Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 653-60-72 (доб. 946, бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Постатейный комментарий к закону о конкуренции

Постатейный комментарий к закону о конкуренции

Постатейный комментарий к закону о конкуренции
СОДЕРЖАНИЕ
0

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

https://www.youtube.com/watch{q}v=POZe_RLWvVA

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.

ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Как ранее было указано, акт федерального значения вступил в силу еще в 1991 году. Закон определил перечень задач, которые стояли перед государством.

Задачами являлись:

  • Разработка мер, направленных на способствование развития конкуренции;
  • Пресечение, ограничение развития монополий на территории страны;
  • Осуществления контроля государственными органами над исполнением разработанных мер.

Координация деятельности, осуществляемой в сфере экономики, представляет собой процедуру согласования действий субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность третьим лицом, которое не входит в одну группу с лицами, чья деятельность координируется и не осуществляет экономической деятельности на том рынке товаров, на котором происходит согласование действий субъектов.

Действия, которые осуществляются на основании «вертикальных» отношений, координацией деятельности не признаются.

Федеральный закон «О защите конкуренции» в последней редакции

Для урегулирования и контроля за осуществлением недобросовестной конкуренции был принят Федеральный закон № 135. В его статьях описываются методы предотвращения монополистической деятельности со стороны недобросовестных предпринимателей и способы обеспечения единого экономического пространства для продвижения товаров на рынке РФ.

Федеральный закон о защите конкуренции под №135 был принят Госдумой РФ 8 июля 2006 года. Одобрен законодательный проект был спустя 8 дней того же года. Последние поправки в ФЗ 135 вносились в июле 2017 года.

ФЗ 135 был принят для:

  1. Предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции на территории РФ.
  2. Для избежания наложения ограничений и устранения конкуренции со стороны органов государственной власти.

Основными целями Федерального Закона № 135 являются:

  • обеспечение одного экономического пространства;
  • предоставления свободного перемещения товаров по территории РФ;
  • защита конкуренции;
  • создание благоприятных условий для проведения хозяйственной деятельности.

Действие ФЗ 135 распространяется на виды отношений, возникающих в процессе защиты конкуренции и пресечения монополистической деятельности.

Последние поправки

Статья 10

В ст 10 идет речь о наложенном запрете на злоупотребление хозяйствующих субъектов. Предпринимателям запрещается:

  • установление и поддержание низкой цены на предоставление монопольной услуги;
  • изъятие товара из обращения для умышленного повышения его стоимости;
  • навязывание партнеру условий контракта, не относящихся к положениям контракта;
  • приостановление производства товара в момент повышенного на него потребительского спроса. Законодательством разрешается снимать с производства продукцию, но только при наличии веских на то оснований;
  • отказывать покупателю в заключении долгосрочного договора на поставку определенной продукции;
  • устанавливать различные цены на один и тот же товар;
  • создание на рынке дискриминационных условий;
  • препятствовать доступу экономических агентов на товарный рынок.

В ст 10 была изменена 8 часть. Она была изложена в новой редакции. Согласно новым изменениям, правительство РФ устанавливает правила недискриминационного доступа к услугам подключения и поставкам теплоэнергии.

https://www.youtube.com/watch{q}v=tekV-l1jPnU

Статья 17

В положениях ст 17 Закона №135 описываются антимонопольные требования к установке цен на товары, к проведению торгов и к поступившим рыночным предложениям.

При проведении торгов, процедур по корректировке цен и других мероприятий запрещается:

  • заключение умышленных договоренностей между сторонами, участвующими в проведении торгов;
  • создание для запросившей стороны особенных условий при корректировке цен и проведении торгов;
  • несоблюдение порядка в момент проведения торгов, установке цен и запроса предложений;
  • участие организаторов или их работников в проведении торгов, корректировке цен и запросе предложений.

При внесении последних изменений в ФЗ 135, поправки были внесены в пункт 8 части 1 статьи 17.1. В него была добавлена информация о наличии прав на инженерное имущество у лиц, обладающих статусом единой теплоснабжающей организации.

Статья 4

В ст 4 Закона о недобросовестной конкуренции перечислены основные понятия, употребляемые в ФЗ 135. Главными из них являются:

  • товар — экономический объект, созданный с целью дальнейшей продажи, обмена или внедрения его в товарооборот;
  • конкуренция — соперничество между двумя хозяйствующими субъектами, в процессе которого каждому из них запрещается прямо или косвенно влиять на общие условия обращения продукции в обороте;
  • потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее ту или иную продукцию;
  • соглашение — составленная в письменной форме договоренность между сторонами рыночных отношений.
Предлагаем ознакомиться:  Индивидуальное семейное частное предприятие

Статья 14

Ст 14 ФЗ 135 утратила свою силу. На сегодняшний день действуют только статьи с 14.1 по 14.8. В них описываются виды запретов на конкуренцию. К ним относятся запрет на недобросовестную конкуренцию путем:

  • дискредитации;
  • введения оппонента в заблуждение;
  • незаконного сравнения;
  • связанную с присвоением чужого имени и прав на интеллектуальную собственность;
  • получения необходимой информации незаконным путем.

Согласно положениям ст 14.1 лицам, ведущим недобросовестную конкуренцию путем обмана своих конкурентов и потребителей, грозит ответственность.

Статья 15

В положениях ст 15 обозначены запреты, наложенные на лица государственной и муниципальной власти, занимающиеся деятельностью, ведущей к образованию конкуренции на экономическом рынке. К списку запретов относятся:

  • наложение запретов на внедрения определенных категорий товаров;
  • необоснованное препятствие деятельности хозяйствующих субъектов;
  • наложение ограничений на свободное перемещение продукции по территории РФ;
  • создание ограничений для потребителей при выборе товаров;
  • дача указаний о выполнении первостепенных поставок для вип-клиентов;
  • умышленное создание дискриминационных условий.

Также запрещается наделять сотрудников органов государственной власти полномочиями, которые помогут им развивать недобросовестную конкуренцию на действующем хозяйственном рынке.

Статья 18

В ст 18 ФЗ 135 перечислены особенности подписания контрактов с финансовыми предприятиями. К ним относятся:

  1. Возможность подписания соглашения только на основании итогов проведения открытых торгов.
  2. Органы государственного или местного самоуправления вправе назначить оценку финансовой платежеспособности и устойчивости организации-претендента.
  3. Соглашение заключается сроком на 5 лет.
  4. Изменения и дополнения в него могут быть внесены только при наличии взаимного согласия сторон сделки.

В случае, если один из участников договора нарушит его положения, то он в судебном порядке будет признан недействительным.

Статья 25

В положениях ст 25 ФЗ 135 обозначена информация об обязанности предоставления данных в антимонопольный орган. Категории лиц, которые обязаны предоставлять соответствующую информацию:

  1. Коммерческие и некоммерческие предприятия.
  2. Органы государственной власти и местного самоуправления.
  3. Физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели.
  4. Внебюджетные фонды, находящиеся под наблюдением государства.
  5. Федеральные органы и другие.

В настоящее время широкое распространение получило понятие конкуренция.

Определение подразумевает соперничество субъектов экономических отношений, которое выражается в определенного рода действиях, исключающих возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия товарных отношений.

В РФ конкуренция экономических субъектов контролируется законодательными актами. Рассмотреть основные положения и последние изменения ФЗ-135 поможет представленная статья.

Описание закона

Федеральный закон «О защите конкуренции» в РФ был разработан и вступил в силу 26 июля 2006 года. Целями законодательного акта выступают обеспечение единого экономического пространства для свободного перемещения товаров и свободного осуществления экономической деятельности. Обеспечение защиты конкуренции и создание благоприятных условий для продуктивного функционирования рынка товаров и услуг.

Предметом регулирования ФЗ-135 выступают экономические отношения субъектов рынка, а также недобросовестная монопольная деятельность отдельных элементов рынка. Сфера применения закона «О защите конкуренции» распространяется на российские и зарубежные организации и компании, федеральные институты власти, индивидуальных предпринимателей и внебюджетные учреждения (ЦБ РФ). Структура законодательного акта включает в себя 10 глав и 54 статьи.

В силу последних изменений некоторые положения федерального закона претерпели корректировки. Датой принятия последних изменений считается 10 января 2016.

Федеральный закон «О защите конкуренции»  раскрывает правила и принципы ведения экономических отношений на территории России. На 2017 год в содержание ФЗ-135 были внесены поправки в некоторые законодательные положения. Чтобы рассмотреть последние изменения антимонопольного закона, рассмотрим содержание некоторых статей.

Статья 4

В обозначенной статье раскрываются законодательные понятия, установленные Федеральным законом.

Основополагающими определениями ФЗ-135 «О защите конкуренции» выступают:

  • Товар;
  • Финансовая услуга;
  • Взаимозаменяемые товары;
  • Товарный рынок;
  • Хозяйствующий субъект;
  • Конкуренция;
  • Недобросовестная конкуренция;
  • Монопольная деятельность;
  • Антимонопольный орган;
  • Конкурентная цена;
  • Соглашение;
  • Потребитель.

На 2017 год Ст. №4 не подвергалась изменениям.

Статья 10

статьи описывает ограничения на злоупотребление доминирующим положением для физических или юридических лиц, занимающихся экономической деятельностью.

Антимонопольный ФЗ-135 налагает запрет на следующие действия:

  • Установление монопольной высокой или сниженной стоимости продукции;
  • Запрет на устранение товара из обращения на основании завышенной цены продукта;
  • Принуждение оппонента к подписанию договора на невыгодных для него условиях;
  • Не обоснованное сокращение или прекращение производства выгодного с экономической точки зрения товара;
  • Формирований дискриминационных условий, влекущих за собой недобросовестную конкуренцию;
  • Создание преград для выпуска или выхода на рынок продукции конкурента.

Основные положения статьи ФЗ-135 под номером 10 не претерпели изменений.

Статья 14

Предлагаем ознакомиться:  Услуги банка при усн доходы минус расходы

Статья 14 ФЗ «О защите конкуренции» утратила силу, однако составляющие правовой нормы продолжают действовать в последней редакции закона.

касается следующих нюансов:

  • Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации;
  • Запрещается введение потребителя и контрагентов в заблуждение;
  • Конкуренция считается недобросовестной, если имело место некорректное сравнение;
  • Законом запрещено использовать результаты интеллектуальной собственности;
  • Ограничение на недобросовестную конкуренцию путем смешения;
  • Не допускается использование и разглашение коммерческих или охраняемых законом тайн.

Ознакомьтесь  Федеральный закон о содержании собак

ФЗ 135 о защите конкуренции: кратко

https://www.youtube.com/watch{q}v=kc6bmthS9dE

Сегодня, действует ФЗ «О защите конкуренции» в редакции № 38 от 04 июня 2018 года. Закон был принят в 2006.

Данным актом, регулируются отношения, связанные с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением установления монополистической деятельности.

Нормы акта распространяются на соглашения, достигнутые на территории иностранных государств, с участием российских экономических лиц и иностранных субъектов.

Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения

Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.

Главы посвящены:

  1. Общим положениям (9 статей);
  2. Монополистической деятельности (6 статей);
  3. Не добросовестной конкуренции (8 статей);
  4. Перечню действий, которые не могут быть осуществлены государственными органами (2 статьи);
  5. Требованиям, установленным для организации торгов, запросов цен и предложений (4 статьи);
  6. Предоставлению государственных и муниципальных преференций (3 статьи);
  7. Перечню функций и полномочий органов (12 статей);
  8. Государственному контролю над экономической концентрацией (10 статей);
  9. Мерам ответственности за нарушение норм закона (24 статьи);
  10. Заключительным положениям (2 статьи).

Статья определяет понятие группы лиц.

Таковыми считаются:

  1. Хозяйственные общества или физические лица, имеющие более половины общего числа голосов, которые приходятся на голосующие акции;
  2. Юридическая организация и осуществляющие функции исполнительного органа этой организации физические лица или иная организация;
  3. Хозяйственные общества и физические лица, когда последние на основании соглашения имеют право давать указания, которые обязательны исполнения;
  4. Юридические организации, в которых коллегиальный исполнительный орган и совет директоров состоит более чем наполовину из одних и тех же людей.

Статья 11

Защита конкуренции

В Российской Федерации не допускается заключение соглашений, между лицами, осуществляющими экономическую деятельность на одном рынке продажи, приобретения товаров, целями которых является:

  1. Установление цен или их поддержание;
  2. Изменение цен на торгах путем их специального повышения, снижения или поддержания;
  3. Раздел рынка на основании территориального принципа, объема покупателей, ассортимента;
  4. Сокращение определенных товаров или прекращение производства отдельных видов продукции;
  5. Отказ от заключения соглашений с конкретными субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

Хотелось бы обратить отдельное внимание, что в соответствии с комментариями, данными к этой статье, для раскрытия понятия соглашения, не допускается использовать нормы гражданского законодательства.

В данном контексте, соглашением признается определенная договоренность между несколькими субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

В настоящий момент ст. 14 юридической силой не обладает.

До 2015 года, статья закрепляла перечень видов недобросовестной конкуренции. Посредством этой статьи, устанавливался строгий запрет на осуществление такого вида конкуренции.

В октябре 2015 года, статья утратила свое действие.

Статья 15 ФЗ 135

Действующая редакция закона, запрещает органам власти, в том числе организациям, которые осуществляют деятельность, связанную с предоставлением муниципальных или государственных услуг, в том числе Центральному Банку РФ, утверждать акты или осуществлять действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением случаев, которые обозначены в законе.

Не допускаются действия, связанные с:

  1. Введением запретов, связанных с созданием субъектов экономической деятельности или с осуществлением деятельности в какой — либо сфере экономической деятельности;
  2. Препятствованием к осуществлению экономической деятельности;
  3. Установлением запретов или ограничений на перемещение товаров по территории страны;
  4. Дачей указаний о необходимости первоочередных поставок для определенной группы потребителей;
  5. Установлением ограничений выбора потребителям производителей потребляемых товаров;
  6. Предоставлением отдельным субъектам приоритетного доступа к сведениям;
  7. Созданием условий, являющихся дискриминационными;
  8. Установлением или взиманием платежей, которые не соответствуют действующему законодательству;
  9. Дачей указаний субъектам, о необходимости приобретения конкретного товара, на конкретном товарном рынке.

В комментариях к этой статье, можно увидеть, что подобные ограничения не подлежат распространению на следующие виды органов:

  1. Судебные органы;
  2. Прокуратуру;
  3. Счетную палату;
  4. Следственный комитет РФ;

Статья 16

Не допускается заключение соглашений органами федерального значения, органами местного самоуправления и иными организациями, которые связаны с:

  1. Повышением, снижением, поддержанием цен на тарифы, за исключением тех случаев, когда заключение таких соглашений, предусматривается положениями нормативных актов, действующих на территории РФ;
  2. Установлением различных цен на одинаковые виды товаров, которые не обоснованы с экономической или технологической точки зрения;
  3. Ограничением доступа на товарный рынок или выхода из него.
Предлагаем ознакомиться:  Проводки по начислению единого налога

Ст. 17.1 устанавливает правила передачи имущества, принадлежащего государству или муниципалитетам. Имущество передается на основании:

  • Соглашения об аренде;
  • Соглашения о безвозмездной передаче имущества;
  • Договора о доверительном управлении;
  • Иных соглашений, заключенных по результатам конкурсов или аукционов.

Закрепляет правила рассмотрения антимонопольным органом, жалобы, поводом для написания которых, является нарушение антимонопольного законодательства.

Статьей определен перечень информации, который обязательно указывается при составлении жалобы:

  1. Сведения о субъекте, которые нарушил нормы закона;
  2. Информацию о заявителе;
  3. Сведения о нарушениях, допущенных субъектом;
  4. Перечень документальных сведений, который прилагается к жалобе;
  5. Подпись заинтересованного лица и дату составления.

Подать заинтересованное лицо жалобу вправе лично, посредством факса или почтовым отправлением.

Статья 23

Антимонопольному органу предоставлен следующий перечень полномочий:

  1. О возбуждении и рассмотрении норм антимонопольного законодательства;
  2. О выдаче предписаний для исполнения;
  3. О выдаче извещений о проведении торгов или их аннулировании;
  4. О выдаче предупреждений;
  5. О направлении в ЦБ РФ положений о приведении в соответствие с законом актов, изданных банком;
  6. О направлении предостережений о недопустимости нарушения закона;
  7. По рассмотрению жалоб;
  8. По обращению в суд;
  9. По ведению реестра лиц, привлекаемых к административной ответственности;
  10. По размещению на официальных ресурсах информации о решениях и предписаниях;
  11. По установлению доминирующего положения в случае рассмотрения поступивших заявлений.

Закрепляет необходимость получения согласия антимонопольного органа на сделки, в случае, когда одним из участников такой сделки является субъект экономической деятельности:

  • Обладает активами стоимостью более семи миллиардов рублей;
  • Получил выручку более десяти миллиардов рублей, и стоимость его активов более четырехсот миллионов рублей.

Статья 44

Статья под номером 44 регулирует процедуру рассмотрения заявлений или материалов в связи с нарушением антимонопольного законодательства.

Подача заявления осуществляется в уполномоченный орган.

Для рассмотрения, в заявлении указывается:

  • Информация о лице, подающем заявление (его ФИО, сведения о месте проживания, контактную информацию);
  • Информацию о лице, которое нарушает положения нормативного акта;
  • Сведения о нарушениях норм закона;
  • Перечень требований заявителя;
  • Список приложенных документов.

В процессе рассмотрения, государственный орган, устанавливает следующие факты:

  • Компетентен ли он в рассмотрении заявления;
  • Имеются ли нарушения в действиях лица.

Аффилированное лицо: определение по закону

Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.

В юридических организациях, аффилированными считаются:

  1. Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
  2. Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
  3. Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
  4. Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.

Физические лица, получают статус аффилированных когда:

  1. Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
  2. Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.

Само понятие группы лиц, антимонопольный закон не раскрывает. Однако в ст. 9 закона, указаны признаки, при наличии которых, совокупность лиц, определяется как группа.

Перечень признаков, которые свидетельствуют о группе лиц, были указаны в статье ранее. Указанные в положении признаки, свидетельствуют о том, что эти лица между собой взаимосвязаны.

Недобросовестная конкуренция путем дискредитации

Дискредитацией считается распространение ложной, неточной или искаженной информации, результатом которого является наличие убытков у субъекта, занимающегося экономической деятельностью или ущерб, который причинен репутации такого субъекта.

Дискредитация осуществляется в отношении:

  1. Товара, его свойств или качества, порядка изготовления, способов использования;
  2. Количества реализуемого товара, методов его получения;
  3. Условий его приобретения.

На территории России, конкуренция, осуществляемая путем дискредитации, признается в качестве недобросовестной и незаконной.

Такой запрет предусмотрен ст. 14.1 рассматриваемого правового акта.

https://www.youtube.com/watch{q}v=yk5hFpFVUr0

Понятие недобросовестной конкуренции, установлено в ст. 4 ФЗ № 135. Она представляет собой действия, которые соответствуют следующим характеристикам:

  1. Целью действий является получение каких – либо преимуществ, в процессе ведения предпринимательской деятельности;
  2. Действия противоречат установленным нормам действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, справедливости и разумности;
  3. Действия причиняют убытки другим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
  4. Действия способны нанести вред деловой репутации иных субъектов хозяйствующих на рынке.
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector