Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 653-60-72 (доб. 946, бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Правовое регулирование договора аренды земельных участков

Правовое регулирование договора аренды земельных участков

Правовое регулирование договора аренды земельных участков
СОДЕРЖАНИЕ
0

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Цель изучения дисциплины

Общая хаpактеpистика пpав на землю и другие пpиpодные pесуpсы. Специфика земли и других природных ресурсов как объектов недвижимого имущества. Формы и виды собственности на землю. Субъекты права земельной собственности. Особенности содержания права соб­ственности.

Публичная собственность на землю и другие пpиpодные pесуpсы: объ­екты, субъекты и содержание. Государственная собственность на землю: субъекты и объекты.

Источники правового регулирования аренды земельных участков

12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ, которая заложила основу для регулирования отношений собственности на земельные участки (ст. ст. 8, 9, 35, 36, 55 и 71). Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» были отменены нормы целого ряда законов о земле и, прежде всего, многие нормы ЗК РСФСР от 25 апреля 1991 г., сдерживавшие земельный оборот. Позже вступил в действие ГК РФ и ЗК РФ, которые послужили правовой базой для института аренды земельных участков.

В настоящее время ведется работа над проектом ГК РФ, изменения в который коснуться и вопросов, связанных с арендой, в том числе земельных участков. Также рассматривается ряд изменений и в другие нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, в том числе Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Отметим, что в литературе высказываются разные точки зрения о соотношении норм земельного и гражданского законодательства, в том числе и в отношении регулирования аренды земельных участков . Мнения авторов по этому поводу разделились.

Ряд ученых допускает содержание норм гражданского права в актах земельного законодательства . Такой прием юридической техники широко распространен в действующем законодательстве. Так, нормы гражданского права получили развитие и конкретизацию в ЗК РФ и посвящены многим институтам, применительно к особенностям такого объекта прав, как земельный участок. Ф. Х.

Адиханов не полностью поддерживает эту точку зрения и говорит о том, что нормы гражданского права передают эстафету нормам земельного права путем отсылки к земельному законодательству, а иногда путем напоминания о том, какие правила и требования следует соблюдать при регулировании земельных отношений .

Представитель земельного права Б. В. Ерофеев, наоборот, исходит из приоритетности применения земельного законодательства в регулировании земельных отношений, оттого что они основываются на общественном сознании социальной функции земли, её социальной значимости, объективно существующей ограниченности .

Н. И. Краснов связывает приоритет земельного законодательства с тем, что цели и задачи земельного и гражданского права находятся в определённом диалектическом противоречии , а К. Г. Пандаков и А. Е. Черноморец исходят из выдвижения на первое место значения земли как природного объекта, который является общенациональным достоянием, и поэтому его использование и охрана должны соответствовать природным требованиям .

Другие авторы считают, что при заключении договоров аренды земельных участков должны согласованно применяться нормы гражданского и земельного законодательства . Это возможно в том случае, если к гражданскому праву отнести сделки с земельными участками (в том числе и аренду), а к земельному – обеспечение целевого назначения земельных участков, определение категорий земель и их учет .

Третьи полагают, что арендные отношения возникают из договора между арендатором и арендодателем . Арендатор получает право владеть и пользоваться земельным участком и обязан использовать земельный участок в соответствии с законом и договором. Таким образом, что касается аренды земельных участков, то отношения по поводу аренды земельного имущества подчиняются общим требованиям, которые предъявляет гражданское законодательство к арендным отношениям, следовательно, основу законодательного регулирования наряду с земельным законодательством составляет ГК РФ.

Как следует из абз. 2 п. 1 ст. 2 ЗК РФ, юридическая сила Кодекса выше юридической силы иных федеральных законов. В то же время в силу п. 1 ст. 2 и абз. 2 п. 2. ст. 3 ГК РФ именно ГК РФ имеет превалирующее действие в области имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ГОРОДА МОСКВА ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ

В целях проведения земельной реформы в г. Москва и организации рационального использования и охраны земель и лесопаркового защитного пояса г. Москва, руководствуясь пунктом 2 Указа Президента РСФСР от 28 августа 1991 года N 96 «О полномочиях органов исполнительной власти города Москва» и в развитие совместного распоряжения Госкомзема РСФСР, Моссовета и Мосгорисполкома от 15 февраля 1991 года N 7-280р-184р «О создании органов управления по проведению земельной реформы в г.

Правовое регулирование договора аренды земельных участков

Москва», Государственный комитет РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и правительство Москвы совместным Постановлением от 15 октября 1991 года N 126-2 реорганизовали с 15 октября 1991 года Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Москвы и Управление планировки и застройки Главмосархитектуры в Московский земельный комитет (Москомзем) с включением его в состав правительства Москвы и возложением на него всех вопросов по экономико — правовому регулированию земельных отношений в пределах компетенции правительства Москвы.

Для проведения земельной реформы в г. Москва, необходимо было создать городскую нормативную правовую базу, но при этом следует отметить, что первым документом, разрешающим правительству Москвы оформлять договоры аренды земельных участков (причем как с советскими, так и иностранными юридическими лицами), стало распоряжение мэра Москвы от 6 августа 1991 года N 80-РМ «О предоставлении правительству Москвы права заключения договоров на землепользование».

  • выпущенное, в развитие пункта 2 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», распоряжение вице — мэра Москвы от 31 января 1992 года N 51-РВМ «О порядке предоставления и изъятия земель в г. Москва», которым вводились в действие Временное положение по предмету распоряжения, Акт резервирования земельного участка для проведения проектно — изыскательских работ и были заложены основные критерии и механизм предоставления и оформления земельных участков в городе Москва на правах краткосрочной (до пяти лет) и долгосрочной (до пятидесяти лет) аренды, в пожизненное наследуемое владение, а также установлен порядок их изъятия;
  • изданное, в соответствии с Указами Президента РФ от 28 августа 1991 года N 96 «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы» и от 29 декабря 1991 года N 334 «О дополнительных полномочиях органов управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы», распоряжение вице — мэра Москвы от 2 марта 1992 года N 110-РВМ «Об аренде земли как основной форме земельно — правовых отношений в г. Москве» установило, что в целях совершенствования экономического стимулирования землепользования основной формой земельных правоотношений в г. Москва является аренда и была утверждена временная форма договора аренды земли.

В порядке исполнения федеральных законодательных актов и ускорения перехода к рациональному использованию земельных ресурсов в г. Москва, в рамках реализации земельной реформы в г. Москва Постановление правительства Москвы от 31 марта 1992 года N 174а «О ходе реализации мероприятий по земельной реформе в г.

Москве» утвердило основополагающие принципы разграничения полномочий по вопросам регулирования землепользования, предоставления и изъятия земельных участков между правительством Москвы и администрациями округов, а распоряжением вице — мэра от 28 мая 1992 года N 264-РВМ «О порядке учета земель и регистрации прав на земельные участки» было утверждено Временное положение о порядке учета земель, регистрации прав на участки и выдачи (замены) документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования землей в Москве, установлен порядок учета земель и определены основные документы необходимые для формирования землеустроительного дела и регистрации (перерегистрации) прав пользования на земельные участки.

В развитие указанных нормативно — правовых актов были выпущены распоряжения мэра Москвы от 17 марта 1993 года N 162-РМ «Об основных принципах и порядке перерегистрации землепользователей на территории города Москвы», от 19 марта 1993 года N 168-РМ «Об уточнении порядка подготовки распорядительных документов по предоставлению земельных участков для строительства в г.

Москве» и от 2 июля 1993 года N 400-РМ «Об уточнении порядка подготовки и выпуска распорядительных документов по предоставлению земельных участков для строительства, реконструкции, реставрации, расширения объектов в г. Москве», которыми конкретизировались полномочия и разграничивались функции исполнительных органов власти в вопросах подготовки, согласования и утверждения документов по перерегистрации, подготовки разрешительной документации на период проектирования, строительства (реконструкции, реставрации, расширения объектов) и предоставления земельных участков под эти цели.

В дополнение к названному распоряжению от 2 июля 1993 года N 400-РМ распоряжением мэра Москвы от 8 апреля 1997 года N 272-РМ «Об упорядочении подготовки распорядительных документов по вопросам землепользования» предусматривалось включение в состав соответствующих распорядительных документов в виде приложения планов с указанием границ предоставляемых участков (копий эскиза N 1 из градостроительных заключений).

К тому же распоряжением мэра от 26 августа 1993 года N 499-РМ «О проведении эксперимента по резервированию земель в Северном, Северо — западном и Западном административных округах города Москва» была продолжена разработка процедуры резервирования земель и на 1993 год устанавливался новый (экспериментальный) порядок резервирования и оформления разрешений на выполнение проектно — изыскательских работ по размещению, реконструкции, реставрации и расширению объектов в отношении земельных участков, не подлежащих выставлению на городские и окружные конкурсы.

Распоряжением мэра Москвы от 7 декабря 1993 года N 705-РМ «О порядке изъятия в г. Москве земельных участков и возмещении при этом причиненных убытков», Постановлением правительства Москвы от 25 января 1994 года N 77 «О ходе работ по регистрации землепользователей и обеспечению взимания платы за землю», которым вводился в действие регламент подготовки и оформления распоряжений префектов административных округов по установлению прав на землю в процессе регистрации землепользователей, и распоряжением мэра Москвы от 18 июня 1996 года N 374-РМ «О принятии Москомземом распоряжений по земельным участкам в г.

Предлагаем ознакомиться:  Проверить авто на арест по базе ГИБДД бесплатно по гос номеру ГИБДД бесплатно © Юрист Горячая линия

Москве», предоставившим Москомзему право самостоятельно принимать решения и издавать распоряжения об установлении прав пользования (аренды) на земельные участки сроком до пяти лет, фактически завершилось создание блока нормативно — правовых документов по предоставлению и изъятию земель в г. Москва, о порядке учета земель, регистрации прав на земельные участки и принципах перерегистрации землепользователей на территории города Москва.

Одновременно с нормативным обеспечением рассмотренного блока вопросов исполнительными органами власти г. Москва проводилась разработка концепции по предоставлению в аренду земельных участков для коммерческого использования на конкурсной основе.

Распоряжениями мэра от 10 августа 1992 года N 264-РМ «О проведении конкурсов по предоставлению в долгосрочную аренду земельных участков в г. Москве» и от 18 декабря 1992 года N 571-РМ «О порядке и условиях проведения конкурсов на предоставление в долгосрочную аренду земельных участков в г. Москве» впервые устанавливался порядок предоставления земельных участков для коммерческих структур, как правило, на конкурсной основе, при этом объектом правоотношений становился не земельный участок, а право его долгосрочной аренды.

Вместе с тем, учитывая первые позитивные результаты проведенных конкурсов, установленный порядок получил дальнейшее развитие в распоряжении мэра Москвы от 14 декабря 1993 года N 721-РМ «О дополнении к распоряжению мэра Москвы от 18 декабря 1992 года N 571-РМ», где предоставление земельных участков в г.

Москва для коммерческого использования только на условиях конкурса носит уже императивный характер, и в распоряжении мэра Москвы от 4 марта 1994 года N 97-РМ «О дополнении к распоряжениям мэра Москвы от 18 декабря 1992 года N 571-РМ и от 14 декабря 1993 года N 721-РМ», согласно которому на земельный конкурсный рынок Москвы допускались фирмы — нерезиденты и их дочерние компании с правом оплаты выкупленных прав аренды в свободно конвертируемой валюте.

Правовое регулирование договора аренды земельных участков

Следующим, качественно новым, этапом в развитии проводимой городом земельной политики стали изданное в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» распоряжение мэра Москвы от 5 сентября 1994 года N 430-РМ «О прекращении предоставления земельных участков на праве временного пользования» и далеко не бесспорное на предмет юридической чистоты, вызвавшее споры как в среде ученых — правоведов, так и у юристов — практиков распоряжение мэра Москвы от 26 сентября 1994 года N 471-РМ «О плате за право заключения Договора аренды земли в Москве», которым устанавливалось взимание с арендаторов платы при предоставлении земельных участков, за предоставление права на заключение договора аренды, а также конкретизирующее его нормы и расширяющее права Москомзема и исполнительных органов административных округов распоряжение мэра Москвы 29 ноября 1994 года N 603-РМ «Об улучшении подготовки, организации и проведения публичных торгов по предоставлению права на заключение договора аренды земельных участков».

Однако распоряжением мэра Москвы от 26 сентября 1994 года N 471-РМ устанавливалось, что арендаторы земельных участков, предназначенных под объекты социальной сферы или городского заказа, освобождаются от оплаты за предоставление права заключения договора аренды. В дальнейшем было введено еще несколько оснований, освобождающих арендаторов земельных участков от оплаты за право заключения договора аренды земли.

В частности, распоряжением мэра Москвы от 11 января 1995 года N 10-РМ «О заключении Договоров аренды земли по инвестиционным объектам на территории Центрального административного округа» было введено дополнительное положение, освобождающие инвесторов, осуществляющих строительство и реконструкцию на условиях передачи городу 50% вводимых площадей, от оплаты разового сбора по ставкам стартовой конкурсной цены за право заключения договора аренды земли по объектам программы реконструкции и нового строительства и по объектам, обеспеченным инвестиционными контрактами.

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ ДЕЛ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В ГОРОДЕ МОСКВА

В последнее время аренда стала одним из основных правовых титулов обладания земельным участком и получает все большее распространение. На протяжении многих тысячелетий аренда претерпевала изменения. Как известно, земельное арендное право берет свое начало со времён Древнего Рима. В римском праве аналогом аренды был найм вещей (location-conduction rerum).

Согласно римскому законодательству по договору найма вещей одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) одну или несколько определенных вещей для временного пользования, а другая сторона обязуется уплачивать за пользование этими вещами определённое вознаграждение и по окончании пользования возвратить вещи в сохранности наймодателю .

Как видим, действующее российское законодательство имеет некоторое отличие от древнеримского в части определения договора аренды. В частности, наниматель обладает только одним правомочием – пользованием (по древнеримскому праву), тогда как российское предоставляет право выбора – пользование или пользование и владение.

Правовое регулирование договора аренды земельных участков

Таким образом, современный законодатель расширил круг правомочий для нанимателя. Сходством является то, что действующее российское законодательство не дает определения договора аренды земельного участка, а отсылает к общим нормам об аренде ГК РФ, которые регулируют данный договор как разновидность договора аренды.

До настоящего времени продолжается дискуссия о том, совпадают ли понятия «аренда», «наем» и «имущественный найм». Так, О. Н. Садиков, А. Н. Гуев, О. М. Козырь, М. Ю. Тихомиров, В. Н. Сидорова, А. В. Стремоухов, Ю. М. Лермонтов и другие ставят знак равенства между этими понятиями.

Многие авторы (А. А. Иванов, Б. Д. Завидов, Е. А. Суханов и другие) считают, что термин «аренда» возможно использовать как термин «наем», так как они являются тождественными. Однако в законодательстве термин «наем» используется для совсем другого договора – наема жилого помещения, который относится к договорам по передаче имущества, но не является разновидностью договора аренды.

Известный дореволюционный цивилист В. И. Синайский дифференцировал договоры аренды и имущественного найма исходя из того, что аренда предполагает только пользование вещью, а найм, кроме того, «извлечение из нее плодов» . В. Н. Литовкин вообще предпочитает понятие «имущественный наем», а понятие «аренда» употребляет лишь иногда.

Несмотря на это, ГК РФ устанавливает, что понятия «аренда» и «имущественный найм» равнозначны. Также до настоящего времени некоторые авторы продолжают предлагать свое определение аренды. Так, Е. Н. Васильева определяет аренду имущества как эксплуатацию такого имущества с использованием его потребительских качеств, как право пользования арендованным имуществом, заключающееся в извлечении из вещи ее полезных свойств (плоды, продукция и доходы), которые по общему правилу остаются в собственности арендатора .

По мнению О. Гутникова, аренда вообще обладает двойственной природой, «с одной стороны, аренда стесняет собственника сдаваемого в аренду имущества при осуществлении им своих правомочий и в этом смысле является ограничением (обременением) прав арендодателя, с другой – аренда является правом арендатора, предоставляющим ему возможность пользоваться арендованным имуществом. Таким образом, для арендодателя аренда выступает в качестве обременения, а для арендатора – в качестве права пользования арендованным имуществом» .

Как полагает Р. В. Колпаков, аренда – это договор, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор должен уплачивать арендную плату за пользование предоставленным земельным участком и пользоваться этим участком в соответствии с его назначением . По В. В.

Ковалеву, договор аренды – это договор, по которому одна сторона (собственник имущества или уполномоченное им или законом иное лицо) предоставляет на известный срок и за известное вознаграждение индивидуально-определённую вещь в пользование и владение другой стороне (арендатору), которая в пределах срока договора приобретает, во-первых, право собственности на плоды, продукцию и доходы, полученные в результате использования арендованного имущества, и, во-вторых, неотъемлемое право пользования и владения имуществом в течение срока договора .

О. П. Скребкова даже предлагает заменить в ст. 606 ГК РФ слова «во временное пользование и владение или во временное пользование» на «для целей пользования» . С данным высказыванием и предложением нельзя согласиться, потому что многие договоры не содержат условий о назначении и цели пользования арендованным земельным участком и законодательство не предусматривает данные условия. В противном случае эти условия необходимо считать существенными.

А. С. Трифонов исходит из того, что по договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок или его часть за плату во временное пользование и владение, а арендатор – уплачивать арендную плату, использовать участок в соответствии с его целевым назначением и разрешённым использованием, соблюдать природоресурсовое, природоохранительное, градостроительное и иное законодательство .

По определению В. В. Никишина, аренда земли представляет собой основанное на договоре срочное владение и пользование землей для самостоятельного осуществления хозяйственной или иной деятельности . Таким образом, он допускает, что срок является обязательным условием договора аренды земельного участка и предполагает, что арендатор должен осуществлять какую-либо самостоятельную деятельность.

Рассматривая определение договора аренды по российскому законодательству, хочется отметить, что статья 606 ГК РФ не вполне корректна, так как у арендатора при заключении договора аренды появляется ещё одно правомочие – распоряжение, которое заключается в возможности передачи арендованного имущества в субаренду, предоставления в безвозмездное пользование, внесения арендных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив или передачи арендных прав в залог (п. 2. ст. 615 ГК РФ).

Аналогичное правомочие предоставляется арендатору и в отношении земельного участка согласно п. 5 ст. 22 ЗК РФ. На основании изложенного автор предлагает абзац 1 ст. 606 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Договором аренды признается договор, в соответствии с которым арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное пользование или во временное пользование и владение, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) договором, – во временное владение, пользование и ограниченное распоряжение или во временное пользование и ограниченное распоряжение».

https://www.youtube.com/watch{q}v=8rprqyD5wL0

Соответственно, 1.1. главы 34 части 2 ГК РФ необходимо дополнить ст. 625.1. «Договор аренды земельного участка» и предусмотреть в ней следующую норму: «По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование , а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) договором, – во временное владение, пользование и ограниченное распоряжение».

Согласно п. 1 ст. 8.1. ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Пункт 2 ст. 8.1. гласит: «Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом».

Правовое регулирование договора аренды земельных участков

В связи с введением данной статьи в ГК РФ статья 609 ГК РФ, регулирующая форму договора аренды, утратила силу. Таким образом, предложение ввести регистрацию для договора аренды, заключенного на любой срок, в настоящее время отражено в изменениях в ГК РФ . Однако некоторые авторы полагают, что «в предложенном варианте не учитываются интересы землепользователей, которым придется иметь отношения с учреждениями юстиции, тратить время и деньги и т.п.

Предлагаем ознакомиться:  Внесение изменений в договор осаго

» Важно отметить, что изменения в нормативные правовые акты (ЗК РФ, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.), регламентирующие регистрацию прав и (или) сделок, до настоящего времени не внесены, в связи с чем, отсылочные нормы ГК РФ (ст. 8.1.) носят противоречивый характер.

Например, положения ст. 26 ЗК РФ остались неизменными и предусматривают государственную регистрацию договора аренды земельного участка, субаренды земельного участка, заключенные на срок более чем один год. Таким образом, непонятно подлежат ли договоры аренды земельных участков, заключенные на срок до одного года регистрации{q}

Анализируя новую норму, автор полагает, что договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации. Пункт 3 рассматриваемой статьи закрепляет положение о том, что в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Действующий Гражданский кодекс РФ устанавливает именно такое регулирование нотариального удостоверения сделок (п. 2 ст. 163 ГК РФ). Таким образом, данный пункт не является новым, а лишь дублирует ст. 163 ГК РФ. В настоящее время Закон устанавливает правило, согласно которому права по данным сделкам могут быть зарегистрированы через нотариуса.

Таким образом, стороны по указанным сделкам не лишаются возможности самостоятельно совершить все необходимые регистрационные действия. Однако изменения в ГК РФ так и не решили вопрос о гражданско-правовой ответственности за отсутствие государственной регистрации. Статьей 19.21 КоАП РФ предусмотрена лишь административная ответственность , которая устанавливает, что за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;

на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, не подлежит применению. Это связано с тем, что хотя регистрация договора осуществляется на основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Приказа Минюста РФ от 06 августа 2004 г.

№ 135 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества» , сам порядок регистрации таких договоров является своего рода инструкционным указанием для регистраторов, и привлечь к ответственности граждан и юридических лиц по этой статье невозможно.

Правовое регулирование договора аренды земельных участков

Особо хотелось бы сказать о лицах без гражданства и бипатридах, которые вообще никакую ответственность за несоблюдение формы договора аренды не несут. Таким образом, законодатель должен расширить рамки ст.19.21 КоАП РФ, включив данную категорию лиц. Целесообразно отметить, что требование законодательства о регистрации договора аренды земельного участка распространяется и на договор субаренды земельного участка (ст. 615 ГК РФ).

Гражданско-правовое регулирование договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначенияКособродов Владимир Михайлович

Гражданско-правовое регулирование отчуждения земельных участков в РоссииИмекова Мария Павловна

Правовое регулирование договора аренды земельных участков, заключаемого с субъектами малого и среднего предпринимательстваБериев, Тимур Валерьевич

Гражданско-правовой оборот земельных участков под строениями в РоссииЕльникова Елена Васильевна

Интеллектуальная собственность в глобальной компьютерной сети «Интернет»: проблемы гражданско-правового регулирования в России и СШАБабкин Сергей Александрович

Гражданско-правовое регулирование франчайзинга в РоссииЛысенко Евгений Сергеевич

Ипотечные отношения в России (Проблемы гражданско-правового регулирования) Марзаганов Адам Мусаевич

Гражданско-правовое регулирование потребительской кооперации в России Тычинин Сергей Владимирович

Правовое регулирование строительства магистральных нефтепроводов России : гражданско-правовой аспектАнисина Карина Талгатовна

Гражданско-правовое регулирование института сервитута в России Дерюгина Татьяна Викторовна

  1. Таким образом, стороны по указанным сделкам не лишаются возможности самостоятельно совершить все необходимые регистрационные действия.
  2. Земельный участок, на котором расположен склад-модуль, закрытое акционерное общество продавец арендовало сроком на десять лет. Еще одной тенденцией правового регулирования отношений аренды в советский период было уменьшение значения норм имущественного найма, содержащихся в ГК РСФСР, путем издания многочисленных подзаконных нормативных актов.
  3. Степень научной разработанности темы исследования. Предложено предоставить субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности, право на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения конкурсов или аукционов.
  4. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом ч. В данной ситуации арендатор получает приоритетное право на выкуп участка, что может быть без особых проблем доказано в суде.
  5. В то же время следует сказать, что договоры аренды, заключенные на срок один год и более, не относятся ни к консенсуальным, ни к реальным договорам, поскольку считаются заключенными с момента государственной регистрации. С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации количество земельных споров не уменьшилось, а наоборот, наблюдается тенденция к их увеличению.

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМАХ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Текст научной статьи по специальности — Государство и право. Юридические науки.

Гражданский кодекс РФ допускает установление законом особенностей сдачи в аренду земельных участков, однако правовую регламентацию этой возможности в кодексе РФ нельзя признать удачной.

Как только часть земельного участка индивидуализирована, как того требует законодательство, получается отдельный объект, но не его часть. Раздел земельного участка означает создание иных объектов гражданских прав. Этот тезис подтверждается положениями пункта 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации, в соответствии с которыми при подаче заявления о государственной регистрации договора аренды земельного участка или его части обязательным приложением к заявлению является кадастровый план.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Все это позволяет говорить об актуальности исследования проблемы гражданско-правового регулирования договора аренды земельных участков в России;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • При оформлении в собственность того участка, который принадлежит частнику, потребуется письменное согласие действующего владельца;
  • Таким образом, порядок заключения исследуемого договора различается в зависимости от формы собственности на земельный участок;
  • Вообще, трудно представить себе экономику и гражданское законодательство современного государства, в котором управление недвижимостью не занимало бы одно из главенствующих мест.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, отменяя Постановление суда апелляционной инстанции и решение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, указал на неправомерность требований ответчика Московского земельного комитета понудить истца общество с ограниченной ответственностью представить документы, подтверждающие правовое регулирование договора аренды земельного участка проблема дежурной кадастровой карты планаи иную документацию, согласованную с ответчиком по процедуре, определяемой земельным законодательством.

https://www.youtube.com/watch{q}v=H850a6kNFkI

Общество с ограниченной ответственностью далее — обществоосновываясь на требованиях Земельного кодекса, обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании ответчика обеспечить изготовление кадастровой карты плана земельного участка и утвердить проект его границ.

Общество при обращении в арбитражный суд указало, что является собственником двух нежилых зданий имеет право пользования занятыми зданиями земельными участками, а также преимущественное право покупки этих земельных участков.

В целях оформления земельно-правовых отношений общество на основании статьи 36 Земельного кодекса подало в Москомзем заявление об изготовлении кадастровой карты плана земельного участка и утверждении проекта его границ. Однако в установленные сроки ответа получено не было, указанные в заявлении правовое регулирование договора аренды земельного участка проблема Москомземом не выполнены.

Детали правового регулирования аренды земельных участков

В связи с этим общество не вправе требовать судебной защиты по заявленному требованию.

Оставляя решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции установил, что земельный участок по указанному адресу прошел кадастровый учет и нанесен на дежурную кадастровую карту. Однако указал, что в правовое регулирование договора аренды земельного участка проблема требований общества отказано правомерно в связи с неподкреплением этих требований документально, путем представления соответствующей документации, согласованной с ответчиком по процедуре, определяемой земельным законодательством.

В то же время представляется, что наиболее эффективным способом защиты прав заявителя было бы обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.

  1. Таким образом, рассмотрев данный параграф, можно прийти к выводу, что, несмотря на урегулированность арендных отношений в ГК РФ, все же возникают арбитражные споры в этой сфере.
  2. Кривошеий говорили о необходимости обращения аренды казенных земель в связи с ростом землеустройства в орудие единоличного землеустройства и сельскохозяйственной культуры6.
  3. Соответственно в статью 625 ГК РФ следует к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества отнести и договор аренды земельных участков.
  4. На современном этапе социально-экономического развития в Российской Федерации происходит формирование среднего класса, представленного субъектами малого и среднего предпринимательства1.
Предлагаем ознакомиться:  Предварительный договор аренды нежилого помещения (образец)

В рассматриваемой ситуации между сторонами существуют не гражданско-правовые, а публичные правоотношения. Следовательно, оспаривание бездействия органов местного самоуправления должно осуществляться в рамках административного судопроизводства.

  • В качестве наймодателей и нанимателей по-прежнему могли выступать и граждане, и организации;
  • В связи с этим к договору должны прилагаться документы, позволяющие точно идентифицировать предмет аренды;
  • ГК РФ дополнить пунктом:

Возможно ли применение механизма судебного понуждения к заключению договора купли-продажи или аренды земли в случае уклонения органов местного самоуправления от заключения таких договоров{q} Судебную практику по данному вопросу вряд ли можно назвать сформировавшейся, однако можно говорить о признании судебными органами возможности понуждения органов местного самоуправления к правовое регулирование договора аренды земельного участка проблема договоров купли-продажи или аренды земельных участков при отсутствии правовых оснований, препятствующих заключению таких договоров.

Постановлением кассационной инстанции Постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения. Ответчик в заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и Постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций просил отменить названные судебные акты, так как правовое регулирование договора аренды земельного участка проблема приняты с нарушением норм действующего законодательства.

Предприниматель приобрел у закрытого акционерного общества на основании договора купли-продажи склад-модуль. Подтверждением права собственности истца на данный объект недвижимости было свидетельство о государственной регистрации права.

Земельный участок, на котором расположен склад-модуль, закрытое акционерное общество продавец арендовало сроком на десять лет. На момент продажи склада-модуля срок действия договора аренды земельного участка не истек.

Таким образом, предприниматель реализовал предоставленное ему законом право выбора правового режима землепользования. Отказываясь заключить предложенный договор, администрация муниципального образования ссылалась на то, что в соответствии с генеральным планом развития города указанный земельный участок предполагается использовать для реконструкции центральной части города правовое регулирование договора аренды земельного участка проблема, кроме того, часть спорного участка находится на землях общего пользования.

Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.

Следовательно, нормы п. 3 ст.28 Закона о приватизации могут распространяться только на те случаи, когда объекты недвижимости были приватизированы до его вступления в силу.

Судебная защита земельных прав

  • фактический метраж земельного участка;
  • кадастровая стоимость территории;
  • место, где располагается собственность.

Обзор главных особенностей В соответствии с нормами статьи 607 действующего Гражданского Кодекса РФ законодательством могут устанавливаться определенные нюансы сдачи земельных участков в аренду частным лицам. На основе анализа ряда нормативов земельного законодательства можно прийти к выводу, что они не могут рассматриваться отдельно от Гражданского Кодекса. Однако в некоторых исключительных ситуациях Земельным Кодексом может применяться иное регулирование. Статья 607.

При анализе актуальной судебной практики, присущей рассмотрению спорных ситуаций, связанных с арендной платой, можно сделать несколько выводов. Например, в каждом конкретном случае обязанность по оплате земельного налогового сбора возлагается на непосредственного арендодателя, если прочие нормы не предусматриваются соответствующим арендным соглашением.

Кроме того, размер арендных выплат может быть изменен и в досудебном порядке, по взаимному решению сторон в те сроки, которые предусматриваются заключенным договором. Сделать это можно не более одного раза за 12 месяцев.

Плата по

налоговому сбору

Правовое регулирование договора аренды земельных участков

В любом случае, все составляющие арендных выплат должны быть представлены на обозрение заинтересованным сторонам заблаговременно. Не могут входить в рамки соответствующих трат расходы по содержанию объекта в сохранности.

Право на взыскание арендной платы может быть доказано в судебном порядке только при условии предоставления на обозрение компетентного судьи соглашения об аренде земли.

Важно помнить о том, что обязательство по совершению арендных платежей может возникать не только из-за оформления арендного соглашения, но также и по факту покупки строения или прочих жилых/нежилых сооружений, расположенных на конкретном участке земли.

В данной ситуации арендатор получает приоритетное право на выкуп участка, что может быть без особых проблем доказано в суде. Об этом кратко указывается в КОАП РФ.

Срок аренды земельного участка

прописывается в каждом договоре отдельно.

Какие документы нужны для продажи участка в СНТ — мы расскажем далее.

Как арендовать земельный участок с последующим правом выкупа{q}

  • сохранение земельного участка в приемлемом состоянии;
  • использовании территориального надела исключительно в соответствии с целевым назначением;
  • определение фактических сроков действия таких соглашений;
  • величина платы за аренду, а также порядок и формат совершения выплат.

В 2019 году аренда участков земли является одной из наиболее распространенных процедур, напрямую связанных с оборотом имущества. Практика показывает, что аренда по праву считается удобным и выгодным вариантом взаимоотношений для всех интересующихся сторон.

Заключение специального арендного соглашения значительно облегчает доступ к территориальному наделу тем, кто может в соответствии с законодательством рационально использовать его. Также это позволяет удовлетворить потребности тех категорий граждан. которые остро нуждаются во временном использовании участков для ведения хозяйственной деятельности.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ВОПРОСАМ ОТНОШЕНИЙ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Правовое регулирование договора аренды земельных участков

Согласно Федеративному договору (абз. «ж», «к» п. 1 ст. 2) к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москва и Санкт — Петербург Российской Федерации относятся, в числе прочих, земельное, водное, лесное законодательство;

законодательство о недрах; природопользование, особо охраняемые природные территории. В соответствии со статьей 2 (п. 2), статьей 3 (п. 3), статьей 4 (п. 2) названного Договора, по данным вопросам федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, согласно с которым органы государственной власти краев, областей, городов Москва и Санкт — Петербург Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты, при этом вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москва и Санкт — Петербург.

В случае издания органами государственной власти субъекта федерации правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при противоречии правовых актов края, области, городов Москва и Санкт — Петербург федеральным законам, изданным по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта федерации, применяются федеральные законы.

Это право было подтверждено и конкретизировано Протоколом к Федеративному договору, который является его неотъемлемой частью. Статья 5 Протокола устанавливает, что до принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Федеративным договором к совместному ведению согласно его статье 11, органы государственной власти субъектов федерации вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование, а при издании в последующем федеральными органами государственной власти Российской Федерации актов по таким вопросам акты субъектов федерации приводятся в соответствие с федеральными актами.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года закрепила созданную ранее правовую основу для собственного правового регулирования земельных отношений в г. Москва как субъекте РФ и принятия в пределах своей компетенции городских нормативных правовых актов и законов города Москва по данному вопросу.

Однако статья 9 Конституции РФ не решает вопроса о соотношении прав Федерации и ее субъектов на землю, а пункт «в» статьи 72, вводя положение о «совместном ведении» по вопросам владения, пользования и распоряжения землей устанавливает, что правомочиями собственника природных ресурсов обладают и Федерация, и ее субъекты, не раскрывая при этом объема правомочий государственных органов Российской Федерации и государственных органов субъектов РФ.

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» большая часть статей Земельного кодекса РСФСР и некоторые положения законодательных и нормативных правовых актов по вопросам земельных отношений были признаны недействующими или утратили силу, а полномочия Советов народных депутатов по вопросам земельно — правовых отношений были переданы соответствующим администрациям (исполнительным органам власти на местах).

Отсутствие либо недостаточно оперативное формирование федерального законодательства в отношении рассматриваемого вопроса и как следствие возникший правовой вакуум ускорил и подготовку, и издание субъектами федерации, в частности города Москва, нормативных правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений.

Арендные соглашения по праву считаются одними из наиболее популярных в сфере оборота имущественных объектов в настоящее время. Действующее федеральное законодательство дает четкое определение таким договорам. Так, в соответствии со статьей 606 Гражданского Кодекса РФ по соглашению об имущественном найме арендодатель обязуется предоставлять арендаторам имущество за определенную плату на временной основе.

Специфическим параметром, который обуславливает выделение аренды земельных участков в качестве особой разновидности арендных отношений, является предмет соглашения. Именно это попадает под правовое регулирование аренды земельных участков.

Статья 607 Гражданского Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию о том, что особенности сдачи земельных участков в аренду определяются законодательством.

Статья 20 рассматриваемого Кодекса гласит, что юридические лица, имевшие право на бессрочное пользование землей, были обязаны переоформить соответствующее право до 2006 года. В противном случае возможность аренды исключалась.

Условия арендных соглашений и порядок выкупа участков земли, на которых размещаются приватизированные имущественные объекты, определяются на основании статьи 28 Федерального Закона №178 от 27 февраля 2003 года.

Сдача федеральных или муниципальных территорий в аренду производится по результатам публичных торгов, но может осуществляться и без них. Порядок аукциона определяется Правилами, принятыми в Постановлении Правительства РФ №808 от 11 ноября 2002 года.

https://www.youtube.com/watch{q}v=Wj-2CQuEuws

Последние изменения в земельном законодательстве устанавливают необходимость регулирования определенного перечня гражданских правоотношений. При этом многие специалисты считают, что большинство существующих законных нормативов не отвечают необходимому высокому уровню, а в целом ряде случаем и вовсе противоречат Гражданскому Кодексу РФ.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector