Оборотоспособность земельных участков это — Юр ликбез

Оборотоспособность земельных участков это — Юр ликбез

Оборотоспособность земельных участков это — Юр ликбез
СОДЕРЖАНИЕ
0

Принудительное прекращение прав на земельный участок

ЗК
РФ подтвердил положения статей ГК РФ
о принудительном прекращении прав
собственности на земельный участок,
используемый с нарушением
законодательства (не используется
в течение трех лет, используется
не в соответствии с его целевым
назначением, использование
приводит к существенному снижению
плодородия сельскохозяйственных земель
либо значительному ухудшению экологической
обстановки).

Процедура
принудительного прекращения прав
на землю: В случае неустранения
ненадлежащего использования земельного
участка налагается административное
взыскание в виде штрафа и лицу,
виновному в нарушении
законодательства, выносится
предупреждение о необходимости
устранения нарушения в установленный
срок.
Если и после этого нарушение не будет
устранено, то принудительное
прекращение прав на землю осуществляется
только в судебном порядке.

Купли-продажи

Важным положением гражданского
и земель­ного
законодательства является требование
о том, что при заключении договора о
продаже земельного
участка должны быть точно ука­заны
данные, позволяющие определить раз­мер
земельного участка, его местонахождение,
перечень угодий, вхо­дящих
в состав земельного участка, цель
использования земельного участка,
его кадастровая оценка.

Земельным
кодексом устанавливается специальное
требование о
том, что объектом купли-продажи могут
быть только земельные участки,
прошедшие государственный кадастровый
учет.

Для
точного определения всех параметров
земельного участка к
договору купли-продажи прилагается
план земельного участка. Все необходимые
данные также указываются в договоре.
При отсутствии плана
участка он изготовляется за счет средств
продавца или покупа­теля
по соглашению между ними.

Продавец
при заключении договора купли-продажи
обязан пре­доставить покупателю
имеющуюся у него информацию об
обреме-нениях
земельного участка и ограничениях его
использования. Если эти
данные будут в договоре отсутствовать,
договор будет считаться незаключенным
и сделка недействительной в соответствии
с Граж­данским
кодексом РФ.

Оборотоспособность земельных участков это — Юр ликбез

Покупатель в случае
предоставления ему продавцом заведомо
ложной информации об обременениях
земель­ного
участка и ограничениях его использования
в соответствии с
разрешенным использованием; о разрешении
на застройку данно­го
земельного участка; об использовании
соседних земельных уча­стков,
оказывающем существенное воздействие
на использование и
стоимость продаваемого земельного
участка;

о качественных свойствах
земли, которые могут повлиять на
планируемое покупате­лем
использование и стоимость продаваемого
земельного участка; иной
информации, которая может оказать
влияние на решение по­купателя
о покупке данного земельного участка
и требования о
предоставлении которой установлены
федеральными законами, вправе
требовать уменьшения покупной цены или
расторжения до­говора
купли-продажи земельного участка и
возмещения причинен­ных
ему убытков.

При
совершении сделки купли-продажи продавец
или покупатель не
вправе по своему усмотрению изменить
целевое назначение земель­ного
участка, а также такие условия его
использования, как право про­хода
(проезда) по участку, технического
обслуживания или ремонта зданий
и др.

Кадастровый
учет земельного участка осуществляется
на основа­нии ст.
69 настоящего Кодекса и в соответствии
с Федеральным зако­ном
«О государственном земельном кадастре».
В соответствии с ГК РФ
и Федеральным законом «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» государственной
регистрации подлежит
переход права собственности на земельный
участок по до­говору
купли-продажи.

Форма
и ценаО
форме договора продажи земельного уча-

договора стка
законодательство высказывается одно-

купли-продажи
значно:
договор заключается в письменной
земельногоформе,
а несоблюдение этой формы догово-

участкара
влечет за собой его недействительност(ст.
550 ГК). Мы уже говорили о том, чтобыла
разработана и принята типовая форма
договора купли-продажи земельного
участка, которой должны придерживаться
участники сдел­ки.

Одним
из последствий несоблюдения покупателем
установленной формы договора может
являться то, что он не вправе рассчитывать
на получение
свидетельства о праве собственности
на землю, без которо­го
ни доказать, ни защитить свои права на
землю он не сможет.

Срок
передачи земельного участка продавцом
покупателю опреде­ляется
договором. Если срок договором не
установлен, обязательства по
передаче участка должны быть выполнены
в разумный срок, в со­ответствии
со ст. 314 ГК РФ, величина срока определяется
с учетом всех
обстоятельств исполнения обязательств.

Одним
из важных условий заключения договора
купли-продажи земельного
участка является цена договора, цена
участка. При отсут­ствии
условия о цене участка договор считается
незаключенным (ст.
555 ГК РФ). Цена участка определяется по
соглашению сторон. При
заключении сделок с местной администрацией
о покупке земли, а
иногда и сделок между частными лицами
нередко стороны руковод­ствуются
нормативной ценой земли.

Покупатель
обязан оплатить земельный участок
непосредственно до
или после передачи земельного участка,
если иное не предусмотре­но
законодательством или договором. Если
договором не предусмот­рена
рассрочка оплаты товара, покупатель
обязан уплатить цену зе­мельного
участка полностью. Если покупатель
своевременно не опла­чивает
переданный земельный участок, продавец
вправе потребовать его
оплаты и уплаты процентов в соответствии
с гражданским зако­нодательством
(ст. 486 ГК РФ).

  • продавать
    можно земельный участок, прошедший
    гос.кадастровый учет;

  • продавец
    не вправе ставить условия о возможности
    выкупа земельного участка
    обратно, об ограничении
    покупателя совершать в дальнейшем
    действия по распоряжению земельным
    участком, об отстранении
    себя от ответственности в случае
    предъявления прав на земельный
    участок третьими лицами;

  • покупатель
    в случае предоставления ему продавцом
    заведомо ложной информации о земельном
    участке вправе
    требовать уменьшения покупной цены
    или расторжения договора купли–продажи
    и возмещения причиненных ему убытков.

Земельный
кодекс Российской Федерации состоит
из 18 глав (общей сложностью 103 статьи):

  1. Общие
    положения

  2. Земельные
    участки

  3. Охрана
    земель

  4. Собственность на
    землю

  5. Постоянное
    (бессрочное) пользование, пожизненное
    наследуемое владение земельными
    участками, ограниченное пользование
    чужими земельными участками (земельный
    сервитут),
    аренда земельных участков, безвозмездное
    срочное пользование земельными участками

  6. Возникновение
    прав на землю

  7. Права
    и обязанности собственников земельных
    участков, землепользователей,
    землевладельцев и арендаторов земельных
    участков при использовании земельных
    участков

  8. Прекращение
    и ограничение прав на землю

  9. Возмещение
    убытков и потерь сельскохозяйственного
    производства и лесного хозяйства при
    изъятии земельных участков для
    государственных или муниципальных
    нужд

  10. Защита
    прав на землю и рассмотрение земельных
    споров

  11. Плата
    за землю и оценка земли

  12. Мониторинг
    земель, землеустройство и государственный
    земельный кадастр

  13. Контроль
    за соблюдением земельного законодательства,
    охраной и использованием земель
    (земельный контроль)

  14. Ответственность
    за правонарушения в области охраны и
    использования земель

  15. Земли
    сельскохозяйственного назначения

  16. Земли
    населённых пунктов

  17. Земли
    промышленности,
    энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения
    и земли иного специального назначения

  18. Земли
    особо охраняемых территорий и объектов

  19. Земли
    лесного фонда, земли водного фонда и
    земли запаса

Объектом
земельных правоотношений является
земля. В законодательстве земля
рассматривается в нескольких аспектах:

  1. Земля
    как природный объект (важнейшая составная
    часть природы);

  2. Земля
    как природный ресурс (определённая
    совокупность запасов природных веществ,
    природной энергии, территориальной
    сферы, которая используется обществом
    для удовлетворения своих потребностей);

  3. Как
    недвижимое имущество;

  4. Как
    объект права собственности и иных прав.

Оборотоспособность земельных участков

Действующий
Земельный кодекс РФ не содержит
специального раздела
об обороте или сделках с земельными
участками. Однако это не
означает, что земельное законодательство
не регулирует этот круг отношений.

В ЗК РФ
содержится ряд норм, устанавливающих
общие начала оборота
земельных участков: устанавливаются
определенные требования к
оборотоспособности и соответственно
обороту земель, установлены критерии
изъятия из оборота и ограничения в
обороте земельных участ­ков.

В качестве
недвижимого имущества земель­ный
участок наделен таким правовым каче­ством,
как оборотоспособность. Под
оборо-тоспособностью
согласно ст. 129 ГК РФ, установившей
общее понятие оборотоспособ­ности
гражданских прав, следует понимать
возможность
земельного участка свободно отчуждаться
или переходить от одного лицак другому
в порядке универсального правопреемства
(наследование, ре­организация
юридического лица) либо иным способом,
если они не изъяты
из оборота или не ограничены в обороте.

Из общего положе­ния
об оборотоспособности земельных участков
исходит и ст. 260 ГК РФ,
которая устанавливает, что лица, имеющие
в собственности зе
мельный участок, вправе продавать его,
дарить, отдавать в залог или сдавать
в аренду и распоряжаться им иным образом
(ст. 209 ГК РФ) постольку,
поскольку соответствующие земли на
основании закона не исключены
из оборота или не ограничены в обороте.

Ограничение
или изъятие из оборота определено
Земельным ко­дексом как утвержденные
законом условия, при которых земельные
участки
не могут переходить в собственность
установленных субъек­тов
(граждан, иностранных граждан, иных лиц
— участников оборота), а
также не могут быть объектом сделок.

Предлагаем ознакомиться:  Земельное владение которое передавалось по наследству

При этом
земельные участки, изъятые из оборота,
в соответствии с
указанной статьей ГК РФ должны быть
прямо указаны в законе, а земельные
участки, ограниченные в обороте
(ограниченно оборото-способные),
определяются в порядке, установленном
законом. И в со­ответствии
с ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные
ресурсы могут отчуждаться или переходить
от одного лица к другому иными способами
в той мере, в какой их оборот допускается
законами о
земле и других природных ресурсах.

Таким
образом, ограничение, изъятие из оборота,
ограничение оборота,
а также и допущение к обороту земельных
участков должны быть
урегулированы земельным законодательством,
а именно Земель­ным кодексом РФ, иными
федеральными законами. К упомянутым
федеральным
законам прежде всего следует отнести
те из них, кото­рые
устанавливают особые требования к
обороту иной, прочно свя­занной
с землей недвижимости, и прежде всего
природных объектов.

В
данном случае следует иметь в виду
Лесной кодекс Российской Фе­дерации,
который устанавливает, что лесной фонд
РФ находится в федеральной собственности,
Водный кодекс Российской Федерации,
которым определено, что большинство
водных объектов находится в собственности
государственной. Упомянутые нормы
данных федераль­ных
законов существенно ограничивают в
обороте земельные участки, на
которых расположены эти объекты
недвижимости.

На
основании закона и в установленном им
порядке определяют­ся
земли сельскохозяйственного и иного
назначения, использование которых
для других целей не допускается или
ограничивается.

Следует
заметить, что сейчас отношения по
переходу прав на зе­мельные
участки путем заключения сделки
достаточно активно регули­руются
законодательством субъектов РФ, и к
этому нет четких право­вых
препятствий. Статья 129 ГК РФ устанавливает,
что земля и другие природные
ресурсы могут отчуждаться или переходить
от одного лица к
другому иными способами в той мере, в
какой их оборот допускает­ся законами
о земле и других природных ресурсах, а
законодательство о
земле в соответствии со ст.

72 Конституции
РФ находится в совмест­ном
ведении РФ и субъектов РФ. Однако,
признавая права субъектов, не
следует забывать, что ощутимые разногласия
в регулировании пере­хода
земельных участков от одного субъекта
РФ к другому противоре­чат
необходимости обеспечения единого
экономического пространства и
единой государственной земельной
политики на территории Россий­ской
Федерации, тем более в условиях современной
нестабильности зе­мельных
отношений.

Существующие
пробелы в законодательном регулировании
сделок с
земельными участками в известной степени
могут быть оправданы, поскольку
российская правовая система только
осваивает рынок зе­мельных
участков, легализованный в стране
сравнительно недавно. Для
адекватного регулирования данных
отношений право обязано верно
оценивать роль рынка земельных участков
в экономических от­ношениях,
социальные и политические последствия
развития этого рынка.

Ограничение
оборотоспособности
земельных
участков

Уяснение
ограничения оборотоспособно­сти
земельных участков важно в том чис­ле
тем, что согласно Земельному кодексу
РФ только участки, не изъятые из оборо­та,
могут быть объектами сделок.

Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФ
устанавливается закрытый перечень
зе­мельных
участков, изъятых из оборота. Это
означает, что иными нор­мативными
актами, в том числе федеральными законами,
не могут быть
установлены иные виды земельных участков,
изъятых из оборо­та,
в сравнении с уже указанными настоящим
Кодексом.

В
соответствии с ЗК РФ из оборота изъяты
земельные участки, занятые
находящимися в федеральной собственности
следующими объектами:

  1. государственными
    природными заповедниками и националь­
    ными парками (за
    исключением случаев, предусмотренных
    ст. 95 на­стоящего
    Кодекса);

  2. зданиями,
    строениями и сооружениями, в которых
    размещены для
    постоянной деятельности Вооруженные
    Силы Российской Феде­рации,
    войска Пограничной службы Российской
    Федерации, другие войска,
    воинские формирования и органы;

  3. зданиями,
    строениями и сооружениями, в которых
    размещены военные
    суды;

  1. объектами
    организаций Федеральной службы
    безопасности;

  1. объектами
    организаций федеральных органов
    государственной охраны;

  2. объектами
    использования атомной энергии, пунктами
    хране­ния
    ядерных материалов и радиоактивных
    веществ;

  3. объектами,
    в соответствии с видами деятельности
    которых соз­даны
    закрытые административно-территориальные
    образования;

  4. исправительно-трудовыми
    учреждениями и лечебно-трудовыми
    профилакториями
    соответственно Министерства юстиции
    Российской Федерации
    и Министерства внутренних дел Российской
    Федерации;

  1. воинскими
    и гражданскими захоронениями;

https://www.youtube.com/watch{q}v=dEyef03Vsk8

10) инженерно-техническими
сооружениями, линиями связи и
коммуникациями,
возведенными в интересах защиты и охраны
Госу­дарственной
границы Российской Федерации.

Ограничены
в обороте находящиеся в государственной
или муни­ципальной собственности
следующие земельные участки:

  1. в
    пределах особо охраняемых природных
    территорий, не ука­занные
    в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

  2. в
    пределах лесного фонда, за исключением
    случаев, установ­ленных
    федеральными законами;

  1. занятые
    находящимися в государственной или
    муниципальной собственности
    водными объектами в составе водного
    фонда;

  2. занятые
    особо ценными объектами культурного
    наследия наро­дов
    Российской Федерации, объектами,
    включенными в Список все­мирного
    наследия, историко-культурными
    заповедниками, объектами археологического
    наследия;

  3. предоставленные
    для обеспечения обороны и
    безопасности,оборонной
    промышленности, таможенных нужд и не
    указанные в п. 4 ст.
    27 ЗК РФ;

  4. не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК
    РФ в границах закрытых
    адми­нистративно-территориальных
    образований;

  5. предоставленные
    для нужд организаций транспорта, в том
    чис­ле
    морских, речных портов, вокзалов,
    аэродромов и аэропортов, со­оружений
    навигационного обеспечения воздушного
    движения и судо­ходства,
    терминалов и терминальных комплексов
    в зонах формирова­ния
    международных транспортных коридоров;

  6. предоставленные
    для нужд связи;

  7. занятые
    объектами космической инфраструктуры;

  1. расположенные
    под объектами гидротехнических
    сооружений;

  2. предоставленные
    для производства ядовитых веществ,
    нарко­тических
    средств;

  3. загрязненные
    опасными отходами, радиоактивными
    вещества­ми,
    подвергшиеся биогенному загрязнению,
    иные подвергшиеся де­градации
    земли.

К
земельным участкам, изъятым из оборота,
отнесены в первую очередь
государственные природные заповедники
и национальные парки,
как особо охраняемые природные территории,
находящиеся в
федеральной собственности. Согласно
ст. 95 ЗК РФ в случаях, пре­дусмотренных
федеральными законами, допускается
включение в зем­ли
особо охраняемых природных территорий
земельных участков, принадлежащих
гражданам и юридическим лицам на праве
собствен­ности.

В целом,
поскольку размещение перечисленных
объектов является основанием
для изъятия соответствующих земель из
оборота, следует считать,
что за прекращением (ликвидацией) данных
объектов в уста­новленном
порядке должно следовать снятие запрета
на оборот земель­ных
участков.

Земельные
участки, изъятые из оборота, могут быть
включены в оборот
при соблюдении условий, установленных
специальным законо­дательством,
в зависимости от категории земель либо
в зависимости от
изменений в правовом режиме объекта
недвижимости, располо­женной
на данном земельном участке.

В отношении регулирования
оборота земель сельскохозяйственного
назначения
Земельный кодекс РФ придерживается
позиции, согласно которой
оборот земель данной категории должен
регулироваться спе­циальным
федеральным законом. При этом п. 7 ст. 27
ЗК РФ исклю­чение
сделано для земельных участков
сельскохозяйственного назначения,
предоставленных гражданам для указанных
в пункте целей и не изъятых
из оборота.

В п. 1 ст. 129 ГК РФ дано определение понятия оборотоспо-собности объектов гражданских прав.

  • Природные заповедные парки, принадлежащие государству.
  • Постройки, используемые для размещения армейских частей.
  • Земли, на которых размещены военные суды, объекты ФСБ, ведомства государственной охраны, УФСИН.
  • Промышленные строения: места хранения ядерного сырья и радиоактивных соединений, атомные станции.
  • Территории, входящие в состав закрытых административно-территориальных образований.
  • Кладбищенские площади.
  • Места расположения коммуникационных сетей, возведенных для защиты госграниц.

См. Методические
указания по организации
и осуществлению контроля за горнотехнической
рекультивацией земель, нарушенных
горными разработками РД 07-35-93, утвержденные
постановлением коллегии Госгортехнадзора
РФ от 10 сентября 1993 г. N 7

См. Правила принятия
решений о размещении и сооружении
ядерных установок, радиационных
источников и пунктов хранения,
утвержденные постановлением Правительства
РФ от 14 марта 1997 г. N 306

2)
размещения объектов электросетевого
хозяйства и иных
определенных законодательствомРоссийской
Федерации об электроэнергетике объектов
электроэнергетики.

Для
обеспечения безопасного и безаварийного
функционирования, безопасной эксплуатации
объектов электроэнергетики устанавливаются
охранные зоны с особыми условиями
использования земельных участков
независимо от категорий земель, в состав
которых входят эти земельные
участки. Порядокустановления
таких охранных зон для отдельных видов
объектов и использования соответствующих
земельных участков определяется
Правительством Российской Федерации.

См. Правила осуществления
государственного контроля (надзора) за
соблюдением особых условий использования
земельных участков, расположенных в
границах охранных зон объектов
электросетевого хозяйства,
утвержденные постановлением Правительства
РФ от 27 февраля 2010 г. N 103

Предлагаем ознакомиться:  Как перевести разрешенное использование земельного участка

3. Правилаопределения
размеров земельных участков для
размещения воздушных линий электропередачи
и опор линий связи, обслуживающих
электрические сети, устанавливаются
Правительством Российской Федерации.

См. Административный
регламент Росавтодора
предоставления государственной услуги
по предоставлению гражданам или
юридическим лицам земельных участков
в границах полосы отвода автомобильной
дороги федерального значения для
размещения объектов дорожного сервиса,
утвержденный приказом Минтранса
России от 5 мая 2012 г. N 137

Статья 27

С точки зрения предложенной классификации абз. 1 п. 2, п. 4 и п. 8 ст. 27 ЗК (ограничение как изъятие из оборота, запрет приватизации, но не запрет хозяйственного использования) перечисляет объекты, которые относятся к первой группе ограничений, а абз. 2 п. 2 и ст. 5, ст. 27 ЗК (ограничения в обороте, не связанные с изъятием из оборота) — земельные участки, относящиеся ко второй и третьей группам.

Земельные участки, не изъятые из оборота, могут быть объектами сделок. Земельный кодекс не содержит специального раздела о сделках, но это не означает, что земельным законодательством не урегулирован ряд важных вопросов данного круга. Кодексом установлены специальные нормы, регулирующие особенности купли-продажи и аренды земельных участков (см. соответствующие статьи).

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относит к объектам культурного наследия объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Земельное право

1.
Государственные природные заповедники(ст.
6-9 Федерального закона от 15 февраля 1995
г.). Они расположены на землях
природно-заповедного фонда. Ими являются
изъятые полностью из хозяйственного
использования особо охраняемые природные
комплексы и объекты (земля, вода, недра,
растительный и животный мир), имеющие
природоохранное, научное,
эколого-просветительское значение как
образцы естественной природной среды,
типичные или редкие ландшафты, места
сохранения генетического фонда
растительного и животного мира.

Земля,
воды, недра государственных природных
заповедников со всеми находящимися в
их пределах объектами растительного и
животного мира, историко-культурными
и другими объектами недвижимости
полностью и безвозмездно предоставляются
заповедникам в бессрочное (постоянное)
пользование.

Имущество
государственных природных заповедников
является федеральной собственностью.
Изъятие земельных и водных участков,
приватизация и передача в аренду или
залог земель и других природных 
ресурсов заповедников, а также приватизация
расположенных на их землях объектов
недвижимости (в том числе жилых домов
и квартир, зданий, сооружений) запрещается.

осуществление
охраны природных территорий в целях
сохранения биологического разнообразия
и поддержания в естественном состоянии
охраняемых природных комплексов и
объектов;

организация
и проведение научных исследований,
включая ведение летописи природы;

осуществление
экологического мониторинга в рамках
общегосударственной системы мониторинга
окружающей среды;

экологическое
просвещение, участие в государственной
экологической экспертизе проектов и
схем размещения хозяйственных и иных
объектов;

содействие
в подготовке научных кадров и специалистов
в области охраны окружающей природной
среды.

Государственный
природный заповедник учреждается
постановлением Правительства РФ с
согласия субъектов РФ на отнесение его
земель к объектам федеральной
собственности.

Решение
об образовании охранной зоны заповедника
принимается органом исполнительной
власти субъекта РФ.

На
территории природного заповедника
запрещается любая деятельность,
противоречащая режиму, установленному
в Положении о нем.

на
сохранение в естественном состоянии
природных комплексов, восстановление
и предотвращение изменений природных
комплексов и их компонентов в результате
антропогенного воздействия;

поддержание
условий, обеспечивающих санитарную и
противопожарную безопасность;
предотвращение условий, способных
вызвать стихийные бедствия, угрожающие
жизни людей и поселениям; осуществление
экологического мониторинга; выполнение
научно-исследовательских задач; ведение
эколого-просветительской работы;
осуществление контрольно-надзорных
функций.

В
заповедниках могут выделяться участки,
на которых исключается всякое вмешательство
человека в природные процессы. Размеры
этих участков определяются, исходя из
необходимости сохранения всего природного
комплекса в естественном состоянии.*

*См.:
Положение «Об округах санитарной и
горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов»,
утвержденное Постановлением Правительства
РФ от 7 декабря 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 51. Ст.
5798.).

Государственные
природные заповедники являются
юридическими лицами и финансируются
за счет средств федерального бюджета.

2.
Национальные парки(ст. 12-17
Федерального закона от 15 февраля 1995
г.). Они размещены на землях
природно-заповедного фонда (ст. 90 ЗК).
Национальные парки* являются
природоохранными, эколого-про-светительскими
учреждениями федерального значения,
территории (акватории) которых включают
в себя природные комплексы и объекты,
имеющие особую экологическую, историческую
и эстетическую ценность, и которые
предназначены для использования в
природоохранных, просветительских,
научных и культурных целях и для
регулируемого туризма.

https://www.youtube.com/watch{q}v=hz964gYyJpY

*См.:
Постановление Совета Министров —
Правительства РФ от 10 августа 1993 г. №
769 «Об утверждении Положения о национальных
природных парках» // САПП РФ. 1993. № 34. Ст.
3180.

Земли
и другие природные объекты закрепляются
за ними в бессрочное (постоянное)
пользование.*

*См.:
Постановление Правительства РФ от 3
августа 1996 г. № 926 «Об утверждении
Положения о порядке предоставления в
аренду земельных участков, природных
объектов, зданий и сооружений на
территориях национальных парков для
осуществления деятельности по обеспечению
регулируемого туризма и отдыха» и
утвержденное этим постановлением
«Положение» // СЗ РФ. 1996. № 33. Ст. 3999.

В
отдельных случаях в границах национальных
парков могут находиться земельные
участки других пользователей земли.

сохранение
природных комплексов, уникальных и
эталонных природных участков и объектов;

сохранение
историко-культурных объектов;

создание
условий для регулируемого туризма и
отдыха;

разработка
и внедрение научных методов охраны
природы и экологического просвещения;

осуществление
экологического мониторинга;

восстановление
нарушенных природных и историко-культурных
комплексов и объектов.

Национальные
парки учреждаются по постановлению
Правительства РФ с согласия субъектов
РФ.

https://www.youtube.com/watch{q}v=KkyGneo7Mg8

На
территории национальных парков
устанавливается дифференцированный
режим с учетом их природных,
историко-культурных и иных особенностей,
для чего выделяются различные
функциональные зоны: заповедная, в
пределах которой запрещены любая
хозяйственная деятельность и рекреационное
использование территории;

особо
охраняемая, в пределах которой
обеспечиваются условия для сохранения
природных комплексов и объектов и на
территории которой допускается
регулируемое посещение; познавательного
туризма, предназначенная для организации
экологического просвещения и ознакомления
с достопримечательными объектами
национального парка;

рекреационная,
предназначенная для отдыха; охраны
историко-культурных объектов, в пределах
которой обеспечиваются условия для их
сохранения; обслуживания посетителей
(палаточных лагерей, иных объектов
туристского сервиса и т. п.); хозяйственного
назначения, в пределах которой
осуществляется хозяйственная деятельность,
необходимая для обеспечения функционирования
национального парка.

На
территориях национальных парков
запрещается любая деятельность, которая
противоречит установленному для них
правовому режиму.

Национальные
парки являются юридическими лицами и
финансируются за счет федерального
бюджета.

3.
Природные парки(ст. 18-21 Федерального
закона от 15 февраля 1995 г.). Они находятся
на землях природно-заповедного фонда.

Природные
парки являются природоохранными
рекреационными учреждениями, находящимися
в ведении субъектов РФ, территории
(акватории) которых включают в себя
природные комплексы и объекты, имеющие
значительную экологическую и эстетическую
ценность, и предназначенные для
использования в природоохранных,
просветительских и рекреационных целях.

Территории
природных парков располагаются на
землях, предоставленных им в бессрочное
(постоянное) пользование, в отдельных
случаях — на землях иных пользователей.

На
природные парки возлагаются следующие
задачи: сохранение природной среды,
природных ландшафтов; создание условий
для отдыха (в том числе массового) и
сохранение рекреационных ресурсов;
разработка и внедрение эффективных
методов охраны природных парков и
поддержание экологического баланса в
условиях рекреационного использования
территорий природных парков.

Решение
об образовании природных парков принимают
исполнительные органы государственной
власти субъектов РФ по представлению
специально уполномоченных на то органов
и по согласованию с органами местного
самоуправления.

Предлагаем ознакомиться:  Договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ. Образец и бланк 2019 года

Природные
парки являются юридическими лицами и
финансируются за счет средств субъектов
РФ.

На
территориях природных парков
устанавливаются различные режимы охраны
и использования в зависимости от
экологической и рекреационной ценности
природных участков. На их землях могут
быть выделены различные функциональные
зоны (природоохранные, рекреационные,
агрохозяйственные и др.).

4.
Государственные природные заказники(ст.
22—24 Федерального закона от 15 февраля
1995 г.). Они расположены на землях
природно-заповедного фонда. Государственными
природными заказниками являются
территории (акватории), имеющие особое
значение для сохранения или восстановления
природных комплексов или их компонентов
и поддержания экологического баланса.

Заказники могут быть федерального,
регионального значения и субъектов РФ.
Они могут иметь различный профиль:
комплексными (ландшафтными), предназначенными
для сохранения и восстановления природных
комплексов (природных ландшафтов);
биологическими (ботаническими и
зоологическими), предназначенными для
сохранения и восстановления редких и
исчезающих видов растений и животных,
в том числе ценных видов в хозяйственном,
научном и культурном отношениях;

Подчиненность
и порядок финансирования государственных
природных заказников федерального,
регионального значения и субъектов РФ
определяется органами исполнительной
власти соответствующих субъектов РФ.

Вопрос №23

Существование ограниченных в обороте, так же как и изъятых из оборота, земельных участков объясняется необходимостью обеспечения использования этих участков земной поверхности для конкретных целей в интересах государства и общества. Ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, и в случаях, предусмотренных федеральными законами, они могут быть переданы в частную собственность.

Федеральным
законом от 18 июля 2011 г.
N 215-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 90
настоящего Кодекса внесены изменения

См.
текст подпункта в предыдущей редакции

2)
размещения, эксплуатации и реконструкции
строений, зданий, сооружений, в том числе
железнодорожных вокзалов, железнодорожных
станций, а также устройств и других
объектов, необходимых для эксплуатации,
содержания, строительства, реконструкции,
ремонта наземных и подземных зданий,
строений, сооружений, устройств и других
объектов железнодорожного транспорта;

3)
установления полос отвода и охранных
зон железных дорог.

Свободные
земельные участки на полосах отвода
железных дорог в пределах земель
железнодорожного транспорта могут
передаваться в аренду гражданам
и юридическим
лицамдля сельскохозяйственного
использования, оказания услуг пассажирам,
складирования грузов, устройства
погрузочно-разгрузочных площадок,
сооружения прирельсовых складов (за
исключением складов горюче-смазочных
материалов и автозаправочных станций
любых типов, а также складов, предназначенных
для хранения опасных веществ и материалов)
и иных целей при условии соблюдения
требований безопасности движения,
установленных федеральными законами.

Порядокустановления
и использования полос отвода и охранных
зон железных дорог определяется
Правительством Российской Федерации.

Федеральным
законом от 8 ноября
2007 г. N 257-ФЗ пункт 3 статьи 90 настоящего
Кодекса изложен в новой редакции

См.
текст пункта в предыдущей редакции

1)
размещения автомобильных дорог;

2)
размещения объектов дорожного сервиса,
объектов, предназначенных для осуществления
дорожной деятельности, стационарных
постов органов внутренних дел;

3)
установления полос отвода автомобильных
дорог.

Федеральным
законом от 8 ноября
2007 г. N 257-ФЗ статья 90 настоящего
Кодекса дополнена пунктом 3.1

3.1.
Земельные участки в границах полос
отвода автомобильных дорог могут
предоставляться в установленном
настоящим Кодексом порядке гражданам
и юридическим лицам для размещения
объектов дорожного сервиса. Для создания
необходимых условий использования
автомобильных дорог и их сохранности,
обеспечения соблюдения требований
безопасности дорожного движения и
обеспечения безопасности граждан
создаются придорожные полосы автомобильных
дорог.

Федеральным
законом от 18 декабря
2006 г. N 232-ФЗ в пункт 4 статьи 90 настоящего
Кодекса внесены изменения, вступающие
в силу с 1 января 2007 г.

1)
размещения искусственно созданных
внутренних водных путей;

Федеральным
законом от 18 июля 2011 г.
N 215-ФЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 90
настоящего Кодекса внесены изменения

2)
размещения морских и речных портов,
причалов, пристаней, гидротехнических
сооружений, других объектов, необходимых
для эксплуатации, содержания, строительства,
реконструкции, ремонта наземных и
подземных зданий, строений, сооружений,
устройств и других объектов морского,
внутреннего водного транспорта;

3)
выделения береговой полосы.

Береговая
полоса внутренних водных путей выделяется
для работ, связанных с судоходством и
сплавом по внутренним водным путям, вне
территорий населенных пунктов. Порядок
выделения береговой полосы и пользования
ею определяется Кодексомвнутреннего
водного транспорта Российской Федерации.

Федеральным
законом от 18 июля 2011 г.
N 215-ФЗ в пункт 5 статьи 90 настоящего
Кодекса внесены изменения

5.
В целях обеспечения деятельности
организаций и эксплуатации объектов
воздушного транспорта могут предоставляться
земельные участки для размещения
аэропортов, аэродромов, аэровокзалов,
взлетно-посадочных полос, других наземных
объектов, необходимых для эксплуатации,
содержания, строительства, реконструкции,
ремонта наземных и подземных зданий,
строений, сооружений, устройств и других
объектов воздушного транспорта.

Федеральным
законом от 21 июля 2011 г.
N 257-ФЗ в подпункт 1 пункта 6 статьи 90
настоящего Кодекса внесены
изменения, вступающие
в силу по истечении
девяноста дней после дня официального
опубликования названного
Федерального закона

1)
размещения наземных объектов системы
нефтепроводов, газопроводов, иных
трубопроводов;

Федеральным
законом от 21 июля 2011 г.
N 257-ФЗ в подпункт 2 пункта 6 статьи 90
настоящего Кодекса внесены
изменения, вступающие
в силу по истечении
девяноста дней после дня официального
опубликования названного
Федерального закона

2)
размещения наземных объектов, необходимых
для эксплуатации, содержания, строительства,
реконструкции, ремонта наземных и
подземных зданий, строений, сооружений,
устройств и других объектов трубопроводного
транспорта;

3) утратил
силу.

См.
текст подпункта
3 пункта 6 статьи 90

Границы
охранных зон, на которых размещены
объекты системы газоснабжения,
определяются на основании строительных
норм и правил,правилохраны
магистральных трубопроводов, других
утвержденных в установленном порядке
нормативных документов. На указанных
земельных участках при их хозяйственном
использовании не допускается строительство
каких бы то ни было зданий, строений,
сооружений в пределах установленных
минимальных расстояний до объектов
системы газоснабжения.

7.
В целях создания условий для строительства
и реконструкции объектов автомобильного,
водного, железнодорожного, воздушного
и иных видов транспорта осуществляется
резервирование земель. Порядок
резервирования земель для указанных
целей устанавливается федеральными
законами.

Федеральным
законом от 21 июля 2011 г.
N 257-ФЗ статья 90 настоящего Кодекса
дополнена пунктом 8,вступающим
в силу по истечении
девяноста дней после дня официального
опубликования названного
Федерального закона

8.
Земельные участки, предоставленные под
строительство, реконструкцию, капитальный
ремонт объектов трубопроводного
транспорта, из состава земель других
категорий не подлежат переводу в
категорию земель транспорта и
предоставляются на период осуществления
строительства, реконструкции, капитального
ремонта таких объектов.

После ввода в
эксплуатацию объектов трубопроводного
транспорта земельные участки,
предоставленные на период осуществления
строительства, реконструкции, капитального
ремонта таких объектов, возвращаются
собственникам земельных участков. На
земельные участки, где размещены
подземные объекты трубопроводного
транспорта, относящиеся к линейным
объектам, оформление прав собственников
объектов трубопроводного транспорта
в порядке, установленном настоящим
Кодексом, не требуется. У собственников
земельных участков возникают ограничения
прав в связи с установлением охранных
зон таких объектов.

Федеральным
законом от 30 июня 2003 г.
N 86-ФЗ в статью 93 настоящего Кодекса
внесены изменения,вступающие
в силу с 1 июля 2003 г.

См.
текст статьи в предыдущей редакции

Статья
93.Земли обороны и безопасности

Федеральным
законом от 24 июля 2009 г.
N 209-ФЗ статья 93 настоящего Кодекса
дополнена пунктом 5.1,вступающим
в силу с 1 апреля 2010 г.

5.1.
Допускается включать земельные участки,
указанные в пункте
5настоящей статьи, в границы
охотничьих угодий с согласия федерального
органа исполнительной власти,
уполномоченного в области обороны, или
федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного в области
безопасности.

6.
В условиях чрезвычайного или военного
положения использование земельных
участков для нужд обороны и безопасности
может осуществляться в порядке,
установленном статьей
51настоящего Кодекса.

Федеральным
законом от 12 декабря
2011 г. N 425-ФЗ пункт 7 статьи 93 настоящего
Кодекса изложен в новой редакции

7.
В целях обеспечения обороны страны и
безопасности государства, защиты
населения, бесперебойного функционирования
объектов в области обороны страны и
безопасности государства могут
устанавливаться запретныеи
иные зоны с особыми условиями использования
земель.

https://www.youtube.com/watch{q}v=p0njNwKC2Lw

Порядок
установления указанных зон и использования
в их границах земельных участков
определяется Правительством Российской
Федерации

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector