Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 653-60-72 (доб. 946, бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Ликвидация нко по решению суда

Ликвидация нко по решению суда

Ликвидация нко по решению суда
СОДЕРЖАНИЕ
0

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

https://www.youtube.com/watch{q}v=dfqHKuvsGfs

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

Их завершение проводится по отдельным правилам. Так, все работники должны быть предупреждены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца (подробнее о процедуре — в статье «Увольнение работника в связи с ликвидацией организации»).

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки{q}»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия».
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Процедура ликвидации фактически едина независимо от способа, но начальный этап имеет свои особенности, который обусловлен тем, кто инициировал процесс. Так, этапы ликвидации некоммерческой организации в добровольном порядке следующие:

  1. Принятие согласованное учредительское решение на предмет ликвидации НКО.
  2. Определение ликвидатора или членов комиссии. Никаких жестких критериев к назначаемым лицам нет, они могут быть как представителями субъекта (состоять в трудовых отношениях), так и быть привлечены со стороны, являться гос.служащими инспекций и контрольных органов. С момента оформления решения на данных лиц возлагается ответственность за проведение всей процедуры, обеспечение сохранности активов НКО и т. д.
  3. Уведомление территориального подразделения Министерства юстиции в 3-дневный срок от момента решения о прекращении деятельности (направляется оформленное решение, а также сведения о лицах, отвечающих за сопровождение процедуры). Также, регистрирующему органу требуется предоставить дубликаты ИНН, выписки из реестра, устава, данные паспортов ликвидаторов и главбуха (если таковой есть в штате).
  4. Осуществляется ликвидация НКО через Минюст, который подвергает проверке корректность документов и передает их в территориальную налоговую службу, где и осуществляется регистрация начала процедуры ликвидации.
  5. Размещение в публичном доступе через соответствующие СМИ информацию о предстоящем прекращении деятельности, чтобы контрагенты с которыми незавершенны обязательства, смогли выставить свои требования.
  6. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В ходе его составления формируются сведения об имеющихся долгах и кредиторах, а также активах и дебите НКО, которые позволяют произвести окончательный расчет. По готовности баланса об этом направляется уведомление в фискальную инспекцию по стандартной форме.
  7. Расчеты с кредиторами согласно очередности.
  8. Оформление итогового баланса, где все позиции должны быть нулевыми. В ходе этой стадии требуется оплатить госпошлину за исключение сведений из реестра.
  9. Завершение ликвидации и исключение субъекта из ЕГРЮЛ, что должно быть подтверждено соответствующей выпиской.

Проводится ликвидация пошагово, в соответствии с установленными правилами

Отдельно стоит рассмотреть вопрос закрытия субъекта через банкротство, которое применяется во всех случаях, когда выясняется, что долги организации больше 300 000 рублей. Если процесс начинается в общем порядке, но выясняется, что в части долги не могут быть погашены, придется начинать процесс о банкротстве.

Пошаговая инструкция ликвидации несостоятельной некоммерческой организации на 2018 год выглядит так:

  1. Утверждение решения управляющими органами должника о необходимости прекращать работу.
  2. Обращение с заявление в арбитраж по подсудности.
  3. Открытие конкурсного производства, назначение управляющего.
  4. Проведение конкурсного производства.
  5. Аукцион, на котором будет реализовано имущество ликвидируемого несостоятельного субъекта.
  6. Завершение конкурсного производства.
  7. Исключение из реестра.

Пошаговая инструкция ликвидации НКО в принудительном порядке в 2018 году будет отличаться только первым этапом, поскольку в данном случае нет места воле учредителей, а решение принимается судом после того, как в процессуальном порядке будет рассмотрен поданный одним из уполномоченных компетентных органов или иных заинтересованных лиц иск.

Нежелание собственников организации закрывать его может остановить процесс, если судебное постановление о ликвидации НКО будет обжаловано и вышестоящая инстанция решит обратное. Остальные стадии реализуются так же, как и в добровольном порядке, но уклонение от исполнения, вступившего в силу постановления, может привести к тому, что ликвидатор или комиссия будут назначены также судьей.

Принудительная ликвидация имеет свои особенности

Когда аннулируется филиал общественного объединения, ассоциации иного вида НКО, уведомительный характер компетентных служб необходим, только если он фигурировал в учредительных документах. Поставить в известность тогда придется налоговые службы по месту размещения самого подразделения и головной организации.

Когда учредительные документы подобных сведений не содержат, сообщают только в фискальную службу по месту нахождения ликвидируемого объекта.

Ликвидация учредителя некоммерческой организации в соответствии с ФЗ №7 от 31.01.16 претерпела изменения. Так, прекратить участие учредитель может в любой момент без согласования данного вопроса в рамках существующего партнерства. Требуется только осведомить о принятом решении о выходе территориальный регистрирующий орган.

Выплата средств по долговым обязательства в порядке очереди, которая предусматривается ГК РФ.

  • Предоставление ликвидационного баланса.
  • Регистрация ликвидации АНО.
  • Протокол и его образец Во время заседания правления АНО по вопросам проведения ликвидации, составляется протокол, который будет передаваться в местное управление Министерства Юстиции. Существуют законодательные нормы составления документа, которые необходимо учитывать.

НКО (некоммерческая организация) — это объединение, созданное для определенных целей. Они могут быть социальными, гражданско-правовыми или благотворительными. Некоммерческая организация не занимается извлечением прибыли или ее распределением между своими членами.

Доход в некоммерческой организации возможен, но допускается его трата только на цели, оговоренные в уставе. Иными словами участники НКО не могут воспользоваться им в виде чистой прибыли для личных целей за редкими исключениями, предусмотренными 116 ст. ГК.

Ликвидация нко по решению суда

Например, образовательное учреждение может вести предпринимательскую деятельность в виде оказания платных услуг по обучению или сдавая помещения в аренду.

Тем не менее, некоммерческая организация является юридическим лицом, а значит должна быть зарегистрирована, а при необходимости и ликвидирована в установленном законом порядке.

  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)

Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

  • Телефоны для Москвы: 7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: 7 (812) 309-57-61

Имущество организации также может быть приобретено на деньги, полученные от членских взносов. При ликвидации оно не подлежит возврату. Членские взносы могут быть внесены не только в виде финансов, но и в любой допустимой уставом форме.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос закрытия субъекта через банкротство, которое применяется во всех случаях, когда выясняется, что долги организации больше 300 000 рублей. Если процесс начинается в общем порядке, но выясняется, что в части долги не могут быть погашены, придется начинать процесс о банкротстве.

  • Предоставление ликвидационного баланса.
  • Регистрация ликвидации АНО.
  • Протокол и его образец Во время заседания правления АНО по вопросам проведения ликвидации, составляется протокол, который будет передаваться в местное управление Министерства Юстиции. Существуют законодательные нормы составления документа, которые необходимо учитывать.

    Внимание

    Документ должен быть заверен всеми учредителями. Также документируется процесс голосования, на основании, которого принималось решение о ликвидации и составлении ликвидационной комиссии. Важно: После того, как процесс ликвидации будет завершен, выдается соответствующий документ о снятии учета с государственного реестра.

    По решению суда Также автономная некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.

Ликвидация некоммерческих организаций в 2019 году – особенности и нюансы.

От ликвидации не застрахована ни одна НКО. Поэтому следует предусматривать возможность принятия управляющим органом решения о прекращении деятельности некоммерческого объединения.

Существует ряд причин, влекущих за собой ликвидацию НКО. Основными из них являются:

  • прекратилось финансирование;
  • цели, поставленные при создании НКО, достигнуты и ее дальнейшее существование нецелесообразно;
  • между лицами, создавшими НКО, возникли разногласия относительно направлений функционирования организации, что делает ее дальнейшее существование невозможным;
  • препятствия деятельности некоммерческого объединения со стороны государственных органов;
  • организаторы НКО потеряли интерес к выполняемой деятельности и не видят смысл в ее дальнейшем существовании.

Проблема всех некоммерческих организаций заключается в том, что законодательство, регламентирующее их деятельность, построено так, что создать НКО намного легче, чем потом ее ликвидировать. Со стороны государства это вполне логично и объяснимо, поскольку некоммерческим объединением осуществлялась определенная деятельность и у него были обязательства перед государством, перед другими организациями и физическими лицами. Поэтому при ликвидации контролирующие органы должны убедиться, что НКО были выполнены все требования, предусмотренные законодательством, а именно:

  • Организацией выплачена зарплата в полном объеме всем своим сотрудникам;
  • Закрыты все обязанности и задолженности перед кредиторами;
  • Уплачены все налоговые суммы;
  • Сдана вся необходимая отчетность за весь период существования НКО;
  • Кредиторы уведомлены о предстоящем прекращении деятельности некоммерческого объединения;
  • Имущество, остающееся после ликвидации НКО, распределено согласно уставу организации.

В том случае, когда Вы планируете ликвидировать Фонд, стоит учитывать, что это более сложная процедура,  поскольку Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда и это довольно длительный и трудоемкий процесс, который иногда может продлиться до 2-х лет. При таких вводных стоимость ликвидации Фонда начинается от 90000 рублей.

1)Заинтересованное лицо составляет заявление в суд о ликвидации Фонда и просит суд назначить ликвидатора 

2)Суд выносит решение о начале процедуры ликвидации Фонда

3)Суд назначает ликвидатора Фонда 

4)Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции о начале процедуры ликвидации Фонда

5)Ликвидатор публикует сообщения в Вестнике государственной регистрации о том, что Фонд находится в стадии ликвидации

6)Ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности

7)Ликвидатор выявляет имущество ликвидируемого Фонда

8)Ликвидатор осуществляет все необходимые действия по расчету с кредиторами. 

https://www.youtube.com/watch{q}v=LiQ0CsgCi3w

9)Ликвидатор осуществляет сверку  ПФР, ФСС, ИФНС

10)Ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс

11)Ликвидатор составляет ликвидационный баланс

12)Заинтересованное лицо обращается в суд для завершения процесса ликвидации Фонда и утверждения промежуточного ликвидационного баланса и  ликвидационного баланса

13)Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции по завершению процедуры ликвидации Фонда

14)Министерство юстиции исключает Фонд из Единого государственного реестра и Фонд прекращает свою деятельность.

Все этапы ликвидации некоммерческой организации осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее уставом, например выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Расчет кредиторов осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и выявленного имущества организации, а оставшееся имущество после  расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом организации. 

Ориентировочная стоимость ЛИКВИДАЦИИ 39500 т.р.  7 (968) 878-38-99 Звонок сразу к юристу.

Или оставьте заявку на куплю-продажу вашей НКО по ссылке, телефону  7 (968) 878-38-99. Достаточно: наименования, год создания и наличие деятельности. 

НКО Аспекты, касающиеся исключения некоммерческой структуры из ЕГРЮЛ описывает ФЗ-129. Процесс ликвидации некоммерческой организации строго регламентирован законодательством РФ и предусматривает следующие основные этапы:

  1. Принятие решение о прекращении деятельности учредителями или судом.
  2. Формирование ликвидационной комиссии.
  3. Уведомление органа государственной регистрации.
  4. Сбор и оформление пакета бумаг.
  5. Обнародование сведений о прекращении деятельности НКО в «Вестнике государственно регистрации».
  6. Уведомление кредиторов и составление промежуточного баланса.
  7. Покрытие всех открывшихся обязательств и разработка итогового ликвидационного баланса.
  8. Передача документов в регистрационный орган.

Пошаговая инструкция процедуры Прекращение деятельности НКО, как правило, представляют в виде 3-х этапов ликвидации.

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Нормы

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Поэтапная ликвидация некоммерческой организации

Высшим органом управления НКО принимается решение о прекращении ее деятельности, после чего выбирается ликвидационная комиссия, в некоторых случаях – ликвидатор. Затем определяется представитель НКО, который будет подавать документацию, касающуюся ликвидации некоммерческого объединения, в соответствующий государственный орган, как правило это Министерство юстиции. С момента принятия решения о ликвидации и до подачи документов должно пройти не более 3-х дней.

Необходимо подать следующие документы:

  • решение, которым были назначены ликвидационная комиссия или ликвидатор;
  • нотариально заверенное уведомление о прекращении деятельности НКО, составленное по форме Р15001.

Следующим этапом предусматривается уведомление общественности о предстоящей ликвидации НКО. С этой целью ликвидационной комиссией или ликвидатором публикуется соответствующее заявление в «Вестнике государственной регистрации». С момента уведомления отсчитывается срок требований по кредиторам, который не должен быть меньше 2-х месяцев.

Для размещения публикации в государственном издании необходимо предоставить в редакцию:

  1. решение о прекращении деятельности НКО;
  2. сопровождающее письмо и заявка на размещение публикации;
  3. квитанцию, подтверждающую оплату размещения информации.

После уведомления о предстоящем прекращении деятельности, ликвидационной комиссией или ликвидатором изучаются дела некоммерческого объединения и выявляются существующие обязательства. Затем составляется график их погашения, проводится сверка со всеми государственными фондами, налоговым и другими органами. После этого все установленные задолженности должны быть ликвидированы.

После устранения задолженностей и расчетов по обязательствам бухгалтерская документация НКО приводится в требуемое состояние и определяется промежуточный баланс, который предоставляется в соответствующий государственный орган вместе с формой Р15003.

Если в НКО есть оформленные штатные сотрудники, то они должны быть уволены после погашения установленных обязательств.

На последнем этапе составляется окончательный ликвидационный баланс НКО, который затем утверждается высшим управленческим органом и подается вместе с формой Р16001 в соответствующий государственный орган.

После того, как НКО было исключено из государственного реестра, его деятельность прекращается. Но в обязательном порядке необходимо совершить еще несколько важных действий – закрыть расчетные счета, подготовить и передать документацию для хранения в государственном архиве.

Как советуют специалисты, после ликвидации НКО нужно сохранять документацию, подтверждающую ее исключение из государственного реестра, на протяжении 3-х лет

В Гражданском кодексе определен порядок ликвидации некоммерческой организации. Для начала процедуры прекращения деятельности НКО необходимо провести собрание участников, и вынести решение о закрытии.

В определенных ситуациях начальным этапом является судебное разбирательство, в процессе которого принимается решение о ликвидации НКО.

На втором этапе следует определить ликвидатора. Процедура прекращения деятельности НКО, соблюдение всех формальностей входит в полномочия ликвидационной комиссии.

На протяжении трех дней после принятия решения собранием учредителей необходимо уведомить регистрирующий орган по установленной форме. Затем, следует подготовить документы, предусмотренные законом для проведения процедуры, и передать их регистратору. В этот перечень входит:

  • документация о регистрации субъекта;
  • протокол собрания, на котором принято решение о ликвидации;
  • документы о постановке на учет в налоговых органах;
  • выписка из реестра;
  • паспортные данные ликвидаторов;
  • свидетельство ИНН.

Следующий этап предполагает публикацию объявления о закрытии в средствах массовой информации. Данное извещение публикуется в издании «Вестник государственной регистрации».

Сообщение должно содержать название НКО, сроки предъявления требований по погашению задолженности, контактные данные организации. До завершения процедуры комиссия сохраняет документ, подтверждающий произведенную публикацию.

Через два месяца после предъявления претензий кредиторов ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс. Цель его – свести все сведения об активах и пассивах организации. Баланс содержит информацию об имуществе и реестре требований кредиторов, а также результатах их обработки. Далее, о составлении баланса следует уведомить налоговые органы.

Одним из этапов проведения ликвидационной процедуры является расчет по долгам с кредиторами. Первоначально погашается задолженность перед сотрудниками, затем перед негосударственными фондами и банками. После этого расчет производится с другими физическими лицами.

Завершив этап погашения задолженности, комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. При отсутствии долгов его данные совпадают с промежуточным. После этого уплачивается государственная пошлина в размере восьмистам рублей. Данный взнос не подлежит оплате при проведении процедуры банкротства.

Далее, НКО исключается из реестра юридических лиц. Для этого в орган регистрации подаются заявление о регистрации ликвидации, окончательный баланс, принятый налоговым органом, акт об утилизации печатей. Кроме этих документов, подается квитанция об оплате государственной пошлины, при необходимости – решение о завершении конкурсной стадии (при ликвидации путем банкротства).

Ликвидация нко по решению суда

На протяжении десяти дней регистратор вносит информацию о ликвидации НКО в реестре и выдает выписку о прекращении деятельности юридического лица.

Процедура закрытия длится около шести месяцев, при прекращении деятельности путем банкротства – девяти месяцев.

Тем не менее, законодательство не исключает возможность предоставления некоммерческими структурами платных услуг (ст. 116 ГК РФ). В общем виде основных причин прекращения функционирования некоммерческой организации может быть всего две, в том числе:

  1. Осознание учредителями того, что компания достигла поставленных перед ней целей.
  2. Установление факта нарушения ею законодательства.

Имущество организации приобретается за счет средств учредителей и членских взносов.

При этом по итогам ликвидации оно не распределяется между ними. В остальном – процесс ликвидации напоминает таковой на уровне коммерческой фирмы. Что это такое Ликвидация некоммерческой организации – это процедура официального прекращения ее деятельности.

Имущество организации приобретается за счет средств учредителей и членских взносов.

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации — фонда{q} Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы{q}

Назначение ликвидатора. Им может стать единичное лицо или группа лиц, в таком случае говорят о ликвидационной комиссии. Дальнейшие действия по всем вопросам, связанным с закрытием организации, осуществляет ликвидатор.

Результат собрание протоколируется и скрепляется подписями всех его участников.

  • В трехдневный срок после собрания в регистрирующий орган подается заявление по форме РН0005 (бланк), протокол решения о ликвидации (образец), уведомление о назначении и составе ликвидационной комиссии по форме РН0006 (бланк), а также ксерокопии данных документов: свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговом органе, ИНН, выписки из Единого государственного реестра, паспорта/паспортов членов ликвидационной комиссии, при наличии в НКО главного бухгалтера/руководителя его паспорта и приказа о назначении, устава организации.
  • Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

    1. Принятие решения о ликвидации

    https://www.youtube.com/watch{q}v=zFry3Puaffo

    2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

    Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

    С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).В силу п. 3 ст. 13.

    1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.

    — уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;— решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;— протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

    Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.

    18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО.

    При этом общий срок принятия решения — 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.

    2011 N 455 (далее — Административный регламент)).Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.

    3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

    На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами.

    Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).

    После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст.

    19 Закона N 7-ФЗ).Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований).

    Ликвидация нко по решению суда

    Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности.

    Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

    4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

    Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст.

    19 Закона N 7-ФЗ).Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.

    Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.

    2012 N СА-4-7/13101).Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст.

    21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

    • Назначение ликвидатора. Им может стать единичное лицо или группа лиц, в таком случае говорят о ликвидационной комиссии. Дальнейшие действия по всем вопросам, связанным с закрытием организации, осуществляет ликвидатор.

      Результат собрание протоколируется и скрепляется подписями всех его участников.

    • В трехдневный срок после собрания в регистрирующий орган подается заявление по форме РН0005 (бланк), протокол решения о ликвидации (образец), уведомление о назначении и составе ликвидационной комиссии по форме РН0006 (бланк), а также ксерокопии данных документов: свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговом органе, ИНН, выписки из Единого государственного реестра, паспорта/паспортов членов ликвидационной комиссии, при наличии в НКО главного бухгалтера/руководителя его паспорта и приказа о назначении, устава организации.

    Как проводится ликвидация некоммерческой организации

    стопка документов

    Уведомление о его составлении оформляется по форме РН0007 (бланк) и подается в отделение ИФНС.

      Расчет с кредиторами при наличии задолженностей. Он организуется после предъявления требований в указанный в публикации срок.

    Сначала оплата производится сотрудникам организации, вслед за этим — негосударственным фондам и банкам, потом — прочим физическим и юридическим лицам. При несогласии с предъявленным требованием возможно решение вопроса через суд. Если капитала организации недостаточно для погашения всех задолженностей, ликвидатор осуществляет продажу имеющегося на ее балансе имущества. В случае ликвидации методом банкротства оно продается в рамках конкурсного производства.

    Оставшееся имущество распределяется между членами НКО, если уставом не определено иное. При невозможности его разделение оно отходит государству.

  • Составление ЛБ.
  • В отличие от налоговой службы Минюст проводит тщательную проверку оснований для завершения деятельности учреждения. Этапы ликвидации некоммерческой организации В Гражданском кодексе определен порядок ликвидации некоммерческой организации. Для начала процедуры прекращения деятельности НКО необходимо провести собрание участников, и вынести решение о закрытии.

    В определенных ситуациях начальным этапом является судебное разбирательство, в процессе которого принимается решение о ликвидации НКО. На втором этапе следует определить ликвидатора. Процедура прекращения деятельности НКО, соблюдение всех формальностей входит в полномочия ликвидационной комиссии. На протяжении трех дней после принятия решения собранием учредителей необходимо уведомить регистрирующий орган по установленной форме.

    В процессе своего функционирования некоммерческие организации также, как и другие юридические лица нередко ликвидируются.

    Однако, в силу того, что НКО имеют иную структуру управления и не преследуют своей целью получение прибыли, то процедура прекращения их функционирования имеет ряд специфических черт.

    Содержание

    Регулирует этот процесс гражданское законодательство, а сам процесс может осуществляться учредителями добровольно или по решению суда.

    • Расчет с кредиторами при наличии задолженностей. Он организуется после предъявления требований в указанный в публикации срок.

      Сначала оплата производится сотрудникам организации, вслед за этим — негосударственным фондам и банкам, потом — прочим физическим и юридическим лицам. При несогласии с предъявленным требованием возможно решение вопроса через суд.
      Если капитала организации недостаточно для погашения всех задолженностей, ликвидатор осуществляет продажу имеющегося на ее балансе имущества. В случае ликвидации методом банкротства оно продается в рамках конкурсного производства.

      Оставшееся имущество распределяется между членами НКО, если уставом не определено иное. При невозможности его разделение оно отходит государству.

    • Составление ЛБ.

    Ликвидация некоммерческой организации: порядок проведения и последствия

    • При добровольной ликвидации имеет место свободное волеизъявление участников юридического лица, которое реализуется в решении и последующих действиях, направленных на фактическое закрытие данной организации. Проведение процедуры ликвидации некоммерческой организации в данной форме подразумевает, что НКО обладает достаточными финансовыми средствами и имущественными активами, чтобы полностью рассчитаться по своим долгам.
    • Для инициирования принудительной ликвидации необходимо предъявление соответствующего исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации от прокуратуры РФ, а при установлении признаков несостоятельности – одним или несколькими кредиторами. Процесс банкротства НКО не отличается от аналогичной процедуры иных юридических лиц.

    https://www.youtube.com/watch{q}v=mwTtLHR0504

    Такой способ возможен даже при наличии долговых обязательств;

    • альтернативная ликвидация с помощью смены состава учредителей;
    • ликвидация по решению суда;
    • ликвидация в процессе признания организации банкротом.

    Важно: Материальную ответственность за долги организации типа АНО не несут ее учредители, так как и организация не несет ответственности за долги учредителей. Пошаговая инструкция Ликвидация АНО несколько отличается от процесса закрытия других юридических лиц, необходимо учитывать, что особое внимание стоит уделить документам и не допускать фактических ошибок, поскольку это может привести к более тщательным проверкам и затянуть процесс еще на несколько недель, а то и месяцев.

    ГК РФ предусматривается порядок прекращения деятельности АНО:

    • учредители должны составить документ о принятие решение ликвидации.

    Некоммерческая организация представляет собой образование, созданное и зарегистрированное для выполнения ряда задач. Они могут носить социальный, гражданско-правовой или благотворительный характер.

    шаги ликвидации

    Некоммерческая организация не преследует целей, связанных с получением прибыли или её распределением между участниками. Извлечение дохода некоммерческой организацией является возможным, но их расходование может происходить только на цели, предусмотренные уставной документацией. Другими словами, участники некоммерческой организации не могут использовать прибыль для личных целей.

    Важно: Материальную ответственность за долги организации типа АНО не несут ее учредители, так как и организация не несет ответственности за долги учредителей. Пошаговая инструкция Ликвидация АНО несколько отличается от процесса закрытия других юридических лиц, необходимо учитывать, что особое внимание стоит уделить документам и не допускать фактических ошибок, поскольку это может привести к более тщательным проверкам и затянуть процесс еще на несколько недель, а то и месяцев.

    Некоммерческая организация представляет собой образование, созданное и зарегистрированное для выполнения ряда задач. Они могут носить социальный, гражданско-правовой или благотворительный характер.

    Некоммерческая организация не преследует целей, связанных с получением прибыли или её распределением между участниками. Извлечение дохода некоммерческой организацией является возможным, но их расходование может происходить только на цели, предусмотренные уставной документацией. Другими словами, участники некоммерческой организации не могут использовать прибыль для личных целей.

    Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

    Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

    1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
    2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
    3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

    Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

    Порядок ликвидации некоммерческих организаций и необходимые документы

    принудительно

       В первом случае, решение о прекращении деятельности принимается учредителями НКО. Рассмотрите возможность процедуры альтернативной ликвидации в Вашем случае, прежде чем начинать процесс.

    Прекращение деятельности НКО, как правило, представляют в виде 3-х этапов ликвидации. Этап первый — подготовительные мероприятия

    Решение о ликвидации

    Решение о ликвидации некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Подобные ограничения касаются, таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд.

    Что касается других организационно-правовых форм некоммерческих организаций, то они тоже могут быть ликвидированы по решению суда. Если в ходе деятельности некоммерческая организация осуществляет действия, противоречащие ее уставным целям и соответствующим пунктам действующего законодательства, ей может быть вынесено предупреждение (в письменной форме) со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (для некоммерческих организаций это Министерство юстиции), или со стороны прокурора — в виде представления об устранении нарушений.

    Если некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений об устранении выявленных нарушений, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.

    Для осуществления самой процедуры ликвидации некоммерческой организации учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию. Они же устанавливают порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации, и от имени последней созданная ликвидационная комиссия выступает в суде.

    При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество (если иное не установлено федеральными законами), в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели.

    В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами — оно обращается в доход государства. Исключение составляет ликвидация некоммерческих организаций, созданных в такой организационно-правовой форме, как некоммерческое партнерство или учреждение.

    Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен законодательством РФ и регулируется Федеральным Законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ. «О некоммерческих организациях» Согласно п. 1 ст. 19. гл. 3 названного закона, после создания ликвидационной комиссии, в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, размещается публикация о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами.

    Ликвидационная комиссия, в свою очередь, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По истечении срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    Если сумма денежных средств, имеющихся у ликвидируемой некоммерческой организации, недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемой некоммерческой организации с публичных торгов в соответствии с установленным для исполнения судебных решений порядком (исключение составляют частные учреждения).

    При недостаточности денежных средств у частного учреждения для удовлетворения требований кредиторов последние имеют право обратиться в суд с требованием погасить оставшуюся задолженность за счет собственника ликвидируемого учреждения.

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения

    После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждающийся учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

    По окончании расчета с кредиторами ликвидируемой некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения их требований имущество, в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено действующим законодательством.

    В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами, то, согласно п.1 ст. 20 гл. 3 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», данное имущество обращается в доход государства.

    При ликвидации некоммерческого партнерства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественными взносом, если в учредительных документах не предусмотрен иной порядок распределения имущества.

    При ликвидации учреждения оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается собственнику учреждения при условии, что иное не предусмотрено учредительными документами ликвидируемого учреждения или правовыми актами Российской Федерации.

    Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также в случае ликвидации соответствующей иностранной неправительственной организации, в случае непредставления установленных сведений о поступлениях и расходов средств, а также в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренных учредительными документами.

    В соответствии с п. 1 ст. 21 гл. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ликвидация некоммерческой организации считается завершенной (а некоммерческая организация, в свою очередь, прекратившей свое существование) после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    https://www.youtube.com/watch{q}v=u0LHy4BAGZU

    Ликвидация Организации — это сложный комплекс мероприятий, но иногда ликвидация становится необходимой. Порядок процесса ликвидации некоммерческой организации должен происходить в строгом соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

    Ликвидация Организации — форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Документы, необходимые при ликвидации некоммерческой организации

    1. Уведомление,по форме предусмотренной Постановлением правительства РФ от 15.04.2006 №212.

    Форма №РН0005, №РН0006. Заполняется от руки печатнымибуквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом, в графах, которые не заполняются, ставится прочерк – в 2-х экз. каждое;

    2. Решение о ликвидации некоммерческой организации и формировании ликвидационной комиссии ( назначении ликвидатора) – в 2-х экз.;

    3. Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Срок не может быть меньше двух месяцев.

    1.Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом некоммерческой организации, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации- в 2-х экз.

    2. Ликвидационный баланс в 2-х экз.

    3. Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, завершении процедуры ликвидации- в 2-х экз.

    4. Документ об уплате государственной пошлины в размере 400 рублей(оригинал и 2 ксерокопии);

    5. Заявление, по форме предусмотренной Постановлением правительства РФ от 15.04.2006 №212.

    Форма №РН0007, №РН0008 (нотариально заверенное). Заполняется от руки печатнымибуквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом, в графах, которые не заполняются, ставится прочерк – в 2-х экз. каждое;

    Все документы, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты и заверены подписью руководителя организации. Документы оформляются на листах формата А4, шрифт текста 12-14.

    После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;

    — ликвидационный баланс;— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст.

    11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно;

    в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.В силу п.

    22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

    Прекращение деятельности некоммерческих организаций

    Свернуть свою детальность некоммерческая организация может по разным причинам, которые зависят от воли ее создателей и которые автономны от таковой. Независимо от причин итоговым результатом станет прекращение существования НКО как таковой и удаление ее как субъекта из соответствующего реестра.

    Чаще всего причинами закрытия организации является:

    • истечение срока, на который она создавалась;
    • достижение поставленных целей и задач или, напротив, не могут быть достигнуты;
    • недостаточность финансирования для реализации планов;
    • изменение сферы деятельности и т. д., все решается самими хозяевами НКО.
    нко

    Ликвидироваться НКО может по схожим причинам, что и другие организации

    слияния фирм

    Альтернативой такого миролюбивого способа является ликвидация по решению суда. Для такового требуется наличие грубых нарушений со стороны НКО, которые выявлены контролирующими органами и зафиксированы в установленном порядке. Решение о прекращении деятельности НКО выносится арбитражным или иным судом, если в производстве по делу будут установлены следующие причины:

    • Совершение грубых посягательств на действующее законодательство, последствия которого не представляется возможным устранить.
    • Официально зарегистрированный вид деятельности не соответствует фактически осуществляемому.
    • Экстремистские проявления в работе.

    Процедура ликвидации НКО можно двумя основными способами:

    • Официальная добровольная (через реорганизацию, банкротство и т. д.).
    • Принудительная (через суд, но вариант с банкротством не исключен).

    В первом случае решение принимается исключительно управленцами по своим личным соображениям, во втором – мнение владельцев и их доводы в противовес исковым требованиям уполномоченного гос.органа оцениваются судом, но не берутся за аксиому.

    Под ликвидацией подразумевают полную остановку деятельности и прекращение существования данного объединения. Процедура может быть проведена по инициативе создателей некоммерческой организации (некоммерческого предприятия) или по решению суда.

    Иногда устав организации может подразумевать ее ликвидацию при следующих обстоятельствах:

    • Достигнуты цели, ради которых создавалось объединение.
    • Истек срок, запланированный для существования НКО, прописанный в ее уставе.
    • Орган (по составу отличный от учредителей организации) принял решение о ее ликвидации.

    Арбитражный или иной суд может вынести вердикт о прекращении существовании НКО по следующим причинам:

    1. НКО неоднократно и грубо нарушала действующее законодательство.
    2. Нарушения являются неустранимыми.
    3. Сфера фактической деятельности организации не соответствует заявленным в ее уставе целям и задачам.
    4. Подозрения в экстремизме.

    Учредители НКО или установленный уставом орган принимают решение о ликвидации НКО главным образом по следующим причинам:

    • финансирование организации недостаточно для ее дальнейшего существования;
    • поставленные цели не могут быть достигнуты, а задачи реализованы;
    • смена поля деятельности, внутренней политики, стратегий функционирования организации.

    Кроме того причиной прекращения деятельности любого юридического лица, в том числе некоммерческой организации, может быть банкротство. Инициатором в данном случае может являться как сама НКО, так и иные структуры (налоговая служба, пенсионный фонд и пр.), при обращении их в суд.

    Цены на ликвидацию ООО с нулевым балансом в фирмах Москвы по ссылке.

    Ликвидация нко по решению суда

    Критерием признания организации банкротом является неспособность ее погасить долги в течение трех месяцев.

    Четкое следование всем инструкциям, а также соблюдение временных рамок по подаче документов в регистрирующий орган позволит избежать штрафных санкций и не даст процедуре затянуться на более длительный срок.

    Порядок ликвидации некоммерческой организации в общем виде состоит из следующих этапов:

    1. Общее собрание, на котором принимается решение о ликвидации, или вынесение соответствующего решения в судебном порядке.
    2. Назначение ликвидатора. Им может стать единичное лицо или группа лиц, в таком случае говорят о ликвидационной комиссии. Дальнейшие действия по всем вопросам, связанным с закрытием организации, осуществляет ликвидатор. Результат собрание протоколируется и скрепляется подписями всех его участников.
    3. В трехдневный срок после собрания в регистрирующий орган подается заявление по форме РН0005 (бланк), протокол решения о ликвидации (образец), уведомление о назначении и составе ликвидационной комиссии по форме РН0006 (бланк), а также ксерокопии данных документов: свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговом органе, ИНН, выписки из Единого государственного реестра, паспорта/паспортов членов ликвидационной комиссии, при наличии в НКО главного бухгалтера/руководителя его паспорта и приказа о назначении, устава организации. Эти же документы ликвидатор обязан направить в Управление Минюста по юридическому адресу организации (это является особенностью ликвидации НКО, прочие ЮЛ к данной структуре отношения не имеют), в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Регистрирующий орган перенаправляет после проверки документы в налоговую службу. Ее сотрудники регистрируют начало ликвидации некоммерческой организации.
    4. Направление сообщения в СМИ. Для уведомления всех лиц, так или иначе заинтересованных в деятельности и ее прекращении НКО, используется периодическое издание «Вестник государственной регистрации». В сообщении указываются название некоммерческой организации, сроки представление требований по задолженностям (не менее двух месяцев), а также все контактные данные НКО — телефоны, адреса (юридический, фактический), электронную почту при желании, чтобы кредиторы могли связаться с учредителями или руководителями организации и предъявить свои претензии. Ликвидационная комиссия до полного окончания процедуры закрытия объединения должна хранить документы, подтверждающие публикацию заявления. К ним относится номер периодического издания и бланк сообщения.
    5. Составление ПЛБ. Промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) нужен для сведения воедино всех активов и пассивов организации. ПЛБ утверждается органом, который принял решение о ликвидации НКО. Он помогает систематизировать все доходы и расходы НКО и облегчает налоговую проверку, если ИФНС решает, что ее проведение необходимо. Уведомление о его составлении оформляется по форме РН0007 (бланк) и подается в отделение ИФНС.
    6. Расчет с кредиторами при наличии задолженностей. Он организуется после предъявления требований в указанный в публикации срок. Сначала оплата производится сотрудникам организации, вслед за этим — негосударственным фондам и банкам, потом — прочим физическим и юридическим лицам. При несогласии с предъявленным требованием возможно решение вопроса через суд. Если капитала организации недостаточно для погашения всех задолженностей, ликвидатор осуществляет продажу имеющегося на ее балансе имущества. В случае ликвидации методом банкротства оно продается в рамках конкурсного производства. Оставшееся имущество распределяется между членами НКО, если уставом не определено иное. При невозможности его разделение оно отходит государству.
    7. Составление ЛБ. При отсутствии долгов ликвидационный баланс (ЛБ) полностью идентичен промежуточному, в противном случае он будет отличаться на выплаченную сумму.
    8. Оплата государственной пошлины. Она составляет 800 рублей для всех юридических лиц. Не производится ее оплата, если ликвидация ЮЛ связана с банкротством.
    9. Исключение некоммерческой организации из ЕГРЮЛ. Это является знаком окончательной ликвидации объединения. В регистрирующий орган подаются следующие документы: заявление от лица учредителей по форме РН0008 (оригинал и копия), протокол о составлении ЛБ и сам ликвидационный баланс, квитанция об оплате госпошлины или заключение арбитражного суда, свидетельство о регистрации организации, документ, подтверждающий отсутствие печатей/штампов или их уничтожение. По факту данной процедуры выдается свидетельство. Все необходимые документы подаются единым пакетом лично ликвидатором или доверенным лицом.

    Случаи отмены решения о ликвидации организации. В ряде случаев ликвидацию, осуществленную принудительным путем, некоммерческая организация может попытаться отменить.

    Для этого необходимо грамотное составление судебного иска. Для положительного решения вопроса необходимо оспорить причины, вызвавшие ликвидацию. Это возможно в следующих случаях:

    1. Инициатором являлась налоговая служба, причина принудительного закрытия фирмы — отсутствие фактической деятельности. В данной ситуации НКО должна доказать обратное, представив суду документы или свидетельские показания.
    2. Оспариваемый акт нарушает права НКО как юридического лица.
    3. Имеются доказательства ложности или неправомерности обвинений, выдвинутых против НКО, на основании которых было прекращено существование организации.

    Сами учредители также могут остановить процесс ликвидации. Для этого подается форма Р14001. Процедура осуществляется ликвидационной комиссией. К форме прикладывается заявление об отмене ликвидации.

    В подавляющем большинстве случаев бухгалтерия некоммерческой организации достаточно проста и не вызывает вопросов и сомнений у сотрудников налоговой службы при подаче деклараций и промежуточного баланса. Если НКО не вела предпринимательской деятельности, процедура ликвидации протекает быстрее и проще.

    Налоговые проверки в этом случае чаще всего не производятся. Компания, которая не имела в принципе никаких движений по счетам, также вправе рассчитывать на утверждение промежуточного ликвидационного баланса без выездных проверок.

    При нежелании самостоятельно заниматься закрытием НКО ее руководители или учредители могут обратиться к фирме-посреднику. Стоимость их услуг зависит от выбранного способа ликвидации.

    Цена на услугу по добровольному прекращению деятельности составляет порядка 30.000 рублей. Альтернативная ликвидация методом присоединения или слияния — 60.000 рублей и более.

    Цена увеличивается до 90.000 рублей, если она сопровождается переводом фирмы в другой регион. Если планируется ликвидация путем смены руководства или юридического адреса, ее стоимость будет составлять от 20.000 до 40.000 рублей.

    Узнайте, возможна ли ликвидация ООО без налоговой проверки, по этому адресу.

    Цены на ликвидацию ООО без долгов, в этой статье.

    Упрощенная схема

    В срочном и сокращенном порядке ликвидировать некоммерческую компанию можно, если прибегнуть к реорганизации в виде присоединения или слияния. Последовательность действий в рамках такого процесса практически тождественна, как для коммерческих предприятий. Суть схемы заключается в передаче всего объема прав и обязанностей федерации, НПО, НП (например, дачные) или иной НКО правопреемнику и фактическое прекращение самостоятельного существования, но с небольшими особенностями в числе которых:

    • Кредиторы уведомляются двукратной публикацией сообщений о грядущей процедуре реорганизации в печатном Вестнике гос.регистрации, а также на его сайте в сети-интернет.
    • Слияние или присоединение считается юридически оконченным со дня, когда в ЕГРЮЛ появилась отметка о закрытии НКО с параллельной выдачей свидетельства о завершении деятельности по реорганизационным причинам.
    • Проверка со стороны ИМНС может не проводиться, даже если имелись неисполненные долговые обязательства перед контрагентами, поскольку эти обязательства автоматически переходят к правопреемнику.

    Дальнейшее использование реквизитов, печатей и прочих атрибутов ликвидируемого субъекта недопустимо.

    Вариантом ликвидации по упрощенной схеме является слияние

    Сроки

    Ликвидация некоммерческой организации

    Ответ прошел контроль качества

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Средний срок поэтапного проведения всей процедуры закрытия некоммерческого учреждения составляет от 4 месяцев до 1 года. При этом уведомить Минюст требуется в течение 3 дней. После решения о начале ликвидации. Далее, после поступления документов в налоговую, требуется разместить в общем доступе сведения о закрытии субъекта и далее в течение 2 месяцев остается только ждать, когда кредиторы объявятся со своими требованиями.

    Уже через месяц после публикации можно приступать к составлению ликвидационного баланса, расчетам по долгам. Как только долги погашены, можно готовить итоговый баланс. После сдачи всего пакета документов в течение 3 дней субъект исключается из реестра и ему предоставляется об этом подтверждающий документ.

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

    Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы{q} Позвоните по номеру 7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

    Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

    Бесплатная консультация с юристом

    Заказать обратный звонок

    Все ещё остались вопросы{q}

    Позвоните по номеру 7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

    Специфика деятельности

    Как показывает практика, создание некоммерческих организаций и прекращение их работы происходит постоянно. Но при этом законодательство, предусматривающее их ликвидацию, еще несовершенно, как и его применение в реалиях современной жизнедеятельности. Чтобы понять существующие в этой области проблемы, выявить основные тенденции, вызванные постоянными переменами в общественных отношениях и найти их оптимальные решения, требуется постоянно изучать и анализировать существующее законодательство, регламентирующее деятельность НКО.

    В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств.

    Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.

    Согласно Гражданскому кодексу такая организация определяется как юридическое лицо, которое при создании не предполагает получение прибыли и распределение ее между участниками. Данный субъект формируется на основании внесения его участниками взносов. Целью некоммерческой организации (далее — НКО) является удовлетворение культурных, политических или иных запросов общества.

    Если в уставных документах НКО предусмотрено получение прибыли, то у этого юридического лица должна быть собственность, рыночная стоимость которой составляет не менее десяти тысяч рублей.

    Законодатель предусмотрел возможность создания НКО в организационно-правовой форме потребительского кооператива, общественной организации, ассоциации, товарищества, общины, религиозной организации, адвокатской палаты и других объединений.

    К особенностям функционирования указанных субъектов относится то, что такие юридические лица могут осуществлять свою деятельность как самостоятельно, так и создавая или участвуя в коммерческих организациях. Для последних характерна ситуация, когда эта организация покупает активы коммерческого объединения. Однако важным является тот факт, что эта прибыль должна быть направлена на реализацию тех целей, для выполнения которых создана НКО.

    Деятельность некоммерческих организаций может быть прекращена в установленном законом порядке. Законом предусмотрена добровольная и принудительная остановка деятельности компании.

    Общие сведения

    Некоммерческая организация (НКО) представляет собой объединение, сформированное для достижения определенных целей социального, гражданско-правового или благотворительного характера, не связанных с получением прибыли (ст. 2 ФЗ-7).

    Ликвидация нко по решению суда

    Если НКО и получает доход, то он не распределяется между ее учредителями, а расходуется на цели, прописанные в уставе организации.

    Тем не менее, законодательство не исключает возможность предоставления некоммерческими структурами платных услуг (ст. 116 ГК РФ).

    Имущество организации приобретается за счет средств учредителей и членских взносов. При этом по итогам ликвидации оно не распределяется между ними.

    В остальном – процесс ликвидации напоминает таковой на уровне коммерческой фирмы.

    Что это такое

    Ликвидация некоммерческой организации – это процедура официального прекращения ее деятельности.

    Даже в рамках судебных заседаний ликвидационная комиссия выступает от лица НКО.

    Следует отметить, что в настоящее время практикуется три способа ликвидации НКО, в том числе:

    1. Добровольная окончательная ликвидация.
    2. Альтернативная ликвидация через присоединения к иной НКО (через реорганизацию).
    3. Прекращение функционирования по решению суда.

    Вероятные причины

    Парадоксально, но в некоторых случаях причины прекращения деятельности НКО отражаются непосредственно в уставе организации.

    Однако нередки случаи, когда решение о ликвидации принимает арбитражный или иной суд, приводя в качестве оснований для прекращения деятельности такие обстоятельства, как:

    1. Неоднократные и достаточно грубые нарушения положений действующего законодательства страны.
    2. Отсутствие возможности устранения нарушений закона и их последствий.
    3. Организация осуществляет виды деятельности, отличные от прописанных в ее уставе.
    4. Имеют место подозрения в экстремистском характере деятельности организации.

    Ликвидация нко по решению суда

    Стоит добавить, что, как и иное юридическое лицо, НКО может объявить о начале процедуры банкротства. Она может быть начата по решению учредителей или судебных органов.

    Основанием для такого решения становится невозможность компании в течение трех месяцев покрыть свои долги перед третьими лицами.

    Что это альтернативная ликвидация, читайте здесь.

    Процесс ликвидации НКО может занять от 4 до 6 месяцев – в зависимости от характера, масштабов, а также законности деятельности.

    Вопросы, касающиеся прекращения деятельности некоммерческой организации в РФ регулируются нормами гражданского законодательства.

    Аспекты, касающиеся исключения некоммерческой структуры из ЕГРЮЛ описывает ФЗ-129.

    Предлагаем ознакомиться:  Трудовой договор материальная ответственность работника образец
    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    
    Как вернуть страховку по кредиту Имущество
    0 комментариев
    
    Если супруг наследник имущества Имущество
    0 комментариев
    
    Как расчитать земельный налог на пай Имущество
    0 комментариев
    Adblock detector