычет возникло. Такое поведение
не нарушает норм законодательства о налогах и сборах
и не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом, поэтому не может служить основанием для доначисления налога, пеней и привлечения к налоговой ответственности (см.

Определение Президиума ВАС РФ от 08.08.2008 № 9726/08, постановления Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 № 10807/05, ФАС Уральского округа
от 06.04.2009 № Ф09-1892/09-С2, Московского округа
от 08.07.2009 № КА-А41/5327-09, Центрального округа
от 05.03.2009 № А54-2168/2008-С2, Поволжского округа от 24.07.

Приведенные решения арбитражных судов касались «внутренних» операций. Недавно такое решение появилось и по экспортерам. В постановлении Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 № 692/09 указано, что входной НДС к возмещению можно заявить и после подтверждения ставки 0 %.

Минфин России в письмах от 30.04.2009 № 03-07-08/105 и от 30.07.2009 № 03-07-11/188 указал, что на основании положений пункта 2 статьи 173 НК РФ правом вычета налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога.

Таким образом, налогоплательщики могут переносить вычеты. Но при составлении бухгалтерской отчетности и проведении инвентаризации расчетов с бюджетом организации обязательно следует проверять обоснованность сумм, числящихся на счете 19 в разрезе дат их образования. Если даты превышают трехлетний срок, суммы списываются на убыток.

Суммы «входного» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, использованным впоследствии при реализации товаров на экспорт, должны учитываться обособленно на счете 19.

Если НДС по экспортируемым товарам, а также по сырью, материалам, работам и услугам, использованным при изготовлении экспортируемой продукции, был принят к вычету ранее согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ, то при отгрузке данного товара на экспорт сумму «входного» НДС нужно восстановить (письмо Минфина России от 28 апреля 2008 г.

№ 03-07-08/103). Досрочное принятие НДС к вычету возможно, например, когда организация реализует аналогичные товары и на экспорт, и на территории России, т. е. в момент приобретения товаров было неизвестно, что они будут экспортированы. Восстановленные суммы НДС следует отражать по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетом 19, к которому для этих целей можно открыть отдельный субсчет (аналитический счет) «НДС по товарам, реализуемым на экспорт».

Дальнейший учет как выставленных покупателю, так и полученных от поставщиков счетов-фактур, зависит от того, успеет ли налогоплательщик собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок.

При реализации товаров на экспорт налоговые вычеты производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ). Таким моментом является последний день месяца, в котором собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ для подтверждения ставки налога 0 % и возмещения «входного НДС».

Если налогоплательщик собирает все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:

  • выставленный покупателю счет-фактуру следует зарегистрировать в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день сбора подтверждающих экспорт документов;
  • полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок в последний день месяца того налогового периода, в котором будет собран полный пакет документов (п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). В этот момент «входной» НДС со счета 19 списывается в дебет счета 68. Автор не поддерживает позицию делать такую запись после принятия решения налоговыми органами о возмещении налога.

Если налогоплательщик не успевает собрать все необходимые документы в установленный законодательством срок, то:

  • ранее выставленный покупателю со ставкой 0 % счет-фактура не может быть зарегистрирован в книге продаж, поэтому на 181-й календарный день после отгрузки товара выставляется новый счет-фактура
    с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %,
    и он регистрируется в журнале учета выставленных счетов-фактур;
  • выставленный покупателю счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, следует зарегистрировать в книге продаж на дату фактической отгрузки товаров на экспорт (п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в книге покупок на дату отгрузки товара.

Налогоплательщику придется уплатить не только начисленный НДС, но и пени.

Порядок отражения НДС в бухгалтерском учете
в данной ситуации отражен в письме Минфина России
от 27.05.2003 № 16-00-14/177.

Старый счет-фактуру со ставкой НДС 0 % аннулировать не нужно. Если в дальнейшем документы все же будут собраны и факт экспорта будет подтвержден, то экспортер может использовать его для регистрации в книге продаж. Счет-фактура с реализацией, облагаемой по ставке 10 или 18 %, регистрируется в этом случае в книге покупок.

Предлагаем ознакомиться:  Трудовой договор с иностранным гражданином образец бланк

Подать документы на подтверждение экспорта возможно до истечения трех лет после налогового периода, в котором был уплачен НДС. После принятия решения налоговой инспекцией о подтверждении права на применение ставки НДС 0 % и возмещении налога перечисленный налог может быть зачтен в счет недоимки, пени, штрафов и (или) текущих платежей (п. 4 ст. 176 НК РФ) или перечислен на расчетный счет организации органом Федерального казначейства.

Убытки в налоговой отчетности

Самая распространенная ситуация, когда у работника в течение года может возникнуть переплата по НДФЛ, — это когда он подает работодателю вместе с выданным налоговой инспекцией уведомлением заявление о возврате удержанного НДФЛ в связи с предоставлением ему имущественного вычета. Может возникать переплата и при изменении налогового статуса физического лица в течение года — с нерезидента на резидента.

В пункте 1 статьи 231 НК РФ указано, что излишне удержанные из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении физлицом соответствующего заявления. Излишне перечисленные налоговым агентом суммы НДФЛ, по сути, являются переплатой самого налогоплательщика, а значит, если сотрудник не подал своему работодателю заявления о возврате сумм переплаты по НДФЛ, то последний не имеет права получать данные средства в качестве возврата из бюджета.

Однако в НК РФ не установлено, за счет каких средств нужно возвращать работнику НДФЛ, если он подал работодателю заявление о возврате излишне удержанного налога. Поскольку согласно пункту 9 статьи 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается, налоговый агент не вправе за свой счет возвращать (засчитывать) излишне удержанный НДФЛ.

На практике бухгалтер возвращает долг работнику за счет сумм НДФЛ, удержанных в текущем месяце с доходов других работников организации. То есть НДФЛ за текущий месяц, подлежащий уплате в бюджет, он уменьшает на сумму переплаты работника. Таким образом, фактически налоговый агент засчитывает налог самостоятельно.

Организации применяют этот вариант, обосновывая его тем, что уплата НДФЛ не носит персонифицированного характера, и налог перечисляется в бюджет одной платежкой за всех работников. Специалисты УФНС России
по г. Москве не имеют ничего против такого возврата (см. письмо от 29.11.2007 № 28-11/113476).

Однако Минфин России против возврата работнику излишне удержанного налога за счет текущего НДФЛ, удержанного с других работников (см. письма от 19.01.2009 № 03-04-06-01/3, от 14.01.2009 № 03-04-05-01/5, от 23.12.2008 № 03-04-06-01/380, от 20.10.2008 № 03-04-06-01/308). То есть НДФЛ финансисты идентифицируют с конкретной личностью налогоплательщика.

Финансисты считают, что поскольку статьей 231 НК РФ особый порядок зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога не определен, то применяется общий порядок возврата или зачета, установленный статьей 78 НК РФ. Разъяснено, что возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть произведен работнику налоговым агентом на основании заявления физического лица, поданного налоговому агенту, и разрешения налогового органа налоговому агенту. Для получения разрешения налоговый агент должен подать соответствующее заявление в налоговый орган.

Однако ФНС России письме от 19.08.2009 № 3-5-01/1289 подвергло критике такую позицию Минфина РФ. В нем главное налоговое ведомство указало, что нормы статьи 78 НК РФ при обращении работника к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанных этим налоговым агентом сумм налога не применяются.

Эта статья регулирует отношения, возникающие непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом, и может применяться в случае обращения налогоплательщика — физического лица непосредственно в налоговый орган при подаче им налоговой декларации по НДФЛ с приложением заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога.

НК РФ предусматривает, что право налогоплательщика на возврат излишне удержанного НДФЛ может реализовываться путем подачи заявления или извещения налогового органа работодателю. В этой ситуации реализация этого права не должна ставиться в зависимость от налоговых взаимоотношений налогового агента и налогового органа.

Поэтому в отношениях между работником и налоговым агентом следует применять нормы статьи 231 НК РФ, которая не содержит никаких ограничений по обоснованному возврату излишне удержанного налога работнику. Поэтому налоговый агент может осуществлять возврат излишне удержанных с работника и перечисленных в бюджет сумм НДФЛ за счет НДФЛ, удержанного с других работников организации.

Обоснованность возврата налога выявляется налоговыми органами в ходе проведения плановой выездной налоговой проверки налогового агента. На основании изменения данных бухгалтерского учета налоговый агент корректирует документы налогового учета и отчетности по налогу, в которых отражаются результаты перерасчета НДФЛ за отчетный год.

Сведения о доходах физических лиц, в отношении которых налоговым агентом были произведены перерасчеты налога за предшествующие годы в связи с корректировкой их налоговых обязательств, представляются налоговому органу в виде новой справки по форме № 2-НДФЛ взамен ранее представленной.

ФНС РФ отметило, что зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов способом, предложенным Минфином России в указанных письмах, возможен только по налогам, по которым налоговые агенты представляют налоговые декларации, например по налогу на прибыль. Таким образом, бухгалтеры в своей работе могут учитывать позицию ФНС России и возвращать работнику излишне удержанный НДФЛ за счет сумм, подлежащих перечислению с доходов других работников.

* * *

В данной статье автор предпринял попытку обзора спорных моментов учета долгов бюджета по налогам.

С учетом финансового положения предприятия бухгалтерам и финансовым менеджерам следует выработать соответствующие управленческие решения в отношении ликвидации переплат налогов.

Долговые обязательства по бюджетам различных уровней

Наличие долговых денежных обязательств у предприятий в настоящее время стали неотъемлемой частью системы хозяйственной деятельности. Это связано не только с отсутствием средств к моменту выплаты платежа, но и с желанием вложить часть своих средств в оборот.

Однако подобное привлечение заемных средств в оборотный фонд предприятия является временным явлением, способствующим улучшению показателей финансового состояния предприятия. При этом такие денежные вливания в производство не должны быть заморожены на длительный период и долговые обязательства организации должны быть погашены в заранее оговоренный срок. В противном случае возникает просроченная кредиторская задолженность, которая грозит штрафами и пеней.

Нередки случаи, когда налоги, штраф или пеня предприятия погашены не вовремя либо не полностью. Это может произойти не только по вине самой организации, но и по халатному отношению инспекторов, в обязанности которых входит вовремя производить начисления. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо постоянно проводить мониторинг кредитных задолженностей внутри предприятия собственными силами.

Налог на прибыль

Данный вид налога относится к федеральным налогам и перечисляется на счета федерального бюджета и в бюджеты субъектов РФ. Плательщиками налога на прибыль являются организации и предприятия всех форм собственности. К этим субъектам также относятся филиалы и аналогичные структурные подразделения организаций, у которых имеется отдельный баланс и текущий расчетный счет.

Не облагаются налогом на прибыль организации, имеющие доход от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа.

Для определения в налоговом учете прибыли от реализации основных средств либо другого имущества используется разность 2-х величин:

  1. Вырученные средства от реализации товара.
  2. Первоначальная или остаточная стоимость товара с учетом индекса инфляции.

Расчет суммы налога производится с начала года ежеквартально с нарастающим итогом. Плательщикам необходимо погасить авансовые взносы по налогу, рассчитанные исходя из предполагаемого дохода за налогооблагаемый период, а также ставки налога. Проводка платежа должна быть совершена до 15 числа каждого месяца в равных частях, размер которых равен 1/3 суммы налога за квартал.

Помимо своей основной деятельности, предприятие может совершать финансовые вложения, осуществлять отдельные операции с целью получения прибыли. Подобные сделки подлежат обложению налога на доходы. К таковым относятся:

  1. Полученный доход от дивидендов по акциям либо другим ценным бумагам. Проценты по ценным бумагам, принадлежащим государству или организациям местного самоуправления.
  2. Прибыль, полученная от долевого участия в иных предприятиях.
  3. Разница между выручкой и расходами от услуг игорных домов, казино и др. имеющих вещевые и денежные выигрыши. В данную налогооблагаемую категорию включаются видеосалоны, прокат видео- и аудиокассет.

Налог на выше перечисленные категории доходов выплачиваются предприятием по установленной ставке. Что касается налогов с доходов от ценных бумаг и от долевого участия в иных организациях, то они взимаются непосредственно у источника выплат по установленной ставке. Этот же источник несет ответственность за удержание и погашение указанных налогов в бюджетный фонд.

Налог на имущество распространяется на все организации, считающиеся юридическими лицами, их структурные подразделения и филиалы с балансом и расчетным или текущим счетом. Объектом налогообложения в данном случае является имущество в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия. Такой налогооблагаемый объект включает все основные средства, оборотные и финансовые активы.

Максимальный размер ставки налога не может быть более 2% от налогооблагаемой базы. Отдельные ставки налога могут зависеть от вида деятельности предприятия и устанавливаются представительными либо законодательными органами субъектов России. Расчет налога на имущество за отчетный период предоставляется в налоговые органы по месту расположения предприятия в установленные сроки.

Данный вид налога относится косвенным (возмещаемым) налогам и включается в цену реализуемой продукции. К подакцизным товарам относятся:

  1. Спирт этиловый, пиво, вся алкогольная продукция.
  2. Легковые автомобили.
  3. Табачные изделия.
  4. Бензин автомобильный.
  5. Нефть, газовый конденсат.
  6. Ювелирные изделия.
  7. Некоторые виды минерального сырья.

Плательщиком акцизных сборов на продукцию, производимую на территории РФ, являются организации и их филиалы, которые производят и реализуют данный товар. При ввозе подакцизного товара акцизный сбор начисляется согласно федеральному и таможенному законодательству.

Объектом налогообложения является цена подакцизного товара, которая определена отпускными ценами без учета акцизного сбора. При ввозе товара на территорию РФ этим объектом должна быть таможенная стоимость с учетом суммы таможенной пошлины и сборов. Ставка акцизов едина на всей территории РФ и устанавливается в законодательном порядке. Сумма акциза должна быть определена плательщиком самостоятельно.

Несвоевременно погашенные счета и дальнейший рост кредиторской задолженности в бюджетные фонды может обернуться для предприятия большими рисками. Поскольку накопленные долги необходимо возвращать, что способствует выводу большей части оборотных средств и сказывается на финансовом положении. Поэтому своевременное погашение задолженности должна является – одной из первостепенных задач бухгалтерии.

Погашение задолженности перед бюджетом

Немаловажную роль в оценке ликвидности предприятия играют вовремя выполненные расчеты перед бюджетами различных уровней. Так как эти непогашенные счета реальны в отличие от задолженностей перед поставщиками. Кроме того, наличие задолженности такого вида означает незаконное удержание государственных средств и расходование их на свои нужды.

https://www.youtube.com/watch{q}v=nuYWznvWoDo&t=2s

Помимо такого рода неприятностей, возникают ситуации, где в обязательном порядке организация должна иметь погашенные счета по бюджетам различных уровней:

  1. Получение лицензии на осуществление какой-либо деятельности, связанной с производством либо оборотом этилового спирта, алкогольного и спиртосодержащего продукта.
  2. Приобретение федеральных марок.
  3. Заявка на получение кредита в банке.
  4. Разрешение на внешнеторговую деятельность.
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector