Постоянные нормы права примеры из конституции

Постоянные нормы права примеры из конституции

Постоянные нормы права примеры из конституции
СОДЕРЖАНИЕ
0

Примеры каждого вида конституционно правовых норм

· обычные (конкретные) нормы:
закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81).

· материальные:
определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы — рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

https://www.youtube.com/watch{q}v=sUwNK6W8Gxc

− материальные
− предусматривают содержание правовой нормы («Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» − ст.56 Конституции Республики Беларусь);

− управомочивающие
− определяют права субъектов действовать тем или иным образом («Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);

Различают следующие классификации КПН: — В зависимости от функций: регулятивные и охранительные;
— По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные);
— По времени действия: постоянные и временные;
— По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.

Охранительные
нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

В зависимости от видов субъектов правотворчества все конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, исходящие от государства, муниципальных образований и непосредственно от гражданского общества. Соответственно они принимаются органами государственной власти, органами местного управления и самоуправления и на референдумах.

Однако из общего правила имеются и некоторые исключения. В Конституции Кипра 1960 г. и Конституции Мальты 1964 г. нормы-дефиниции сформулированы в их заключительных разделах. Они определяют ключевые термины и понятия, которые используются в контексте конституций.

Такой вариант как самый удобный имеет наибольшее распространение. Определительно-установочные нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулировании. Примером таких норм служат предписания ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющие цели и устанавливающие задачи Конституционного Суда, и др.

НАЗОВИТЕ ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ ПО РАЗЛИЧНЫМ КЛАССИФИКАЦИЯМ · обязывающие:относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». · обычные (конкретные) нормы:закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения.

Императивные, в которых, правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»; 2.

Диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации…». Или (ч. 1 ст.

Реже санкция указывает на поощрение за следование предписанному поведению. Главная цель санкции — побуждение субъекта действовать согласно нормативному предписанию.

  1. Часть 2 ст. 110 Конституции представляет собой одну диспозицию и декларирует, что правительство Российской Федерации имеет в своем составе Председателя, заместителей и федеральных министров.
  2. Часть 4 ст. 99 Конституции содержит гипотезу, декларирующую, что если начинает работать Государственная Дума нового созыва, то Государственная Дума прежнего созыва прекращает свои полномочия (диспозиция).
  3. Санкцию имеют статьи Конституции, предусматривающие ответственность (п. 1 ст.

Нормы права примеры из конституции

О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано. По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа);

Внимание

Как правило, такие нормы принимаются на референдумах, всенародных голосованиях и называются референдумными. В России к подобным нормам можно отнести все конституционные нормы — нормы Конституции, поскольку она была принята посредством всенародного голосования. Конституционное право 4. По действию в пространстве .

Предлагаем ознакомиться:  Что можно рассказать о себе при знакомстве, в переписке

Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы: действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и др.); на территории субъектов Российской Федерации (Конституция республики, Устав края, области, законы субъекта РФ и др.); а также в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования и др.). 3.

Главная / Тестовая рубрика / Нормы права примеры из конституции Нормы права примеры из конституции Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Важно

Существует множество различных норм права. Чтобы ориентироваться во всем их многообразии, необходимо знать их основные виды и, следовательно, познакомиться с классификациями норм. С одной такой классификацией мы уже познакомились во втором разделе этой книги. Речь шла о выделении норм запрещающих, обязывающих и управомочивающих (или, по-другому, дозволяющих, разрешающих).

Ниже приводятся примеры норм всех трех видов (из Конституции России)1. Примеры запрещающих норм Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства (ст. 6) Запрещается создание/деятельность общественных объединений, направленных на насильственное изменение конституционного строя, территориальной целостности и т.п. (ст.

Примеры обязывающих норм Основное общее образование обязательно; родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (ст. 43) Каждый обязан беречь памятники истории и культуры (ст. 44) Каждый обязан платить законно установленные налоги (ст. 57) Примеры управомочивающих норм Каждый имеет право на тайну переписки и т.п. (ст.

22) Каждый имеет право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27) Граждане имеют право избирать и быть избранными (ст. 32) Никто не обязан свидетельствовать против себя (ст. 51) Следует обратить внимание на одно важное обстоятельство: если законодатель формулирует в норме чью-то обязанность, то мы одновременно видим «сквозь эту норму» и чье-то соответствующее право. Так, родители обязаны обеспечить детям основное общее образование.

Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. 8. Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»). 9. Дефинитивные нормы (нормы – определения) выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий.

Управомочивающие нормы права примеры из конституции рф 1993

Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81). 4. По характеру (цели) правового предписания, которое содержится в диспозиции нормы: · обязывающие:относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст.

15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». · Запрещающие:может служить диспозиция ч. 2 ст. 34 Конституции РФ: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». · Управомочивающие:можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ ( ст.

Как определить гипотезу, диспозицию и санкцию

Санкция
представляет собой вид ответственности, которая неизбежна в случае несоблюдения правила, предписанного буквой закона, а также определяет размер такой ответственности. Реже санкция указывает на поощрение за следование предписанному поведению. Главная цель санкции — побуждение субъекта действовать согласно нормативному предписанию.

  1. Часть 2 ст. 110 Конституции представляет собой одну диспозицию и декларирует, что правительство Российской Федерации имеет в своем составе Председателя, заместителей и федеральных министров.
  2. Часть 4 ст. 99 Конституции содержит гипотезу, декларирующую, что если начинает работать Государственная Дума нового созыва, то Государственная Дума прежнего созыва прекращает свои полномочия (диспозиция).
  3. Санкцию имеют статьи Конституции, предусматривающие ответственность (п. 1 ст. 93 Конституции РФ).
Предлагаем ознакомиться:  Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями)

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Декларативные
нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (к примеру, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Дефинитивные
нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определœенной правовой категории (к примеру, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»:«Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, базовых прав и свобод человека»).

По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.

Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, «избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям». Как справедливо отмечается в юридической литературе, «к этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права».

Примером обязывающих конституционных норм, адресованных физическим и юридическим лицам, являются закрепленные в ст. ст. 57-59 Конституции РФ обязанности каждого: «платить законно установленные налоги и сборы»; «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; долг и обязанность гражданина защищать Отечество.

Среди обязывающих конституционных норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, можно, в частности, назвать: обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

В качестве примера диспозитивной нормы как нормы, допускающей регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливающей правило лишь на случай отсутствия соглашения, называют, в частности, ст. 6 ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В ней устанавливается, что «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Другой пример обязанности, обращенной к государственному органу (должностному лицу) – формула ст. 106 Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов — федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.

Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права. Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами.

Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц. Для последних полномочия, составляющие их компетенцию, не являются личной привилегией, а имеют публично-правовой характер. Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц.

Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3);

Предлагаем ознакомиться:  Разглашение персональных данных

«гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст. 14);

«запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

По критерию характера взаимоотношений субъектов правоотношения конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения.

Под императивными нормами понимаются те, в которых правила поведения сформулированы повелительно, однозначно, безальтернативно. Под диспозитивными же подразумевают нормы, которые содержат возможность выбора того или иного варианта поведения.

а) действующие в течение неопределенного времени (их большинство);

б) действующие лишь в определенные периоды времени (так, нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения. Последние, в частности, предусмотрены Конституционным законом РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного либо чрезвычайного положения).

в) нормы конституционного права, исчерпываемые во времени своего действия. Например, целый ряд подобных норм зафиксирован в разделе II «Заключительные и переходные положения Конституции РФ».

К исчерпавшим себя по времени действия относятся и нормы конституционного права, содержащиеся в нормативных актах, которые принимаются как временные правовые акты – на период, пока будет подготовлен и принят постоянно действующий нормативный акт, пока будет осуществлено основное правовое регулирование.

О временном характере подобного рода актов указывается в их тексте. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.

) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г. приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа); в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

В зависимости от такого критерия, как их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые нормы бывают двух видов: нормы общего характера и конкретные, поведенческие нормы.

а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.). Таким образом рассматриваемые нормы оказывают косвенное влияние на поведение, но конкретных правил поведения не устанавливают.

б) Конкретные, поведенческие нормы – это содержащиеся в Конституции РФ и иных источниках конституционного права конституционно-правовые нормы: о сферах ведения и полномочиях Федерации и ее субъектов, нормы о компетенции конституционно учрежденных государственных органов и должностных лиц; нормы о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.

1. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России
. С. 256

2. Конституционное право Российской Федерации
. М., 1998; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994;

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

4. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

6. САФИНА С.Б. Основы правового статуса личности в конституциях республик в составе Российской Федерации14//Власть.2013 №5

Понятие и предмет конституционного (государственного) права РФ.

https://www.youtube.com/watch{q}v=VLhUJLyQJd4

Конституционное право
— одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector