Прямые расчеты за коммунальные услуги — Статьи

Прямые расчеты за коммунальные услуги — Статьи

Прямые расчеты за коммунальные услуги — Статьи
СОДЕРЖАНИЕ
0

Кризис неплатежей

Мониторинг минстроя РФ показал, что долги управляющих компаний перед поставщиками ресурсов, в основном электроэнергии и тепла, исчисляются миллиардами рублей и продолжают расти. При этом жильцы в большинстве своем платят исправно.

То есть часть средств оседает где-то в УК. Федеральный закон № 59 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» был подписан года. «Он будет способствовать оздоровлению рынка управления жильем, исключив мотивацию недобросовестных управляющих компаний «управлять» чужими деньгами, а не домами», — так прокомментировал ситуацию глава минстроя Михаил Мень.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

Закон дает возможность собственникам жилья заключать договоры напрямую с поставщиками воды, электричества, газа и отопления. Таким же образом можно заключать договоры на оказание услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов. Из цепочки исключаются посредники — управляющие компании и ТСЖ.

Однако процедура регламентирована, чтобы не ущемлять их права. Предусмотрено два способа. В первом случае ресурсоснабжающая организация (РСО) вправе расторгнуть договоры с управляющими организациями в одностороннем порядке — если те имеют задолженность в размере равном или превышающем два среднемесячных платежа. Второй способ: принятие решения на собрании собственников жилья.

— Основная цель закона — минимизация неплатежей за жилищно-коммунальные услуги, — говорит и. о. главы госжилинспекции Орловской области Татьяна Горбашева. — Договоры будут заключаться РСО непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме по типовой форме.

Какой из способов более простой и эффективный, пока судить рано. Однако уже можно сказать, что первыми активность проявили РСО, а не жильцы, которые, возможно, пока и не знают о новшестве. А у поставщиков на руках имеется статистика. Как рассказали в орловском энергосбыте, на 1 марта задолженность свыше двух месяцев за поставки электроэнергии имели 47 управляющих организаций. Их общий долг превысил 66,5 миллиона рублей. Они потенциально подпадают под действие нового федерального закона.

Поставщик имеет право в одностороннем порядке разорвать с ними отношения и взимать плату напрямую с потребителей. «С учетом низкой платежной дисциплины управляющих организаций мы заинтересованы в переходе на прямые договоры с жителями многоквартирных домов», — сообщили в энергосбытовой компании.

Прямые расчеты ≠ прямые договоры

В Решении от 05.05.2014 № АКПИ14-197 Верховный суд пришел к выводу, что закрепление решением общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице УК, товарищества или кооператива по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг.

Иначе говоря, так называемые прямые расчеты – это лишь особый способ исполнения обязательства собственников помещений перед исполнителем коммунальных услуг, само обязательство при этом остается неизменным. Поэтому, очевидно, принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую РСО не снимает с УК как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения (Определение ВС РФ от 06.07.2015 по делу № 310‑КГ14-8259, А68-1080/2014).

Именно поэтому обязательство между РСО и УК (ТСЖ) также остается неизменным. Значит, управляющий МКД отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса. Если суд откажет во взыскании с управляющего задолженности за ресурс, поставленный в дом, это будет означать признание собственников помещений абонентами РСО, выступающей в данном случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя услуг, что в общем случае невозможно при выборе способа управления в виде УК, ТСЖ, ЖК (см.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 5614/13). Поэтому суды удовлетворяют иски РСО о взыскании с УК (ТСЖ) задолженности за коммунальный ресурс за вычетом сумм, поступивших от потребителей (определения ВС РФ от 25.12.2014 № 308‑ЭС14-7187, от 29.08.2014 № 303‑ЭС14-525, постановления АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-19378/2013, АС УО от 22.07.2015 № Ф09-4294/15, АС ЦО от 22.05.2015 № Ф10-786/2015).

Таким образом, данный вариант внесения платы не позволяет достигнуть цели отстраниться от предоставления коммунальных услуг. Наоборот, выведение денежных потоков из сферы полномочий управляющего МКД может привести к неожиданным последствиям.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПЕРЕХОДИТЬ НА ТАКОЙ ПОРЯДОК{q}

Нет. Как объяснили «Облгазете» в департаменте Госжилстройнадзора области, расчёт по прямым договорам возможен в трёх случаях. Первый — по решению собственников жилых помещений. Второй — если УК или ТСЖ в течение двух расчётных месяцев не производят оплату в адрес ресурсоснабжающей организации. В этом случае РСО может в одностороннем порядке направить уведомление о расторжении действующего договора.

Третий случай — если собственники квартир и домов уже рассчитываются с РСО напрямую — такой порядок работы уже действует в ряде небольших муниципалитетов Среднего Урала.

Кто выставляет платежные документы{q}

В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату коммунальных услуг, суд будет на стороне УК. В частности, АС ЗСО поддержал орган госжилнадзора, который выдал РСО предписание прекратить выставлять платежные документы собственникам помещений, поскольку исполнителем коммунальных услуг является УК (Постановление от 20.07.

Предлагаем ознакомиться:  Поиск штрафа по протоколу об административном правонарушении

2015 № Ф04-18454/2015[1]). Арбитры полагают, что если признать право РСО выставлять собственникам помещений счета на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилых помещениях, то это будет означать, что собственники помещений являются абонентами РСО, что возможно только при непосредственном управлении домом (Постановление от 19.06.2015 № Ф04-19819/2015).

Прямые расчеты за коммунальные услуги - Статьи

Впрочем, есть легитимный способ передать РСО право начислять плату, выставлять платежные документы – заключить с ней агентский договор либо включить соответствующее условие в договор ресурсоснабжения (РСО будет фактически выполнять функции платежно-расчетного центра), при этом важно, что управляющий МКД не утрачивает статус исполнителя коммунальных услуг (Постановление АС УО от 10.02.2015 № Ф09-9088/14).

Последний куш

Пока управляющие компании получают лишь предупреждения. РСО напоминают им о праве разорвать договоры и предлагают начать погашение долгов. Это должно дисциплинировать законопослушные компании, которые хотят остаться на рынке и сохранить посреднические функции в приеме платежей. Они не могли не знать о том, что закон вступит в действие. Значит, должны были искать деньги.

Однако статистика — вещь упрямая. Если она о чем-то и говорит, так это о том, что УК, наоборот, долги начали наращивать. Поставщикам передают все меньше платежей, не исключено, что в надежде сорвать последний куш. По данным энергосбыта, с начала года задолженность всех управляющих организаций области выросла на 22,6 миллиона рублей и превысила 147 миллионов.

— Есть примеры, когда они используют преступные схемы, — поясняет директор по реализации электроэнергии и мощности Александр Москвитин. — Так, летом 2017 года облсуд приговорил к двум годам и четырем месяцам условного заключения директора сразу двух управляющих компаний.

Было доказано, что топ-менеджер на протяжении нескольких лет намеренно не перечислял полученные за электроэнергию от жителей средства на счет энергосбыта. Он заявил, что тратил их на нужды своих предприятий. Но это не оправдание. Энергетики-то недосчитались более 12 миллионов рублей. Относительно мягкий приговор не стал показательным уроком для других УК. И даже для самого осужденного не пошел впрок. Сейчас он возглавляет уже третью по счету управляющую компанию.

В энегосбыте говорят, что ее задолженность за электроэнергию накапливается уже свыше девяти месяцев и достигла почти 900 тысяч рублей.

Чуть лучше отношения с УК складываются у тепловиков. Общая сумма долга потребителей за услуги ТЭЦ составляет 375 миллионов рублей. Из них более 235 миллионов приходится на жителей Орла и Ливен. Долги юридических лиц составляют 140 миллионов. Из них доля управляющих компаний — 11 миллионов, то есть менее 10 процентов. Кстати, 75 миллионов задолжали бюджетные учреждения.

Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями: Минстрой выпустил разъяснения по спорным вопросам

Решение общего собрания собственников жилья перейти на прямые договоры не означает, что они сразу начнут действовать

— Образовавшаяся дебиторская задолженность вынуждает нас активно вести претензионную работу, — рассказывает управляющий директор филиала теплоэнергетической компании Сергей Филатов. — Своевременная оплата имеет большое значение для реализации программы ремонта, от которой зависит надежность тепло- и горячего водоснабжения потребителей.

По его словам, на рассмотрении судов находятся иски к юрлицам более чем на 30 миллионов рублей. К простым гражданам подано около 700 исков. Компания пока не разрывала договоры в одностороннем порядке. Но тоже не исключает того, что скоро придется этим заняться.

Особое мнение

Совершенно особый взгляд на изложенную проблему сформировался в Дальневосточном округе. Во-первых, суд нашел вполне законной ситуацию, в которой по решению общего собрания собственники помещений вносили плату (в том числе за коммунальные услуги на ОДН) напрямую РСО, а последняя, действуя на основании решения общего собрания и договора ресурсоснабжения, вела лицевые счета, выставляла платежные документы собственникам помещений.

Исходя из этих вводных, суд признал незаконным предписание УК выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг (Постановление от 25.06.2015 № Ф03-2379/2015). Во-вторых, суд посчитал, что при условии принятия общим собранием решения о переходе на прямые расчеты РСО должна взыскивать долги за коммунальные услуги с собственников помещений, а не с управляющего МКД (Постановление от 06.04.2015 № Ф03-950/2015). Представляется, что такой подход идет вразрез с положениями жилищного законодательства.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПЕРЕХОДА{q}

Если собственники жилых помещений хотят исключить УК из цепи, они должны принять это решение на общем собрании жильцов. В протоколе с общего собрания необходимо указать, о каких именно услугах идёт речь (о горячем и холодном водоснабжении, водоотведении, электро- и газоснабжении, отоплении, а также о вывозе и утилизации твёрдых коммунальных отходов). Кстати, можно выбрать все, а можно — только некоторые услуги из списка.

Копию решения общего собрания жильцов необходимо направить в РСО, о решении жильцов также необходимо известить УК. Датой заключения договора с РСО считается дата проведения общего собрания жильцов. Однако при необходимости ресурсоснабжающая организация вправе отложить эту дату ещё на три месяца — об этом жильцов в обязательном порядке уведомляют.

Если вдруг после заключения договора с РСО потребителям услуг пришли квитанции управляющей компании, и граждане заплатили в пользу УК — считается, что обязанность перед РСО исполнена, и ресурсоснабжающая организация самостоятельно взыщет деньги с УК.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли переписать договор социального найма с матери на сына

Плата за коммунальные услуги на ОДН

Прямые расчеты за коммунальные услуги - Статьи

Согласно ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 30.06.2015, решением общего собрания можно было изменить порядок внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД. Поэтому РСО не разрешалось собирать платежи за коммунальные услуги на ОДН (постановления АС МО от 17.03.

Начиная с 30.06.2015 из названных выше норм были удалены упоминания об особом порядке внесения платы за коммунальные услуги на ОДН. Представляется, что данное изменение обусловлено трансформацией платы за коммунальные услуги: из нее исключена плата за коммунальные услуги на ОДН и ее суммы должны быть включены в плату за содержание жилого помещения. Однако эта поправка будет применяться только с 01.04.2016, тогда как ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ в новой редакции уже действуют.

Блуждают в потемках

УК имеют свой взгляд на проблему неплатежей. По их мнению, вина отчасти лежит на механизме внесения платы жильцами. Сроки не синхронизированы. По закону управляющие организации обязаны не позднее 15-го числа оплатить РСО стоимость всего ресурса, потребленного в прошедшем месяце. Но сама УК плату с жильцов получит позже.

— При просрочке оплаты уже со следующего дня начисляются пени, — поясняет юрист одной из УК Алексей Брунелевский. — То есть даже при добросовестном отношении абсолютно всех жителей к исполнению обязанности по оплате электроэнергии, а такое в принципе невозможно, у управляющей организации возникают убытки.

С этой точки зрения акцент смещается на проблему долгов населения перед управляющими компаниями, а не перед РСО. Коммунальщики видят выход во внесении изменений в законодательство. По их мнению, сроки надо установить так, чтобы УК имела возможность собрать платежи с населения, а затем перечислить их поставщикам. Предыдущие поправки в ЖК РФ проблему не решили.

К слову, управленцы тоже ссылаются на судебную практику. Как рассказали в группе компаний, объединяющей более десятка УК, за последние восемь месяцев областной арбитраж принял около 30 исков электроэнергетиков более чем на 41 миллион рублей. И ни по одному не взыскал ни копейки. Требования либо оставались без удовлетворения, либо энергетики отзывали иски.

— РСО говорят о желании получать деньги напрямую, однако они не заинтересованы в исчезновении посредников, — считает региональный уполномоченный по правам человека Александр Лабейкин. — Ведь ответственность по обязательствам потребителей-должников несут именно УК и ТСЖ. На практике выходит, что бы ни случилось — всегда «виноваты коммунальщики».

Логика подсказывает, что РСО проще и удобнее судиться за долги с управляющими организациями. Меньше надо подавать исков, следовательно, меньше затрат времени и финансов. При переходе на прямые расчеты судиться за долги придется с каждым собственником отдельно. Вероятно, это один из факторов, который сдерживает РСО.

— Жители жалуются на неправильно начисленные платежи и в целом на высокую плату, а происходит это на фоне просьб о повышении тарифов, — продолжает Александр Лабейкин. — Поэтому в глазах жильцов формируется негативный образ управляющих организаций, а это множит неплатежи и порождает недоверие к их информации.

Похоже, пока никто не спешит воспользоваться новым законом. К тому же он оставляет РСО место для маневра. Например, если общее собрание собственников жилья решит перейти на прямые договоры, то это еще не означает, что все произойдет немедленно. Хотя жильцам можно даже не заключать эти самые договоры, РСО сделает все автоматически по типовой форме.

Дело в том, что срок перехода может быть перенесен по решению ресурсоснабжающей организации, правда, не более чем на три месяца. За это время стороны могут провести переговоры. Возможно, УК «одумается» и начнет платить, а РСО и жильцы откажутся от перехода. Но может произойти иначе — УК не будет платить еще три месяца, а РСО посмотрит на это сквозь пальцы, чтобы затем подать в суд более крупный иск.

Обмен информацией между РСО и управляющим

Прямые расчеты за коммунальные услуги - Статьи

Повторим основополагающие правила, регулирующие прямые расчеты:

  • внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно РСО рассматривается как выполнение его обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем и одновременно как выполнение обязательства исполнителя по оплате коммунального ресурса перед РСО;
  • задолженность исполнителя перед РСО, не покрытая платежами потребителей, взыскивается с исполнителя;
  • РСО не вправе взыскивать плату с собственников (нанимателей) помещений.

В Постановлении от 24.09.2013 № 5614/13 Президиум ВАС обратил внимание на один очевидный, но очень важный нюанс: в случае удовлетворения требования ресурсоснабжающей организации к управляющей организации (кооперативу) об оплате задолженности за поставленные в соответствующий многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы повторное начисление платежей таким гражданам в части оплаченных ими ресурсов (услуг) не допускается.

Предлагаем ознакомиться:  Начисление пенсии за неполный трудовой стаж

Также эти сведения необходимы для отражения в бухгалтерском учете информации о дебиторской и кредиторской задолженности, а если УК применяет УСНО, то это также важно с точки зрения правильного формирования налогооблагаемых доходов (расходов).

В соответствии с пп. «а» п. 27 Правил заключения договоров ресурсоснабжения в контракте следует предусмотреть порядок, сроки и форму предоставления РСО исполнителю информации о размере поступившей от потребителей платы за коммунальную услугу и задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса.

Однако на практике РСО далеко не всегда готовы согласовать соответствующие условия и, главное, предоставлять информацию именно в разрезе лицевых счетов. Общей суммы без детализации по лицевым счетам недостаточно для целей бухгалтерского учета управляющего МКД, даже если в бухгалтерской программе принят единый контрагент-заказчик – собственники помещений в МКД.

В этой ситуации аналитический учет в разрезе лицевых счетов должен быть организован в рамках отдельного программного продукта или иным образом, но отказаться от него никак нельзя. Получив от РСО лишь информацию об общей сумме поступивших за расчетный период платежей собственников помещений, управляющий, конечно, сможет сделать бухгалтерскую проводку Дебет 60 Кредит 62, однако в дальнейшем может возникнуть вопрос об обоснованности остатков по счетам 60 и 62.

РСО не представила списки собственников квартир с отражением долгов (она самостоятельно выставляла квитанции потребителям). В рамках нового рассмотрения дела суд назначил сверку расчетов по месту нахождения РСО, которую обязал предъявить представителю УК все первичные документы (квитанции) (Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.07.

Еще один показательный пример касается правильного разнесения платы по периодам. Получая платежи граждан, РСО должна погашать ими задолженность исполнителя коммунальных услуг в порядке, который с 01.06.2015 прописан в ст. 391.2 ГК РФ (до этого точно такие же правила из ст. 552 ГК РФ применялись по аналогии).

В частности, если должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше (см. Постановление АС ПО от 25.06.2015 № Ф06-24645/2015). Это актуально в большей степени при смене УК или способа управления домом.

Управляющему нужно контролировать просроченную задолженность собственников (нанимателей) помещений, принимать меры по ее взысканию (это один из стандартов управления МКД), чтобы как минимум не пропустить срок исковой давности. Именно поэтому управляющий должен иметь информацию о датах и назначении платежей населения.

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Когда собственники помещений принимают решение о переходе на прямые расчеты с РСО, плату за коммунальные услуги продолжает начислять управляющий МКД, информация о поступивших в адрес РСО платежах в разрезе лицевых счетов должна сохраняться и передаваться управляющему. На деле далеко не все РСО с радостью берут на себя такие обязанности по информационному взаимодействию, ведь они влекут дополнительные расходы.

Известны даже случаи, когда РСО были готовы сотрудничать только за плату. Возможный выход – закючение договоров с расчетно-кассовым центром со стороны УК и РСО, центр в данной ситуации может стать источником всей необходимой информации. Если этот вариант не подходит, а добровольно стороны также не могут наладить коммуникацию, управляющий вправе защищать свои интересы через контролирующие органы (например, ФАС) и суд.

Безусловно, всегда остается способ получить наиболее достоверную информацию о размере платежей каждого потребителя – от самих потребителей. Однако механизм его практической реализации требует серьезной проработки. 


[1] См. также Постановление от 20.07.2015 № Ф04-19855/2015.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

[3] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253.

Е.В. Емельянова,
редактор журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», №9, 2015 г.

КАК РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУДУТ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ{q}

После перехода на прямые договоры у ресурсников будет возможность продемонстрировать, как работает их система взаимодействия с потребителями. У того же ЭнергоСбыт Плюс, к примеру, работа с абонентами налажена — есть и личный кабинет на сайте организации, и call-центры всегда доступны, и в 73 муниципальных образованиях есть офисы.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

В компании «Облгазете» рассказали, что в некоторых муниципалитетах они даже расширяются — в прошлом году увеличили количество окон для обращения в Нижней Туре, а сейчас ищут возможность для расширения в Берёзовском отделении. Но у ряда ресурсоснабжающих предприятий нет даже многоканального номера. Вполне вероятно, если жители начнут активно заключать прямые договоры, ресурсникам, в свою очередь, придётся усиленно поработать над количеством и качеством путей взаимодействия со своими потребителями.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector