Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 653-60-72 (доб. 946, бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
В каком случае платят земельный налог

В каком случае платят земельный налог

В каком случае платят земельный налог
СОДЕРЖАНИЕ
0

Земельный налог в России – последние новости, ставки и порядок уплаты налогов на землю всеми категориями граждан

Система налогообложения в России претерпевает изменения с 2016 года. Россиян волнует вопрос оплаты земельного налога, который увеличивается постепенно, с каждым годом.

Расскажем, каковы новшества на 2018 год, и определим порядок оплаты налога на землю.

Новшества в системе налогообложения подразумевают, в первую очередь, введения правил, по которым будет произведен расчет земельного налога в ближайшие годы.

Как рассчитать земельный налог в России – формула, калькулятор и правила расчета налога на землю

  1. Налог на землю будет рассчитываться с учетом кадастровой стоимости земли. Как правило, она выше, поэтому размер налога будет пропорционально изменен.
  2. Увеличение налогового коэффициента произойдет постепенно, вплоть до 2020 года.

    В 2018 году налог повысится на 20%. Окончательная ставка утвердится к концу 2020 года.

  3. Ставка будет регулироваться органами местного самоуправления.

    В зависимости от экономической обстановки субъекта РФ представители власти могут устанавливать налоговую ставку самостоятельно в пределах 0,1-1,5%. Корректировка ставки станет отличным фактором для развития коммерческой деятельности.

  4. Налоговые отчисления в государственный бюджет могут вырасти в 8 раз. Эксперты утверждают, что повышение налоговой ставки предусматривает увеличение самих выплат.
  5. Методика расчета не продумана до мелочей и основана не на фактической стоимости земельных участков, а рыночной. Это может повлечь недовольство народа.
  6. Судебных споров, касающихся расчета налога на землю, в следующие годы будет гораздо больше, нежели сейчас.

    Граждане, которых не устраивает установленная налоговая ставка и кадастровая стоимость земли, смогут изменить ее путем обращения и доказательств своей правоты в судебной инстанции.

  7. Упрощается порядок предоставления льгот.

    Россияне могут не подавать документы, необходимые для подтверждения льготной категории. Запрос в необходимые инстанции формируется специалистом налоговой службы. Новшество начнет действовать с началом 2018 года. Об этом свидетельствует закон федерального уровня №286, утвержденный 30 сентября 2017 года.

Специалисты утверждают, что изменение порядка налоговых выплат просто необходимо. Некоторые негативно отзываются о методике расчета, заявляя, что она не продумана и разработана безграмотно.

При правильном подходе и верной методике расчета налогов россияне не заметят существенных изменений, но пока предложений по утвержденному проекту не поступало в Госдуму.

Укажем, какие преимущества будут от данных изменений в системе земельного налогообложения:

  1. Граждане смогут получить льготы по упрощенной процедуре, даже не предоставляя всей документации. Представитель налоговых органов сможет отправить запрос и сам получить нужные сведения о гражданине. В течение недели ему должен прийти ответ от другой инстанции.
  2. Срок получения уведомления сокращается. Гражданин может получить уведомление не только лично, но и через интернет, воспользовавшись официальным ресурсом службы, не тратя время на ожидание очереди.
  3. Получить ответ при обращении в службу можно быстро – в течение 3 дней.
  4. Льготные категории граждан могут рассчитывать на расчет налога по установленной минимальной ставке.
  5. Повышение бюджета регионов позволит улучшить экономическую обстановку в каждом субъекте РФ. Так как регионы чувствуют финансовый дефицит, лишними средства от налога на землю не будут.
  6. Переход на новую систему налогообложения будет происходить постепенно. Ступенчатый порядок перехода рассчитан на 5 лет. Поэтому граждане не заметят существенных изменений.
  7. Для расчета будут применять поправочный коэффициент, позволяющий снижать размеры налогов. 

В каком случае платят земельный налог

Приведем пример: в 2018 году размер налогов поднимется на 20%. Если бы не использовали при расчете поправочный коэффициент, то размер мог увеличиться на 50-100%, что негативно бы сказалось на гражданах России и их расходах.

  1. Может быть завышен размер налога, так как в основе расчета будет недействительная стоимость земли.
  2. Стоимость земли будет установлена на разные участки одинакова.

    Это нецелесообразно, ведь не учитывается инфраструктура, местоположение земельного участка и другие факторы.

  3. Гражданин, решив сделать перерасчет стоимости земли, может сделать это только через судебную инстанцию.

    Из-за этого может увеличиться количество судебных дел и споров.

  4. Для юридических лиц налоги могут возрасти в 7-8 раз.

Предстоящие перемены в 2018 году пока что вызывают разные мнения экспертов и владельцев земельных участков.

Как будет на практике проходить реформа системы налогообложения, узнаем в скором будущем.

Льготные категории, установленные на законодательном уровне, также смогут получить уведомление на оплату налога по минимальной ставке, как это было раньше до 2018 года.

  1. Жители районов Севера, Сибири, Дальнего Востока.
  2. Общины народов, указанных выше и использующих землю для хозяйствования, проживания, развития традиционных промыслов.

Льготные категории также устанавливаются на региональном уровне и подтверждаются правовыми актами органов муниципальных образований.

  1. Ветеранов труда.
  2. Детей-войны.
  3. Инвалидов.
  4. Участников ликвидации ЧАЭС.
  5. Военнослужащих.

Этот список может быть расширен. Вышеперечисленные граждане могут быть освобождены от уплаты налога – частично или полностью.

Заметьте, для пенсионеров льготы в 2018 году не предусмотрены.

Чтобы оформить льготу, необходимо обратиться в отделение налоговой службы вашего района или города, подать документацию, подтверждающую права на ее получение – и написать заявление.

Физические лица обязаны уплачивать земельный налог не позднее 1 декабря года, который следует после окончания учётного периода.

Его размер рассчитывает ФНС, после чего налогоплательщику по месту жительства направляется уведомление, в котором указан размер, порядок и сроки уплаты.

Взносы осуществляются в бюджет муниципального образования, на территории которого находится земля, даже если налогоплательщик зарегистрирован в другом регионе.

Оплату можно производить несколькими способами: в отделениях банков, через интернет банкинги финансовых учреждений, с которыми ФНС заключила договор, через некоторые системы электронных платежей. Последние годы популярность приобрёл также и онлайн сервис «Заплати налог». Для того, чтобы сформировать платёжное поручение, налогоплательщик должен выбрать вид платежа, ввести месторасположения объекта и сумму к оплате.

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Срок уплаты земельного налога за год для физлиц введен законодательно (п. 1 ст. 397 НК РФ) и является датой, общей для всей территории РФ. Заканчивается он 1 декабря года, наступающего после того, за который осуществляется платеж.

Платим налог на землю

Для юрлиц ситуация с оплатой иная. В течение года они по окончании каждого квартала платят авансы по налогу, если регион, в котором находится земля, не отказался от деления года на отчетные периоды (п. 2 ст. 397 НК РФ). Расчет по году происходит с учетом уже оплаченных авансов. Если же год в регионе не делится на отчетные периоды, то оплата осуществляется 1 раз в объеме налога, начисленного за весь год.

Сроки для оплаты авансов и итогового расчета каждый из регионов устанавливает сам (п. 1 ст. 397 НК РФ). Единственным ограничением для платежа по году является то, что он не может наступать раньше срока подачи декларации, предельная дата представления которой указана в НК РФ и соответствует 1 февраля года, наступающего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Кто считается плательщиком земельного сбора в РФ?

Плательщиками земельного налога в РФ признаются (388-я статья Налогового кодекса):

  • юрлица;
  • управляющая компания в отношении земель, которые входят в состав ПИФ;
  • физлица, в частности, индивидуальные предприниматели.

Платят налог и иностранные юрлица и граждане, если их земля находится на территории РФ. Организационно-правовой статус организаций в таком случае не имеет значения.

Всех «земельных» налогоплательщиков НК делит на такие категории:

  • собственники участков;
  • землепользователи – бессрочное использование;
  • землевладельцы – пожизненное владение.

Земельный налог за год - как рассчитать и когда платить?

Правом бессрочного использования обладают только некоторые организации – плательщики земельного налога:

  • казенные;
  • госучреждения;
  • учреждения муниципалитета;
  • самоуправление местного уровня;
  • органы госвласти.

Правом пожизненного владения обладают исключительно физические лица – плательщики земельного налога, а право собственности может быть и у юрлица, и у гражданина. Любое право использования земельного участка должно подтверждаться документом:

  • свидетельством о праве собственности, которые выдаются с начала 1998 года;
  • другими правоустанавливающими документами, выданными ранее.

Притом отсутствие такого документа не устраняет обязанность по уплате налога. Ведь получение свидетельства не является обязательной процедурой. Правоустанавливающий документ – договор купли-продажи, дарения, мены – сам по себе служит достаточным основанием для начисления сбора на участок земли в собственности.

Уплата сбора производится по завершении года. Кроме того, ежеквартально плательщики производят авансовые взносы – ¼ часть общей суммы. Юрлица и по авансовым, и по итоговым взносам сдают декларацию в ФНС. Она служит подтверждением размера базы (кадастровой стоимости надела), суммы и наличия льгот у плательщика. Те организации, кто является плательщиками земельного налога, подачу декларации производят до перечисления платежа.

Одним из сравнительно недавних налогов, предусмотренных на данный момент в налоговом законодательстве РФ, является земельный, который был введен в действие в 2004 году.

Поскольку в НК РФ периодически вносятся определенные изменения, многих землевладельцев интересует вопрос, каким сейчас является порядок определения и внесения земельного налога и кто обязательно должен уплачивать его.

В каком случае платят земельный налог

Об установленных категориях плательщиков, а также о видах налоговых льгот и ответственности за неуплату будет рассказано далее в статье.

Главным законодательным регулятором земельного налога является Налоговый кодекс, отдельные статьи которого полностью посвящены данному виду сбора.

В частности, в ст. 388 НК РФ установлены следующие виды его плательщиков:

  • юридические лица;
  • физические лица (это могут быть как граждане, так и индивидуальные предприниматели);
  • управляющие компании, владеющие землей в составе ПИФ.

В этом случае налоговые обязательства для них всех устанавливаются на одинаковых основаниях, без каких-либо особенностей или исключений.

1. Собственность. В этом случае участок может принадлежать как юридическому, так и физическому лицу — данный вид права распространяется на них обоих.

2. Постоянное (бессрочное) пользование. В этом случае ситуация иная — это право предоставляется только следующим категориям юрлиц:

  • казенным организациям;
  • учреждениям муниципалитета;
  • органам государственной власти;
  •  государственным учреждениям;
  • органам местного самоуправления.

3. Пожизненное наследуемое владение. Этот вид права предоставляется исключительно физическим лицам.

Для этого может использоваться свидетельство о праве собственности, постановление или решение о выделении земельного участка и т. п. Однако отсутствие данного документа основанием для неуплаты не является.

Категории земель

Как уже отмечалось, налоговые обязательства устанавливаются в отношении земельных участков, принадлежащих юридическим или физическим лицам на определенных правах.

При этом стоит учесть, что в каждом субъекте РФ объектом налогообложения будут только те участки, которые расположены в пределах конкретного муниципального образования.

Однако есть ряд отдельных категорий земель, которые исключаются из перечня таких объектов.

Сюда относятся участки:

  • которые были изъяты из оборота в соответствии с принятой законодательной процедурой;
  • входящие в состав земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте по причине нахождения на их территории государственных водных объектов;
  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома;
  • ограниченные в обороте из-за того, что на них природные расположены музеи или заповедники, ценные объекты культурного или археологического наследия и т. п.

Основания для их применения зависят от того, кто выступает в качестве плательщика, а также от законодательных особенностей того или иного субъекта РФ.

Помимо налоговых обязательств, в законодательстве РФ предусмотрен также ряд льгот в данной сфере, которые предоставляются отдельным категориям граждан. Они могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном уровне, в зависимости от правовых особенностей того или иного субъекта РФ.

Так, на федеральном уровне льготы для юридических лиц устанавливаются в том случае, если их участок:

  • используется в благотворительных целях;
  • принадлежит учреждению (предприятию, организации), собственником которого являются общества инвалидов;
  • является зоной, через которую проходят автомобильные дороги, предназначенные для общественного использования;
  • входит в состав «Сколково»;
  • используется участниками ОЭЗ и расположен в ее пределах;
  • принадлежит религиозным общинам (с размещением на участке обрядовых или культовых сооружений);
  • используется органами уголовно-исполнительной системы;
  • принадлежит обществу инвалидов (их численность в общем составе при этом должна быть не менее 80%);
  • находится в собственности судостроительных компаний, входящих в состав промышленно-производственной ОЭЗ;
  • используется с целью осуществления народных промыслов.

Федеральное законодательство среди льготников выделяет и ряд физических лиц, в частности:

  • инвалидов 1 и 2 группы;
  • героев РФ (или СССР);
  • инвалидов и ветеранов боевых действий (например, ВОВ);
  • «чернобыльцев» и граждан, которые считаются приравненными к ним;
  • кавалеров ордена Славы;
  • участников ядерных испытаний, которые вследствие этого перенесли лучевую болезнь.

Если величина сбора будет больше данного значения, разницу придется доплачивать.

Полное освобождение от уплаты предусмотрено только для физлиц, которые являются представителями коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири, а также для их общин.

Кроме федерального, существует еще и региональный уровень, власти которого также имеют право на выделение дополнительных льгот отдельным категориям лиц (чаще всего это граждане). Наиболее распространенными группами льготников при этом являются:

  • многодетные семьи;
  • инвалиды 3 группы;
  • пенсионеры.

Предоставление данной льготы той или иной категории граждан на региональном уровне зависит от многих факторов:

  • финансовых возможностей местного бюджета;
  • количества льготников в конкретном регионе;
  • стоимости земли и величины налога и т. п.

Связано это с отсутствием у данных субъектов прав собственности на землю — они могут лишь распоряжаться и пользоваться ею в течение определенного (или неопределенного срока).

Поэтому от необходимости уплаты налога они полностью освобождаются.

Предлагаем ознакомиться:  Бланк договора найма дома с земельным участком последующим выкупом

Не является исключением и земельный сбор, за неуплату которого также предусмотрены определенные меры, которые зависят от категории плательщика. В отношении физ лиц может быть применен:

  • штраф в размере 20% от задолженности (в том случае, если факт неуплаты был случайным);
  • штраф в размере 40% от долга (если будет доказано, что неуплата была намеренной);
  • пеня, рассчитываемая в соответствии с общими правилами (представляет собой произведение суммы долга, количества дней просрочки и 1/300 ставки рефинансирования ЦБ).

Стоит учесть, что данные штрафы и пеня вместе с суммой долга могут быть взысканы с плательщика в судебном порядке, в том числе за счет его имущества, средств на банковских счетах, наличности и т. п.

В отношении ИП и юридических лиц могут применяться более серьезные меры, вплоть до уголовной ответственности, предусмотренной в случае накопления существенной суммы задолженности.

Земельный налог является одним из трех имущественных сборов, предусмотренных в НК РФ для владельцев земельного участка.

В случае неуплаты нарушителя может ожидать серьезное наказание — от административной до уголовной ответственности.

В каком случае платят земельный налог

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва 7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург 7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Плательщики земельного налога определены п. 1 ст. 388 НК РФ — это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Казалось бы, что здесь может быть непонятного?

Ан нет! Вопросы то и дело возникают, и вот почему. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ права (собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок подлежат государственной регистрации. Таковая (госрегистрация) в силу п. 1 ст. 2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Другими словами, зарегистрировано соответствующее право на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), что подтверждено правоустанавливающим документом, — вы уплачиваете налог. (Кстати, контролеры не раз подчеркивали данное правило в своих разъяснениях — см.

Правила расчёта суммы взносов

Начнем с небольшого экскурса в «земельную историю». В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность (п. 2 ст. 15 ЗК РФ) или в аренду (ст. 22 ЗК РФ), а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) — в постоянное (бессрочное) пользование.

Ранее (до вступления в силу Земельного кодекса) юридические лица могли участвовать в земельных отношениях только на правах пользователей или арендаторов земельных участков. Получив землю в постоянное (бессрочное) пользование (до 30.10.2001), они сохраняют это право на основании п. 3 ст. 20 ЗК РФ (ограничений срока указанного права — обратите внимание — Земельным кодексом не установлено).

В то же время согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны переоформить данное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.

Несоответствие данной нормы Закона положениям п. 3 ст. 20 ЗК РФ и послужило причиной обращения Законодательного Собрания Нижегородской области в КС РФ с соответствующим запросом. Определением от 25.12.2003 N 512-О КС РФ отказал в принятии его к рассмотрению и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления)…

Кроме того, КС РФ отметил: положение абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества.

В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Примечание. С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 7.34 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение сроков переоформления права бессрочного пользования земельным участком.

Следовательно, право пользования земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона. На это указано, например, в Постановлении ФАС МО от 31.08.2009 N КГ-А41/8521-09: учитывая, что наличие права постоянного бессрочного пользования земельным участком (п. 3 ст.

20 ЗК РФ) предоставляет организации возможность по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора после соответствующего переоформления в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, что соответствует конституционно-правовому смыслу названной нормы, указанному в Определении КС РФ от 25.12.

Таким образом, организации, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие ЗК РФ и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога. Аналогичной позиции придерживается и финансовое ведомство (см., например, Письмо от 16.09.2005 N 03-06-02-02/82).

К сведению: согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

На данную категорию налогоплательщиков указал и Пленум ВАС РФ (см. п. 3 Постановления N 54), отметив: при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ.

Налоговый период для налога на землю равен году (п. 1 ст. 393 НК РФ). По его окончании юрлицом в ИФНС сдается декларация (п. 1 ст. 398 НК РФ). Иных (промежуточных) отчетов по этому налогу не предусматривается.

Форма декларации для земельного налога за 2018 год утверждена приказом ФНС России от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@.

Отчётным периодом в данном случае считается год. Базой для начисления налога считается кадастровая стоимость земельного участка за последние 5 лет. При этом существуют определённые факторы, способные повысить сумму налога к уплате. Так, если на приобретённом земельном участке было произведено строительство жилья, за исключением индивидуального жилищного строительство, в течение трех лет применяется повышающий коэффициент 2.

Если недвижимость была построена до завершения трёхлетнего срока, налог, уплаченный с повышенным коэффициентом, может быть перерасчитан. Это значит, что сумма, уплаченная сверх меры, будет учтена при расчёте налога за следующий отчётный период, и в следующем году взнос уплачиваться не будет или сумма значительно сократится.

В случае, если строительство не удается выполнить в оговоренный срок, то по истечении трех лет с момента начала первых работ, собственность будет зарегистрирована. При этом налог, уплаченный сверх нормы, будет использован в качестве платежей за будущие кварталы. Таким образом, плательщик некоторое время может не вносить оплату в бюджет.

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Земельный налог

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ.

Налог на землю в россии

А если право на земельный участок было предоставлено организации до вступления в силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость»? Как быть?

В этом случае, отмечают чиновники (см., например, Письма Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19), такое право признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации (последняя, кстати, проводится по желанию правообладателей). Поэтому плательщики земельного налога определяются на основании удостоверяющих права на землю документов, выданных юридическим лицам до вступления в силу Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» (это государственные акты, свидетельства и др. документы, которые имеют равную юридическую силу с записями в реестре).

В п. 4 Постановления N 54 Пленум ВАС РФ указал: на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

Пленум ВАС РФ разъяснил (п. 5 Постановления N 54), что универсальные правопреемники (речь идет о реорганизации юридических лиц, за исключением выделения, а также наследовании) становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (другими словами, пенять на то, что свидетельство о праве собственности на землю не переоформлено, в подобных случаях не стоит).

Такая ситуация, например, рассмотрена в Постановлении ФАС УО от 23.06.2008 N Ф09-4441/08-С3. Судами установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (академия) зарегистрировано в качестве юридического лица. По распоряжению Правительства РФ названное учреждение и государственное образовательное учреждение (техникум) реорганизованы путем присоединения техникума к академии в качестве структурного подразделения.

На основании названного распоряжения составлен передаточный акт, по которому учреждению переданы (среди прочих активов) земельные участки — последними техникум обладал на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставленным по постановлению главы администрации города (от 23.01.2001).

Поскольку академия является правопреемником техникума по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые третьими лицами, суд отметил следующее. Бездействие землепользователя, повлекшее отсутствие документов о праве на земельные участки, соответствующих требованиям законодательства, действующего в момент их предоставления (передачи), не является основанием для освобождения от платы за пользование землей.

Итак, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Другими словами, если отсутствует информация о существующих правах в ЕГРП, при этом исключения, указанные в п. п.

По мнению налогового органа, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада развивающего вида (далее — МДОУ) является плательщиком земельного налога, поскольку спорный земельный участок находится в его фактическом пользовании и у МДОУ отсутствует льгота по указанному налогу. Инспекция направила МДОУ требования об уплате налога, но, поскольку таковые не были исполнены в добровольном порядке, налоговики обратились за взысканием недоимки по налогу в суд.

Арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта владения МДОУ спорным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, и, соответственно, о наличии у учреждения обязанности уплаты налога.

Второй арбитражный суд согласился с выводами своих коллег. И ФАС ВВО, рассмотрев кассационную жалобу, не нашел правовых оснований для отмены судебных актов.

Так, из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имели место исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ. Ссылка Инспекции на Постановление главы Ростовского муниципального округа от 15.03.2005 N 264, которым МДОУ предоставлен указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное Постановление не является свидетельством или другим документом, удостоверяющим право на земельный участок.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования. Учитывая изложенное, довод инспекции об отсутствии у МДОУ льготы по земельному налогу подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения.

Земля во владении

В то же время нельзя не отметить, что, если земельные участки долго не регистрируются, такие факты должны рассматриваться как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями (налоговая ответственность по ст. 122 НК РФ). Эта позиция, в частности, определена в Письме Минфина России от 29.12.

Аналогичного мнения придерживаются и судьи, причем на уровне высших арбитров. Так, в Постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05, N 11991/05 Президиум ВАС РФ указал: отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит от волеизъявления самого пользователя, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога. (См.

Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды с физиком кто платит ндфл

Отметим, что часть приведенных Постановлений принята на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю», большинство положений которого утратило силу. Однако действующие нормы, регулирующие земельное законодательство, по своей сути остались теми же. Поэтому приведенная арбитражная практика актуальна и по сей день.

Здесь следует отметить две ситуации: первая, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ. Тогда собственники проводят общее собрание, на котором выбирается ответственное лицо, для того чтобы организовать обращение этого лица в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (Письмо Минфина России 22.07.2009 N 03-05-05-02/40).

К сведению: в Письме финансисты, ссылаясь на арбитражную практику, отметили, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта (решения) собственником этих земель (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).

Вторая ситуация — земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован после введения в действие ЖК РФ. В этом случае земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, изначально находится в общей долевой собственности собственников помещений.

Стоимость земельного участка

И в первом, и во втором случае плательщиками будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома (см. также Письма Минфина России от 02.09.2009 N 03-05-06-02/87, от 17.08.2009 N 03-05-06-02/80 и др.). Отметим, кстати, если организация использует нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, по договору аренды, она не признается плательщиком земельного налога в отношении соответствующего земельного участка (Письмо Минфина России от 10.08.2009 N 03-05-05-02/47).

Внимание! Если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок плательщиком земельного налога признается товарищество как самостоятельное юридическое лицо (Письмо Минфина России от 16.11.

2006 N 03-06-02-05/57). С момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Но факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений. На это, в частности, указал и Пленум ВАС РФ (п. 5 Постановления N 54).

Кстати, в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Понятно, что это касается и физических лиц — членов товарищества собственников жилья (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-02/52).

Кто платит земельный налог

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности);

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

Ответы юриста24 Февраль 2009Вопросы налогообложения являются для владельцев недвижимости наиболее актуальными. Сегодня мы поговорим о налоге на землю, который, как и налог на имущество физических лиц, относят к местным налогам и регулируют положениями Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. На территории последних и производят его уплату 
Налогоплательщики   Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Те, у кого объект находится на иных основаниях, например по договору аренды или в безвозмездном срочном пользовании, налог не платят. Соответствующие права на недвижимость подтверждают свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельные участки, а также государственными актами на право пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования землей, актами о предоставлении земельных участков и иными документами, выданными физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством. Небольшой круг налогоплательщиков освобожден от уплаты земельного налога. Их перечень представлен в ст. 395 НК РФ.  Объекты налогообложенияОбъектом налогообложения признают земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территориях которых введен земельный налог за исключением земель, изъятых из оборота, а также ограниченных в обороте, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда или предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Не облагают налогом и земли лесного фонда.   Сведения о правах на земельные участки вносят в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), опираясь на данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также иные документы о правах на земельные участки, являющиеся юридически действительными на момент внесения указанной информации в Государственный земельный кадастр. ЕГРЗ содержит основные данные о земельных участках, включая экономические характеристики, в том числе размер платы за землю, предоставляемые в виде выписок по месту учета этого объекта недвижимости.   Организации, осуществляющие ведение Государственного земельного кадастра, и учреждения, производящие госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны представлять в налоговые органы сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках и зарегистрированных в этих органах правах и сделках с ними, а также о владельцах участков в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Кроме того, в налоговые органы ежегодно должны быть представлены сведения о земельных участках, являющихся объектом налогообложения.  Налоговая база  Налоговую базу исчисляют в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Последнюю в свою очередь устанавливают в соответствии с действующим законодательством РФ посредством государственной кадастровой оценки земель за исключением случаев, когда необходимо определить рыночную стоимость участка (пп. 2 и 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ). Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в Государственном земельном кадастре.   Порядок исчисления налоговой базы для физических лиц (ФЛ), индивидуальных предпринимателей (ИП) и организаций различен. Налогоплательщики-организации и те, кто занимается предпринимательской деятельностью, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, а для ИП — еще и на праве пожизненного наследуемого владения. Важно, что в отношении индивидуальных предпринимателей такой порядок распространяется только на объекты, используемые ими в своем бизнесе. В остальных случаях для определения налоговой базы они выступают как ФЛ.   Для каждого налогоплательщика — физического лица налоговую базу устанавливают налоговые органы на основании сведений, предоставленных организациями, исполняющими ведение Государственного земельного кадастра, учреждениями, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним или органами муниципальных образований.   В случаях, когда участок принадлежит нескольким гражданам (организациям) на праве общей собственности, налоговую базу назначают отдельно для тех долей, в отношении которых налогоплательщиками признаны разные лица или учреждены разные налоговые ставки. Согласно ст. 392 НК РФ, если земля находится в общей долевой собственности, то для каждого налогоплательщика налоговую базу устанавливают пропорционально его доле, а если в общей совместной собственности — то в равных долях.   Для некоторых категорий лиц НК РФ предусматривает уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. В том случае если для конкретного объекта размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, последнюю принимают равной нулю. Налоговый и отчетный периоды   Налоговым периодом признают календарный год. Именно по его окончании определяют налоговую базу и исчисляют сумму земельного налога, подлежащую уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивают авансовые платежи. Для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, отчетными периодами признают I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.Налоговая ставкаЗемельный налог в соответствии со ст. 396 НК РФ исчисляют как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы, если иное не предусмотрено пп. 15 и 16 указанной статьи. Представительные органы муниципальных образований своими нормативными правовыми актами устанавливают налоговые ставки, которые могут варьировать в зависимости от категорий земель и вида разрешенного использования, но не выше размеров, определенных НК РФ (ст. 394), а именно: * 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; а также предоставленных для дачного или личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;   * 1,5% для прочих земельных участков.  Порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему  Налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Для организаций и индивидуальных предпринимателей время внесения налога не может быть определено ранее срока подачи налоговых деклараций, представляемых согласно п. 3 ст. 398 НК РФ не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по нему уплачивают в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ

На федеральном и местном уровне установлены различные льготы по уплате сбора. Так, в законодательстве закреплено право на освобождение плательщиков-юрлиц в отношении участков:

  • используемых учреждениями уголовно-исполнительной системы;
  • земли религиозных общин, где располагаются культовые и обрядовые сооружения;
  • земли, где пролегают автодороги общественного пользования;
  • используемых в благотворительных целях;
  • обществ инвалидов, если таковых в составе работников не менее 80%;
  • учреждений, собственниками которых выступают общества инвалидов;
  • используемых для осуществления народных промыслов;
  • которые используются участники ОЭЗ и расположены в ее пределах;
  • входящие в состав «Сколково»;
  • судостроительных компаний, которые функционируют в составе промышленно-производственной ОЭЗ.

Некоторые категории физлиц также освобождены от уплаты:

  • Герои РФ, СССР;
  • кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды первой группы, детства, второй группы, если инвалидность зафиксирована до 2014 года;
  • «чернобыльцы» и приравненные к ним граждане;
  • инвалиды/ветераны боевых действий, в частности, ВОВ;
  • участники ядерных испытаний и получившие впоследствии лучевую болезнь.
  • обычные граждане;
  • граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • юрлица любых форм налогообложения.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.

Земельный налог в России – последние новости, ставки и порядок уплаты налогов на землю всеми категориями граждан

Земля во владении юр. лиц

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства  предельно допустимая ставка равна 0,3 процента. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5 процента.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Предлагаем ознакомиться:  После смерти пенсионера какие выплаты положены

Что же такое объект?

В п. 1 ст. 389 НК РФ отмечено: под объектом следует понимать земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Под земельным участком согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (см. также п. 2 Постановления N 54).

Теперь скажем несколько слов об исчислении налога.

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму земельного налога самостоятельно. Как правило, этим занимается бухгалтерия.

До 2015 года по участкам, занятым в производственной деятельности, индивидуальные предприниматели определяли сумму налога самостоятельно. Однако начиная с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, как и физлица, не являющиеся ИП, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

Расчет суммы налога

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

Получив информацию, налоговики рассчитывают сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.

Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

И вдруг фискальным органам помогли высшие арбитры, сославшись на прямо закрепленную в Федеральном законе N 137-ФЗ норму (п. 13 ст. 3) о том, что при отсутствии кадастровой стоимости земли для целей налогообложения должна применяться нормативная цена (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 6113/08, Определение ВС РФ от 21.01.2009 N 20-Г08-12).

Такой подход ВАС РФ закрепил и в Постановлении N 54 (абз. 2 п. 7).

Кроме отрицательной стороны (теперь по таким участкам налоговики вправе доначислить земельный налог с пенями, но ссылка на прежние разъяснения Минфина поможет не уплачивать штраф), есть в этой норме и положительный момент. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, нужно использовать нормативную стоимость, а она, как правило, существенно ниже и рыночной, и кадастровой стоимости соседних участков.

статьи:

  • факт нахождения земли в собственности;
  • земля подпадает под объект налогообложения (н/о). Не все земельные участки (з/у) подпадают под объект н/о. Например, не подлежат обложению и, соответственно, не рождают обязанности уплатить ЗН участки, изъятые или ограниченные в обороте, входящие в состав многоквартирного дома, или относящиеся к землям лесфонда;
  • введение на территории, где находится з/у земельного налога.

Если в муниципальном образовании данный налог не введён, уплачивать его нет необходимости.

Рассмотрим, как рассчитать земельный налог. Напомним, что граждане налог сами не рассчитывают, в отличие от организаций.

Платеж за год

Формула расчёта платежа за год

Ну = КС * Сн * Д, где:

  • Ну – налог к уплате;
  • КС – кадастровая стоимость земли;
  • Сн – ставка;
  • Д – доля в праве.

2 555 875 * 0,3 % / 2

Ну = КС * Сн *К2,

Земельный налог

где К 2 – значение, которое высчитывается по формуле: Количество месяцев владения/12

При этом за полный месяц считается месяц, в котором право собственности возникло до 15-го числа.

Пример

Сергеев В.А. зарегистрировал право собственности на свой земельный надел 14 октября 2015 года. Стоимость з/у – 3 669 548 руб. За 2015 год он должен будет уплатить в бюджет 2 752 руб.

3 669 548 * 0,3% * 0,25

К2 рассчитаем так: 3/12 (так как право собственности возникло 14 октября данный месяц принимается за полный)

Ну = (КС * Ст) – 10 тыс. руб.

Величина налога для юр. лиц

(3 610 621 * 0,3 %) – 10 000

32 551 811 * ¼ * 1,5%

В случае если земля приобреталась под жилищное строительство (за исключением ИЖС) придётся платить налог по повышенной ставке. Рассмотрим как рассчитать земельный налог в данном случае.

В течение трёх лет со дня регистрации права собственности на з/у до момента постройки объекта на ней при расчёте ЗН необходимо применять коэффициент 2, если строительство продолжается по истечении 3-х лет, то коэффициент уже будет равен 4.

Пример

Ну=КС * Сн * 2

Ну = КС * Сн * 2

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят,  в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента.

Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

Земельный налог за год - как рассчитать и когда платить?

Кадастровую стоимость (КС) можно определить несколькими способами:

  • КС указывается в свидетельстве о праве собственности на участок;
  • отражается в кадастровом паспорте;
  • КС можно посмотреть на публичной карте Росреестра в режиме онлайн, указав кадастровый номер или месторасположение участка;
  • стоимость земли, принадлежащего физлицу и размер ЗН отражается в личном кабинете налогоплательщика, который может создать любой гражданин на сайте ФНС России.

КС участка, определённая на первое января текущего года, должна отражаться на сайтах местного органа власти

Ставка по налогу

0,3% для з/у:

  • используемых для садоводства, огородничества и ЛПХ;
  • с/х назначения и производства;
  • используемых для размещения жилфонда и объектов ЖКХ;
  • используемые для обороны, безопасности и таможенных нужд

1,5 % для всех иных категорий.

Указанные ставки по решению местных властей могут быть несколько снижены, но не увеличены. Узнать, какая ставка определена в вашем регионе, можно в режиме онлайн на сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Электронные сервисы»

Законодательством установленные федеральные и местные льготные. Федеральные не могут быть изменены решением местных властей, региональные определяются каждым регионом отдельно.

Расчет налога по земле, принадлежащей физлицам (ИП в т. ч.), осуществляет ИФНС (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ), направляя затем результат этой операции физлицу в пакете документов с уведомлением об уплате налога (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Когда следует ждать такого уведомления и что делать, если оно не пришло, читайте в материале «Как узнать задолженность по земельному налогу?».

Расчет здесь базируется на том же наборе исходных параметров (для физлиц они могут отличаться по значениям от применяемых для юрлиц) и тоже с учетом того, что часть из них (ставки и льготы) может быть индивидуальна для региона:

  • кадастровая стоимость на начало года;
  • доля владения;
  • категория земли, от которой зависит величина ставки;
  • учет числа месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, приводящие к увеличению суммы рассчитываемого налога;
  • наличие льгот, применяемых к базе, ставке или сумме самого налога.

Земельный налог за год - как рассчитать и когда платить?

Право на установленные НК РФ или регионом льготы по налогу физлицу нужно заявить самостоятельно, подтвердив его оправдательными документами (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Земельный участок под жилищное строительство — не освоен!

В этой ситуации законодатели придерживаются мнения, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Об этом, в частности, говорится в п. 8 Постановления N 54.

Отметим еще одну интересную, на наш взгляд, ситуацию, которая не нашла своего отражения в рассматриваемом Постановлении. Речь идет о передаче земельного участка в аренду. Например, организация имеет на праве собственности земельный участок категории поселений и принимает решение о передаче его в аренду застройщику для строительства многофункционального жилого комплекса. Имеет ли право организация рассчитывать на более низкую (в пределах 0,3%) налоговую ставку?

Да, имеет, ведь гл. 31 НК РФ не предусмотрено изменение ставок земельного налога в связи с передачей земельного участка в аренду. Подтверждено это и Минфином: в Письме от 06.05.2008 N 03-05-05-02/31 отмечено, что в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от передачи земельного участка в аренду должна применяться ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости.

Земельный налог в России – последние новости, ставки и порядок уплаты налогов на землю всеми категориями граждан

…на что хотелось бы обратить внимание, — это п. 5 ст. 391 НК РФ, в котором отмечено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В Постановлении N 54 разъяснено, что льготой могут воспользоваться налогоплательщики — физические лица, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности (такая возможность не запрещена ст. 391 НК РФ). Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: если налогоплательщик, имеющий право на льготу, обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму осуществляется в отношении только одного из участков.

При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого из них, после чего оповещает об этом налоговую инспекцию путем подачи заявления и документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу. В случае если налогоплательщик имеет земельные участки в нескольких муниципальных образованиях, налоговая база уменьшается по каждому из участков.

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Земельный налог за год - как рассчитать и когда платить?

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку.

Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

Как отчитываться по земельному налогу

Налогоплательщики-организации  обязаны сдать декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны  не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector