В отношении каких лиц осуществляется контроль в сфере закупок
Контроль в сфере закупок осуществляют:
- ФАС;
- органы исполнительной власти в регионах;
- органы местного самоуправления в районах и городских округах;
- Федеральное казначейство;
- финансовые органы субъектов;
- органы внутреннего государственного финконтроля.
С 01.07.2019 в ст. 99 вносятся изменения Федеральным законом от 01.04.2019 № 50-ФЗ. С этой даты нельзя возлагать на некоторые органы контроля (в частности, органы исполнительной власти в регионах и органы местного самоуправления) обязанности в рамках централизованных закупок.Если такие обязанности возложены, одно и то же лицо не должно заниматься планированием и осуществлением, а также контролем по одной и той же процедуре.
https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru
Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении следующих субъектов:
- заказчики;
- контрактные службы и контрактные управляющие;
- закупочные комиссии;
- уполномоченные органы;
- специализированные организации;
- оператор торговых площадок, в том числе специализированных.
Новые правила контроля – что изменилось для заказчика летом 2019 года
Новые правила контроля дали дополнительные полномочия контролерам. Мы перечислили, какие теперь есть основания для проверок, и показали в таблице, в какие сроки на вас может поступить жалоба, по которой контролеры будут вынуждены принять меры.
Подробнее об изменениях
С 01.07.2019 в ч. 2 ст. 99 внесены изменения. В новой редакции говорится, что контроль проводится в соответствии с утвержденным Правительством РФ регламентом. На госуровне определяются:
- порядок организации, предмет, форма, сроки и периодичность проверок (при этом учитывается, к какой категории риска относится субъект);
- критерии отнесения к определенной категории риска;
- порядок направления предписаний;
- перечень должностных лиц, которые занимаются проверками;
- порядок действий на случай, если субъект проверки не исполнил предписания.
Федеральное казначейство контролирует:
- соответствует ли информации о фиобеспечении в плане закупок информации о финобеспечении, доведенном до заказчика;
- соответствует ли информация об BRP и финобеспечении в планах закупок, планах-графиках и извещениях, а также в проектах контрактах и реестре контрактов.
С 01.04.2020 ст. 99 дополняется ч. 5. 1. В ней говорится, что Федеральное казначейство с помощью ЕИС следит за соответствием информации об ИКЗ и над тем, чтобы не был превышен объем финансового обеспечения, в:
- извещениях;
- планах-графиках;
- протоколах;
- условиях проектов контрактов.
Органы внутреннего финконтроля следят за следующими моментами:
- соблюдение требований к обоснованию (С 01.10.2019 этот пункт утрачивает силу);
- соблюдение правил нормирования;
- обоснование НМЦК (с 01.07.2019 под контроль подпадает и изменение НМЦК);
- применения санкций в отношении поставщиков-нарушителей;
- соответствие результатов исполнения контракта его условиям;
- информация в документах приемки;
- соответствие использования поставленного товара целям осуществления закупки.
Минфин и Федеральное казначейство разработали контрольные соотношения для различных закупочных и финансовых документов. Проверьте по соотношениям, верно ли заполнили документы, прежде чем отправлять информацию и документы на контроль.
Смотреть таблицу
Что контролирует ФАС в сфере ГОЗ:
- соблюдение требований к обоснованности закупок;
- соблюдение правил нормирования;
- определение и обоснование НМЦК;
- применение мер ответственности к поставщику при нарушении условий договора;
- соответствие поставленного товара, работы или услуги условиям контракта и т.д.
Контроль в сфере закупок существует не только со стороны госорганов, но и со стороны самих заказчиков. Они обязаны контролировать, как поставщик исполняет условия контракта, соблюдает ли их. Кроме того, они следят за соблюдением требований закона при привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.
Плановые и внеплановые проверки в сфере закупок
ФАС, органы исполнительной власти и местного самоуправления проводят плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки в сфере закупок проводятся не чаще чем раз в полгода. Информацию о них публикуют в ЕИС.
Основания для внеплановой проверки могут быть, если:
- пришло обращение или жалоба участника закупки;
- стала известна информация о нарушении законодательства (данные могут поступить в заявлении от граждан и юрлиц, в сообщении СМИ, кроме того, признаки нарушения может обнаружить непосредственно контрольный орган);
- истек период исполнения предписания, выданного ранее.
Если орган контроля находит нарушения во время проверки, он имеет право на следующее:
- составить протокол об административном правонарушении;
- выдать предписание;
- обратиться в суд.
https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin
Когда проводятся плановые и внеплановые проверки, контролю не подлежат итоги оценок заявок участников по двум критериям:
- характеристики объекта закупки;
- квалификация участника (в том числе опыт, ресурсы, деловая репутация).
Эти результаты участники вправе обжаловать в суде.