Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 653-60-72 (доб. 946, бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
За что налоговая может оштрафовать

За что налоговая может оштрафовать

За что налоговая может оштрафовать
СОДЕРЖАНИЕ
0

Истечение срока давности

Срок, по окончании которого организацию или предпринимателя нельзя привлечь к налоговой ответственности (срок давности), составляет три года. Определять, истек этот срок или нет, можно двумя способами:

  • со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено правонарушение;
  • со дня совершения правонарушения.

Такой порядок предусмотрен статьей 113 Налогового кодекса РФ.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

Первый вариант применяется, если организация не уплатила (не полностью уплатила) налог или допустила грубое нарушение правил учета. То есть в отношении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Налоги, налоговым периодом по которым является год, исключением не являются.

Например, если в 2013 году организация неправомерно учитывала доходы от основной деятельности в составе прочих доходов, инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года включительно. Если же из-за искажений налоговой базы в 2013 году была занижена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в 2014 году, срок давности для привлечения к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ отсчитывается с 1 января 2015 года и истекает 31 декабря 2017 года. Это следует из положений пункта 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и письма ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Второй вариант определения срока давности распространяется на все остальные налоговые правонарушения.

Трехлетний срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение может прерываться. Основанием для этого, в частности, может стать тот факт, что организация активно препятствовала проведению выездной налоговой проверки.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Налоговые инспекторы вправе оштрафовать организацию. Однако сделать это они могут исключительно за полную или частичную неуплату налога (взноса) по итогам налогового (расчетного) периода. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штраф составит 20 процентов от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов. Это следует из статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Если организация не перечислит налог, выступая в роли налогового агента (по НДФЛ или НДС-агент), то оштрафуют ее также на 20 процентов от суммы (ст. 123 НК РФ).

За что налоговая может оштрафовать

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Занижение суммы конкретного налога по итогам налогового периода не приводит к возникновению задолженности, и, соответственно, к привлечению к ответственности по ст. 122 НК, если одновременно соблюдены два условия:

  • на дату окончания установленного срока уплаты налога за период, за который вменяется недоимка, у налогоплательщика есть переплата по тому же налогу, что и заниженный, в размере, превышающем или равном сумме занижения;
  • на момент вынесения ИФНС решения по результатам проверки эти суммы не были зачтены в счет иных налоговых задолженностей.

Если же сумма недоимки оказалась больше переплаты, сумма переплаты все равно идет в зачет и штраф исчисляется только с разницы между недоимкой и переплатой. Т.е. штраф за неуплату (неполную уплату) налога по ст. 122 НК может быть наложен лишь в случае, когда проступок привел к возникновению задолженности перед бюджетом.

к меню ↑

Неуплата или неполная уплата страховых взносов по итогам отчетного периода (квартала, полугодия, 9-ти месяцев) не является основанием для штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ. Такая позиция выражена в письме ФНС России от 26.07.18 № СА-4-7/14490@.

Авторы письма опираются на определение Верховного суда от 18.04.18 № 305-КГ17-20241.

Нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ). Данное правило применяется также в отношении страховых взносов.

В пункте 16 информационного письма ВАС от 17.03.03 № 71 разъяснено: в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

Если инспекция докажет, что неуплата налога (взноса) стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статьям 198, 199, 199.1, 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут признать не только руководителя и главного бухгалтера организации, но и других лиц. Тех, что содействовали преступлению. Говоря по-простому, пособников и подстрекателей. Например, бухгалтеров, умышленно искажавших первичные документы, или налоговых консультантов, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Налог показан в декларации, но не уплачен — штрафа нет. Только пени! Но если вы подали уточненную декларацию (расчет) и возникла недоимка, вас оштрафуют.

Налоговые инспекции вправе оштрафовать организацию на 20 процентов от суммы недоимки, которая возникла из-за:

  • заниженной налоговой (расчетной) базы;
  • неправильного расчета суммы платежа;
  • других неправомерных действий или же, наоборот, бездействия.

За что налоговая может оштрафовать

Именно такие основания для штрафных санкций указаны в статье 122 Налогового кодекса РФ. Поэтому привлечь к ответственности по этой статье можно лишь тех, кто неправильно рассчитал платеж. Если же компания правильно начислила налог или взнос и заявила его в декларации (расчете), то санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса РФ, не применяются. Минфин России подтвердил это в письме от 24 мая 2017 № 03-02-07/1/31912.

Статью 122 Налогового кодекса РФ нужно применять с учетом правовой позиции, которая отражена в пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 № 57. А в нем сказано, что несвоевременная уплата сама по себе не образует состава правонарушения. За просрочку уплаты начисленных сумм, отраженных в отчетности, законодательство предусматривает только пени.

Другое дело – уточненные декларации или расчеты. Если вы подали уточненку и в результате ваши обязательства возросли, инспекторы выпишут штраф. Ведь в данном случае недоимка возникнет именно из-за неверно рассчитанного налога, это одно из условий для санкций по статье 122 Налогового кодекса РФ.

Например, организация сдала декларацию, в которой сумма налога к уплате в бюджет отражена в размере 10 000 руб. Не перечислив в бюджет эту сумму, организация подала уточненную декларацию, в которой отразила налог к уплате в размере 12 000 руб. В такой ситуации штраф за неуплату налога инспекция должна рассчитать исходя из разницы между первоначально заявленными и уточненными налоговыми обязательствами.

Если вы подадите несколько уточненных деклараций, штраф рассчитают по показателям только из последней. Об этом сказано в письме ФНС России от 14 ноября 2016 г. № ЕД-4-5/21472.

Предлагаем ознакомиться:  Репетиторов и нянь заставят платить налоги || Ип репетиторство налоги освобождение

к меню ↑

Если в самой организации налоговая проверка не проводилась, то оштрафовать ее по статье 122 Налогового кодекса РФ невозможно. Оснований привлекать организации к ответственности за неуплату налога, которая была выявлена в ходе налоговой проверки ее контрагента, нет. Такой вывод сделал Президиум ВАС РФ в постановлении от 26 июня 2007 г. № 1580/07.

Если организация не сдавала в налоговую инспекцию декларации и другие документы, камеральная проверка которых могла бы подтвердить факт налогового правонарушения. Следовательно, у инспекции нет оснований привлекать ее к ответственности. Даже несмотря на то что неуплата налога действительно имела место.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2006 г. № Ф04-8291/2006(29273-А27-42) отмечено, что налоговые инспекции не вправе проводить камеральные проверки по тем налогам, по которым у них нет деклараций.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2006 г. № А19-10771/06-9-Ф02-6091/06-С1 сказано, что информация о движении денежных средств не может являться основанием для привлечения организации к ответственности, если инспекция не смогла подтвердить факты правонарушений иными доказательствами.

ФАС Московского округа в постановлении от 18 апреля 2002 г. № КА-А40/2171-02 отметил, что организация не может быть привлечена к ответственности по результатам проверок третьих лиц. Это нарушает положения статьи 101 Налогового кодекса РФ.

к меню ↑

Проверка налоговой инспекции — это то, с чем может столкнуться каждый индивидуальный предприниматель. Какие проверки существуют{q} Что проверяют налоговики{q} За какие нарушения они штрафуют{q} На эти и другие вопросы в сегодняшней статье отвечают специалисты веб-сервиса «Контур.Эльба».

Налоговые проверки разделяются на два типа: камеральные и выездные. Разница заключается в способе проведения проверки.

За что налоговая может оштрафовать

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, то есть к предпринимателю налоговики не выезжают. Это регулярная проверка, которая осуществляется каждый раз, как только предприниматель сдал налоговую отчетность. Она может длиться до 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Во время проведения «камералки» инспекторы проверяют сам факт сдачи или несдачи отчетности, правильность ее заполнения, точность расчетов и достоверность представленных сведений. Если вы правильно заполняете отчетность и своевременно ее представляете, то налоговики никаких претензий не предъявят.

Поэтому о проведении камеральной налоговой проверки вы можете никогда не узнать — о ее начале и завершении налоговики не информируют.

Однако при необходимости налоговики могут запросить пояснения по исчислению налога или дополнительные документы, подтверждающие ваши расходы. Такие сведения нужно будет предоставить проверяющим в пятидневный срок. Это случится, если ваши ошибки привели к недоплате налогов. Если вы не сможете внятно ответить налоговикам на требование пояснений или представить документы по расходам, то в течение 10 дней после окончания «камералки» инспекторы вынесут постановление о привлечении вас к ответственности. А впоследствии вышлют вам требование об уплате недоимки, пеней и штрафов.

Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) предпринимателя на основании решения руководителя ил заместителя руководителя налогового органа. Выездная проверка может охватывать только последние три года деятельности предпринимателя. Повторные проверки по одному и тому же налогу в течение года не допускаются. Длится проверка должна не более двух месяцев, за исключением нескольких случаев:

  • когда у индивидуального предпринимателя есть обособленное подразделение;
  • когда в ходе проверки выясняются другие нарушения, требующие дополнительной проверки;
  • когда налогоплательщик затягивает сроки представления документов, необходимых для проведения выездной проверки;
  • при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Какие обстоятельства помогут СНИЗИТЬ штраф

Если налогоплательщик признает факт допущенного им налогового правонарушения, но желает уменьшить размер штрафа, он вправе заявить о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). Примерный перечень обстоятельств, которые помогут смягчить санкции, опубликован на сайте Федеральной налоговой службы.

Согласно пункту 1 статьи 112 НК РФ, смягчающими ответственность обстоятельствами признаются:

  • Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств.
  • Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
  • Тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • Иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Перечень, установленный статьей 112 НК РФ, является открытым. Ведь он предусматривает возможность признать «иные обстоятельства». По мнению специалистов ФНС, размер санкций также может быть уменьшен при наличии следующих обстоятельств:

  • незначительная просрочка (перечисление налога или представление декларации, расчета с опозданием на «незначительное» количество дней);
  • признание налогоплательщиком вины, отсутствие задолженности на момент принятия решения, устранение ущерба, самостоятельное выявление и устранение ошибок и т.д.;
  • осуществление налогоплательщиком благотворительной деятельности;
  • социальная направленность деятельности налогоплательщика (налогоплательщик-сельхозпроизводитель; градообразующее предприятие и т.д.)
  • тяжелое финансовое положение организации (ликвидация предприятия; реорганизация налогоплательщика; процедуры банкротства; неведение хозяйственной деятельности);
  • сезонный характер работ и т.д.;
  • тяжелое материальное положение физического лица (пенсионер; отсутствие дохода и т.д.);
  • тяжелое состояние здоровья (инвалидность; тяжелое заболевание; болезнь во время совершения правонарушения и т.д.);
  • совершение правонарушения в силу стечения обстоятельств (личные и семейные обстоятельства и т.д.);
  • несоразмерность деяния тяжести наказания (отсутствие неблагоприятных экономических последствий, ущерба бюджету;
  • добросовестное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей;
  • наличие постоянной переплаты;
  • отсутствие умысла на совершение правонарушения и т.д.).

Заявление (ходатайство) о применении обстоятельств, смягчающих ответственность, подается в инспекцию в таком же порядке, как и возражения на акт налоговой проверки. А именно — в течение одного месяца со дня получения акта проверки. К такому заявлению должны быть приложены документы (их копии), подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

Организация признается невиновной в налоговом правонарушении, если причиной его совершения является:

  • стихийное бедствие или другие форс-мажорные обстоятельства;
  • исполнение письменных разъяснений уполномоченных контролирующих ведомств. При этом речь идет только о тех разъяснениях, которые адресованы неопределенному кругу лиц либо конкретной организации.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований, исключающих вину организации в совершении налогового нарушения, открыт, поэтому налоговая инспекция или суд могут принять во внимание и иные обстоятельства, исключающие, по их мнению, вину организации (подп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ситуация: может ли инспекция одновременно привлечь организацию к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также за неуплату налога{q} Организация недоплатила налог из-за грубого нарушения правил учета доходов и расходов.

Ответ: нет, не может.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и неуплата (неполная уплата) налога – это разные налоговые правонарушения. Ответственность за них предусмотрена разными статьями Налогового кодекса РФ: статьей 120 и статьей 122. При этом налоговое законодательство запрещает привлекать организацию к ответственности по разным основаниям за одно и то же правонарушение (п. 2 ст. 108 НК РФ).

На практике грубое нарушение правил учета доходов и расходов очень часто является причиной неуплаты (неполной уплаты) налога. Однако при выборе наказания налоговая инспекция должна исходить из состава конкретного правонарушения. Если причиной неуплаты (неполной уплаты) налога стало занижение налоговой базы в результате грубого нарушения правил учета, инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Деклорация на имущество налоговая ставка

Если же занижение налоговой базы произошло по иным причинам, и в результате налог также оказался неуплаченным, организацию оштрафуют по статье 122 Налогового кодекса РФ. Одновременное применение ответственности по статьям 120 и 122 Налогового кодекса РФ неправомерно. Такой вывод следует из определения Конституционного суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О. Представители налоговой службы разделяют эту точку зрения (письмо МНС России от 23 июля 2002 г. № ШС-6-14/1060).

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Пример применения статей 120 и 122 Налогового кодекса РФ при привлечении организации к налоговой ответственности

В организации прошла налоговая проверка, в ходе которой налоговая инспекция выявила два правонарушения.

1. При расчете налога на прибыль организация учла расходы на аренду, не подтвержденные первичными документами. В результате налоговая база была занижена, из-за чего налог в бюджет был уплачен не полностью. Поскольку отсутствие первичных документов признается грубым нарушением правил учета, инспекция привлекла организацию к ответственности по статье 120 Налогового кодекса РФ.

2. При расчете НДС входной налог по представительским расходам организация приняла к вычету в размере, превышающем максимально возможную сумму. Причиной стала арифметическая ошибка при определении норматива. В результате сумма вычета была завышена, из-за чего налог в бюджет был уплачен не полностью.

Ситуация: может ли инспекция по итогам проверки привлечь организацию к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату налога{q}

Ответственность по статье 122 Налогового кодекса РФ возникает только в том случае, если налог не был перечислен в бюджет из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий плательщика. Состав правонарушения заключается в том, что плательщик некорректно определил сумму налога (занизил свои обязательства) и перечислил в бюджет меньше, чем должен был заплатить при правильном расчете.

Перечисление налога с опозданием является основанием для начисления пеней, но не может быть основанием для привлечения к ответственности. Правомерность такого вывода подтверждается письмом ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 мая 2007 г.

За что налоговая может оштрафовать

Ситуация: может ли инспекция по итогам проверки привлечь организацию к ответственности за неуплату налога{q} На момент образования недоимки за организацией числится переплата по другому налогу того же вида, превышающая недоимку.

Сложившаяся арбитражная практика позволяет сделать однозначный вывод о том, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога при одновременном выполнении двух условий:

  • если на момент возникновения задолженности у нее имелась переплата по тому же налогу в части, зачисляемой в бюджет того же уровня;
  • если размер этой переплаты превышал или был равен сумме недоимки.

Такой вывод содержится, например, в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15 июня 2009 г. № Ф04-3487/2009(8708-А75-40), Московского округа от 27 апреля 2009 г. № КА-А40/3229-09-2, Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А19-475/07-51-04АП-1146/07(5)-Ф02-446/09, Северо-Западного округа от 5 июня 2008 г. № А21-7514/2006.

В то же время в арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога и в том случае, если у нее имелась переплата по другому налогу того же вида в размере, превышающем (равном) сумму недоимки. Принимая такие решения, судьи исходят из того, что начиная с 1 января 2008 года налоговое законодательство позволяет делать зачет между разными налогами одного вида (федеральными, региональными, местными) (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Поэтому при наличии переплаты по одному налогу и недоимки по другому налогу того же вида фактической задолженности (по налогам этого вида) у организации не возникает. А значит, основания для привлечения ее к ответственности за неуплату налога отсутствуют. Такая позиция нашла отражение в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 7 августа 2009 г.

№ А56-45665/2008, от 7 августа 2009 г. № А56-15151/2006, от 21 мая 2008 г. № А42-6421/2007 и Западно-Сибирского округа от 14 января 2009 г. № Ф04-10/2009(19087-А03-34). Не исключено, что следование второй позиции повлечет за собой спор с налоговой инспекцией, который придется разрешать в судебном порядке.

Ситуация: должна ли инспекция при расчете штрафа за неуплату налога учесть переплату по тому же налогу{q} Переплата по налогу возникла до образования недоимки, но сумма переплаты меньше доначисленного налога.

Ответ: да, должна.

При привлечении организации к ответственности налоговая инспекция должна принимать во внимание следующие моменты. Во-первых, штраф за неуплату налога рассчитывается исходя из величины фактической недоимки (ст. 122 НК РФ). Во-вторых, организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога, если фактической задолженности перед бюджетом нет.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Бывает, налог (взносы) не заплатили из-за грубого нарушения правил бухучета: когда налог (взносы) неправильно начислили и его сумма была искажена не менее чем на 10 процентов. Тогда суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновного в правонарушении устанавливают индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Обычно виновным признают главного бухгалтера или того, кому его обязанности переданы. Руководителя же организации признают виновным в следующих случаях:

  • если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • если учет ведет и рассчитывает налоги специализированная организация. Например, аудиторская компания (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

На практике налоговая ответственность в отношении организации может применяться одновременно с административной ответственностью к ее должностным лицам. То есть за одно и то же нарушение организацию штрафуют по статье 122 или 123 Налогового кодекса РФ, а директора или главбуха – по статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В дальнейшем штрафы могут быть оспорены в суде. И если арбитражный суд отменит налоговую ответственность в отношении организации, то мировой суд, в который обратится директор или бухгалтер, должен снять ответственность и с этих должностных лиц. Основание: подтвержденное арбитражным судом отсутствие состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). К такому выводу пришел Верховный суд РФ в постановлении от 1 декабря 2014 г. № 80-АД14-8.

к меню ↑

Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной и уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Если в ходе налоговой проверки инспекция обнаружит подведомственные ей административные правонарушения, будет составлен протокол, который поступит на рассмотрение руководителю инспекции или в суд, в зависимости от вида нарушения. Окончательное решение о привлечении должностных лиц организации к административной ответственности принимает руководитель инспекции (судья). Это следует из положений пункта 5 части 2 и части 1 статьи 28.3, статей 23.1, 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ПЕТРОВА Светлана Михайловна

Если должностное лицо совершит два и более административных правонарушения, то его накажут за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ). В то же время привлекать к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение законодательство не разрешает (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, бухгалтера нельзя дважды привлечь к административной ответственности за несвоевременную сдачу одной и той же декларации, если это нарушение будет выявлено инспекцией сначала в ходе одной проверки, а затем в ходе другой. При назначении административного наказания будут учтены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства (п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно подписывать договор

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

Из всех зарегистированных предпринимателей более половины применяют ЕНВД

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

Организуете для желающих прыжки с парашютом{q} Не забудьте зарегистрироваться как ИП

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят{q} Административный при этом остается{q}

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.5:

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение

Ст. 119:

  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.6:

Налагается:

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями

Ст. 126 — штраф:

  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).

Ст. 129.1:

  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

  1. Неуплата налогов.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.11 КоАП РФ:

Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

Внимание! С 10 апреля 2016 г.  штрафы увеличены, а список провинностей дополнен.

См. «Ужесточены
административные штрафы за нарушения в бухучете»
.

Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности

Ст. 122:

  • штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы.

Ст. 123:

  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.3:

  • штраф от 500 до 3 000 руб.

Ст. 116:

  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

Непредставление документов

Однако как бы объемен ни был запрос, игнорировать требования инспекторов нельзя. За неисполнение данной обязанности провинившемуся, как указывается в требованиях, грозит ответственность в виде штрафа. По какой статье и за что можно оштрафовать нерадивого налогоплательщика при встречных проверках{q} Вопросы очень непростые. Давайте разбираться.

Предельные сроки хранения бухгалтерских документов и документов, необходимых для налогового контроля, установлены подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ и статьей 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Если срок хранения документов истек, то организация вправе их уничтожить.

В рассматриваемой ситуации организация не сможет исполнить требование инспекции и представить ей уничтоженные документы. Однако вины организации в этом нет, ведь срок хранения документов истек. Поэтому привлечь ее к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ за непредставление документов невозможно.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

к меню ↑

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector