Комиссия по легализации доходов в налоговой

Комиссия по легализации доходов в налоговой

Комиссия по легализации доходов в налоговой
СОДЕРЖАНИЕ
0

Контроль за какими налогами осуществляют комиссии{q}

Действующее налоговое законодательство не содержит понятия легализации объекта налогообложения или легализации налоговой базы. По сути это инструмент налогового контроля, который направлен на подтверждение полноты определения объектов налогообложения и исчисления налоговой базы. Легализация в данном случае – своего рода узаконивание, т. е. проверка и подтверждение законности установленных налогоплательщиком объектов налогообложения и налоговой базы.

Реализуется этот механизм путем создания в налоговых органах специализированных комиссий, так называемых комиссий по легализации объектов налогообложения или комиссий по легализации налоговой базы.

https://www.youtube.com/watch{q}v=HzlHTsMfYII

Цель работы таких комиссий — увеличение поступлений налоговых платежей.

Когда комиссия может обратить внимание на налогоплательщика{q} Например, в отношении него установлены факты (либо есть основания подозревать о наличии фактов) неполного отражения хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налогов, фальсификации налоговой или бухгалтерской отчетности. Или, к примеру, отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности. Тогда налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) могут вызвать на комиссию.

Типичное основание вызова налогоплательщика на комиссию – неоднократные убытки по данным налогового учета. На заседании комиссии по легализации объектов налогообложения с налогоплательщика попросят пояснения и предложат самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства. О том, как можно написать пояснения в налоговую по убыткам, мы рассказывали в нашем материале.

Работа комиссий по легализации налоговой базы велась в соответствии с Письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Однако Письмом ФНС России от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ указанное ранее письмо отменено.

Вероятнее всего отмена носит чисто технический характер и связана с изменением в администрировании страховых взносов с 01.01.2017. Ведь с этой даты к ФНС перешли полномочия по контролю за страховыми взносами. А учитывая, что ранее действовавший порядок работы комиссий по легализации вопросы страховых взносов не затрагивал, можно предположить выход в ближайшем будущем на смену Письму ФНС РФ от 17.07.

В рамках комиссии по легализации налоговой базы работа инспекторов сводится к следующему:

  • отбору плательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии на основании данных налогового органа и информационных ресурсов;
  • проведению аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;
  • направлению плательщикам информационных писем для побуждения их к самостоятельной оценке сданной отчетности и внесения изменений в неё, погашению долгов по НДФЛ, взносам и иным действиям;
  • подготовке материалов для рассмотрения на комиссии;
  • рассмотрению деятельности плательщика на заседаниях межведомственных комиссий;
  • отслеживанию показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;
  • подготовка информации для повторной комиссии в отношении плательщиков, которые не устранили выявленные нарушения налогового законодательства (в т. ч. для рассмотрения вопроса о назначении выездной проверки).

Также см. «Период выездной налоговой проверки: что придут смотреть».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты плательщиками (налоговыми агентами):

  • НДС;
  • налога на прибыль организаций;
  • НДФЛ;
  • налога на имущество организаций и физических лиц;
  • земельного налога;
  • транспортного налога;
  • единого налога при применении «упрощенки» и «вмененки», а также ЕСХН <1>.

После завершения аналитических процедур и выявления рисков и несоответствий налоговый орган направит налогоплательщику информационное письмо, в котором будут отражены факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика.

Обратите внимание! ФНС рекомендует направлять информационное письмо заблаговременно — не позднее чем за месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.

При этом срок для представления уточненных налоговых деклараций, погашения задолженности по НДФЛ, представления пояснений составляет 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.

По истечении этого срока в случае непредставления уточненных деклараций, увеличивающих налоговые обязательства (уменьшающих убыток), непогашения задолженности по НДФЛ, непредставления пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований приглашения на комиссию, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика.

Последующая работа в отношении всех рассмотренных на комиссии налогоплательщиков заключается в проведении ежемесячного и ежеквартального мониторинга. Цель первого — отследить изменения поступления НДФЛ в бюджет в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность и выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Ежеквартально будет контролироваться:

  • представление уточненных деклараций с увеличением налоговых обязательств (уменьшением убытка) и дополнительное поступление сумм налогов в бюджет;
  • динамика численности работников и средней заработной платы;
  • динамика показателей налоговой нагрузки.

Комиссия по легализации доходов в налоговой

Все эти сведения будут заноситься инспекторами в специально разработанные ФНС таблицы, которыми будет пополняться досье организации (индивидуального предпринимателя).

Обратите внимание! При отсутствии положительных тенденций и неполучении от должностных лиц (индивидуальных предпринимателей, физических лиц) обоснованных пояснений весь пакет документов по налогоплательщику будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

Предлагаем ознакомиться:  Жалоба в налоговую на незаконное предпринимательство

Мониторинг страховых взносов

Как известно, с 2017 года к налоговикам перешли полномочия по контролю за уплатой большей части страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (кроме в ФСС на травматизм). Это соответствующим образом сказалось и на работе комиссии по легализации базы. С 2017 года ее интересует не только база по налоговым отчислениям, но и взносам.

Более того, сменилось само название. Теперь речь идёт о работе комиссии по легализации:

  • налоговой базы;
  • базы по страховым взносам.

Новый регламент функционирования указанной структуры закрепило письмо о легализации налоговой базы, изданное ФНС России 25 июля 2017 года под номером ЕД-4-15/14490. Фактически оно аннулировало действие прежнего регламента, который был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 и тоже регулировал легализацию базы по НДФЛ.

Также см. «Страховые взносы с 2017 года: обзор изменений».

Кого вызовут на комиссию{q}

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется из следующих групп:

  • заявившие налоговые убытки по строке 100 листа 02 деклараций по налогу на прибыль за предыдущие два года, а также в отчетном периоде текущего года <2>;
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, — менее 1%. По мнению автора, подрядчики, технические заказчики и застройщики могут ориентироваться на первое из названных значений;

  • имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС (если в декларациях за ряд налоговых периодов размер вычета составляет 89% и более от суммы, начисленной с налоговой базы);
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ в бюджет либо снизившие поступления по сравнению с предыдущим годом более чем на 10%. Во втором случае налоговый орган должен принять во внимание динамику среднесписочной численности работников.

При отборе налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, контролеры будут исходить из сведений в целом по организации;

  • выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особый интерес будет проявлен, если зарплата ниже регионального прожиточного минимума;
  • предприниматели:

а) заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за год дохода;

б) отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, а в декларации по форме 3-НДФЛ — доход, равный нулю, либо не представившие декларации по форме 3-НДФЛ.

Обратите внимание! Автором приведен далеко не полный перечень лиц, указанных в Письме ФНС. К тому же в нем отмечено, что на заседание комиссии могут быть вызваны иные налогоплательщики, то есть и сами налоговики считают перечень открытым.

Цель

Проводится заседание комиссии по легализации налоговой базы с одной единственной задачей – увеличить взимание:

  • подоходного налога;
  • страховых взносов.

В идеале комиссия должна склонить плательщиков и налоговых агентов:

  • к самостоятельному уточнению своих обязательств по налогам и взносам;
  • к прекращению нарушений налогового законодательства в будущем.

Новая задача комиссии по легализации налоговой базы и базы по взносам такова – это выявить:

  • отражение в налоговой и бухгалтерской отчетности данных, не соответствующих действительности;
  • выдачу «серой» и «чёрной» зарплаты;
  • позднее перечисление подоходного налога;
  • несвоевременное перечисление страховых взносов;
  • нанимателей, которые выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
  • нанимателей, которые не оформляют трудовые отношения с персоналом, из-за чего занижена база по НДФЛ и взносам.

Комиссия по легализации доходов в налоговой

Однако, что это – легализация налоговой базы – простым языком{q} Из перечисленных пунктов видно, что это попытка чиновников убедить должностных лиц компании соблюдать закон, выйти и тени.

Также см. «За зарплату ниже МРОТ установлена ответственность».

Комплексный анализ показателей и сведений

После того как организация (предприниматель) «засветится» по одному или нескольким критериям, она будет внесена в список налогоплательщиков, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Принципиально важный момент — объясняться налогоплательщику придется не только по тому критерию, на основании которого он попал в список, а по любым другим вопросам, которые возникли у налогового органа в процессе анализа показателей деятельности отобранной организации (предпринимателя).

Предлагаем ознакомиться:  Какой сейчас налоговый квартал

Количество и содержание таблиц <3>, которые должны заполнить налоговики в качестве своеобразного досье на налогоплательщика, подтверждают комплексность анализа. В частности, будет отслеживаться динамика (за последние три года):

  • всех строк бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах;
  • большинства строк отчета о движении денежных средств и деклараций по налогу на прибыль и НДС.

Кроме того, налоговики будут изучать банковские выписки (запрашиваются в соответствии со ст. 86 НК РФ), составлять схемы движения денежных средств и ведения бизнеса, определять контрагентов, входящих в зону риска (минимальная численность работников; минимальные суммы начислений в бюджет; отсутствие материально-технической базы;

Перечислим некоторые из негативных итоговых показателей:

  • темп роста расходов опережает темп роста доходов;
  • резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости ОС, по данным бухгалтерского баланса или налоговой декларации по налогу на имущество либо получение платы за ОС по выпискам с расчетного счета (может свидетельствовать о выводе активов без отражения данных операций для целей налогообложения, например, подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи ОС и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов);
  • резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение размера «кредиторки» над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности (может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству);
  • значительное снижение дебиторской задолженности (бухгалтера заподозрят в необоснованном включении в состав расходов сумм безнадежных долгов);
  • расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах (возможны невключение в реализацию для целей налогообложения отдельных финансовых операций и, как следствие, занижение налоговой базы);
  • резкое уменьшение показателя «Финансовые вложения» при неотражении в декларации по налогу на прибыль доходов от реализации права требования долга, ценных бумаг и отсутствии поступлений от возврата предоставленных займов в «Отчете о движении денежных средств» и согласно выпискам по расчетному счету (возможно сокрытие доходов от реализации финансовых вложений);
  • систематическое заявление сумм НДС к возмещению при отсутствии прибыли либо ее незначительных размерах при высоком суммарном объеме выручки;
  • движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии заметных изменений показателей бухгалтерского баланса (может свидетельствовать о занижении выручки от реализации);
  • предоставление в значительных размерах займов другим организациям (возможно сокрытие доходов);
  • «миграция» налогоплательщика между налоговыми органами;
  • приобретение услуг (транспортных, консультационных, информационных, по управлению организацией и пр.) у фирм, имеющих признаки недобросовестности (с целью умышленного завышения расходов и вычетов НДС);
  • искусственное завышение цены на сырье, материалы, комплектующие изделия через цепочку контрагентов (посредников) (с целью умышленного завышения расходов и вычетов НДС);
  • включение в расходы значительных сумм процентов по займам и кредитам при наличии высокого размера дебиторской задолженности, при погашении которой отпадает необходимость в привлечении заемных средств, и (или) если в числе наиболее крупных дебиторов значатся учредители, дочерние организации и иные взаимозависимые лица;
  • превышение размера вычета НДС над суммой начисленного налога при выполнении СМР для собственного потребления;
  • отсутствие в декларации по НДС суммы восстановленного налога перед получением освобождения от уплаты НДС или переходом на специальные налоговые режимы при наличии остатков товаров, материалов, ОС, НМА;
  • превышение вычета НДС, ранее начисленного с сумм полученной предоплаты, над размером налога, исчисленного с реализации в текущем квартале;
  • снятие с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная заработная плата;
  • отсутствие поступлений на расчетный счет торговой выручки при наличии ККТ;
  • поступление на расчетный счет выручки при отсутствии информации о регистрации ККТ;
  • непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Комиссия по легализации доходов в налоговой

Примечание. Основной целью работы комиссии по легализации является обеспечение дополнительного поступления в бюджет налогов.

Не останутся без внимания факты значительного отклонения сумм расходов учредителей, руководителей налогоплательщика и членов их семей от размера задекларированных ими доходов.

Кого позовут

Необязательно, что база данных комиссии по легализации позволила выявить конкретные факты нарушений и позвала в связи с этим представителя компании. Это могут быть и обоснованные подозрения о фактах нарушений.

В первую очередь, комиссию по легализации налоговой базы интересует:

  • неполное отражения в учете хозяйственных операций;
  • несвоевременное/неполное перечисление подоходного налога;
  • несвоевременное/неполное перечисление взносов;
  • искажение налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности плательщика.
Предлагаем ознакомиться:  Списание просроченной дебиторской задолженности в налоговом учете

Заседание комиссии

Рассмотрение деятельности налогоплательщика на заседании комиссии производится в индивидуальном порядке. Заседание комиссии открывает ее председатель, затем член комиссии представляет информацию по налогоплательщику. Далее слово предоставляется представителю организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо физическому лицу, которое должно представить пояснения по выявленным фактам и несоответствиям и сообщить о мероприятиях, проводимых (либо запланированных к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм налогового законодательства.

По итогам рассмотрения комиссия сформулирует рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, а также принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности и уплату налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога и т.д. При этом комиссия установит конкретный срок устранения нарушений (искажений). ФНС рекомендует отводить на это 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются в том числе рекомендации налогоплательщику и срок для устранения нарушений. Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии. С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под подпись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Обратите внимание! Комиссии предоставлено право направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы Федеральной миграционной службы, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. (В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление о вызове.)

Комиссия по легализации доходов в налоговой

Неявка налогоплательщика фиксируется в протоколе заседания комиссии.

В случае неявки надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ (штраф в размере от 2 до 4 тыс. руб.).

В отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут быть предприняты следующие меры:

  • повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС;
  • вызов на аналогичную комиссию в УФНС по субъекту РФ;
  • проведение предпроверочного анализа;
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Что говорить

Безусловно, самый животрепещущий вопрос для тех, кого вызывает комиссия по легализации налоговой базы – что говорить. Практика показывает, что отмалчиваться и вообще игнорировать посещение данной комиссии крайне нежелательно.

Если комиссия делает упор на подтверждённые факты, то отрицать их нет смысла. Надо заверить, что уже начата работу по исправлению нарушений.

С другой стороны, когда претензии комиссии основаны на подозрениях, целесообразно взять их на заметку и одновременно не соглашаться ввиду отсутствия надёжной доказательной базы.

Полезные дополнения к Письму ФНС

  1. Налогоплательщики неоднократно пытались доказать в суде, что направление уведомления о вызове на заседание комиссии по легализации налоговой базы не предусмотрено Налоговым кодексом. Однако арбитры разных инстанций, включая ВАС, каждый раз отказывались признать уведомление недействительным, указывая, что направление в адрес налогоплательщика уведомлений с целью получения пояснений предусмотрено пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поэтому действия налогового органа не нарушают права и интересы организации (Постановления ФАС ДВО от 27.03.2013 N Ф03-917/2013 по делу N А51-14534/2012 и от 23.11.2012 N Ф03-4485/2012 по делу N А51-7538/2012, Определение ВАС РФ от 25.01.2013 N ВАС-18148/12 по делу N А51-7538/2012).
  2. Попытки избежать наложения налоговым органом штрафа за неявку, сославшись на неправомерность применения в данном случае ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, тоже не увенчаются успехом. Неявка на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения, созданной при налоговом органе и наделенной полномочиями в сфере налогообложения, образует состав правонарушения, предусмотренного названной нормой.

В то же время неявка налогоплательщика на заседание межведомственной комиссии по легализации «теневой» заработной платы, контролю поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также НДФЛ в бюджеты, созданной на основании постановления главы муниципального района, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.

4 КоАП РФ, не образует, поскольку межведомственная комиссия не относится к органам, осуществляющим государственный надзор (контроль), и положение о соответствующей межведомственной комиссии не может предусматривать административную ответственность за неявку на ее заседание налогоплательщика либо иного лица <4>.

  1. Постановление о привлечении к ответственности в виде штрафа выносит мировой суд (ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности для данной категории дел составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 04.06.2012 по делу N 4а-237/2012).

С.С.Кислов

Эксперт журнала

бухгалтерский учет

https://www.youtube.com/watch{q}v=gES9zUfDJ10

и налогообложение»

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector