Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием
СОДЕРЖАНИЕ
0

Как инициировать процедуру изъятия заброшенных земельных участков на территории СНТ.

284 ГК РФ предусматривает возможность изъятия земельного участка у его собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

https://www.youtube.com/watch{q}v=rJpK0DheJXk

В случае, если земля не приватизирована садоводом, исключённым из СНТ, то такое решение по сути влечёт последующее изъятие земельного участка, т.к. земля, как правило, принадлежит товариществу на праве бессрочного пользования, а садовод не обладает какими-либо вещными правами в отношении участка.

Однако, в силу положений ст. 44 ЗК РФ, право собственности на земельный участок прекращается в том числе при отказе собственника от права собственности на земельный участок.

Согласно п. 2 ст.53 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007 года, отказ лица от осуществления, принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

В соответствии с п.п.4 п.2 статьи 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и др., прекращаются принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет.

Для нивелирования негативных последствий по признанию такого решения недействительным в будущем, необходимо четко соблюдать порядок созыва, уведомления, проведения собрания и последующего уведомления члена об его исключении.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

2. Составить Акты с участием членов Правления и членов СНТ о том, владелец взносы не оплачивал, земельный участок не обрабатывал. В результате чего земельный участок пришел в запущенное состояние, что отрицательно сказывается на состоянии смежных участков, собственники которых вынуждены нести дополнительные материальные затраты.

Указанные акты необходимо желательно составлять несколько раз в год, на протяжении трех лет, с приложением подтверждающих фотоматериалов (с датой и временем);

3. Направить уведомления о необходимости погасить имеющиеся задолженности по взносам, указать период задолженности и размер, срок для оплаты, в уведомлении указать, что в случае не урегулирования спорной ситуации в досудебном порядке, будете вынуждены обратиться в суд для взыскания. Указанные уведомления направляются по последнему известному адресу (с описью и уведомлением), сохранить опись и квитанцию об отправке с указанием идентификатора.

Обращаю Ваше внимание, что для инициации процедуры взыскания через суд, достаточно отправить одно письмо! Второе письмо может быть Вами направлено по желанию.

4. Уведомить Администрацию о количестве таких брошенных участков, желательно с подтверждением, что собственники участков (№, №, №) взносы не платят, участки не обрабатываются. Владельцы данных участков должным образом оповещались.

5.Обязательно обратиться в органы, осуществляющие земельный контроль с целью привлечения владельца брошенного участка к ответственности за неиспользование земельного участка. Правонарушение выражается в совершении действий по использованию земельных участков, не в соответствии с их целевым назначением или разрешённым использованием либо бездействии, выразившемся в неиспользовании земельного участка в течение определенного законом срока.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменивший порядок и основания осуществления земельного контроля. Помимо ставших привычными плановых и внеплановых проверок в рамках земельного контроля предусмотрена совершенно новая форма обнаружения и фиксации правонарушения — административное обследование объектов земельных отношений.

В отличие от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения. Не предусмотрены также специальные основания для проведения обследования. Как указано в законе, административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации. То есть инспектор вправе начать обследование в любой момент, и частота проведения обследований не ограничена.

В ходе указанного административного обследования, можно обнаружить такое распространенное земельное правонарушение, как неиспользование земельного участка влечет административную ответственность по ст. 8.8 КоАП РФ, но также серьезные риски утраты права на земельный участок.

Основным критерием привлечения к административной ответственности по статье 8.8 КоАП является установление факта неиспользования земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства (ведения товарного сельского хозяйства или выращивания растениеводческой и животноводческой продукции для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на дачных, садовых и огородных участках).

В случае установления неиспользования земельного участка в течение трех и более лет (глава 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 8.8 КоАП), одновременно с привлечением к административной ответственности принимаются меры по принудительному прекращению прав на земельный участок (выносится предупреждение о допущенном земельном правонарушении, соответствующие материалы направляются в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления).

Все указанные мероприятия можно производить одновременно.

Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п.2 ст.45 ЗК РФ, принимается судом в соответствии со ст.54 ЗК РФ.

Таким образом, прекращение прав на земельный участок не наступает автоматически ни в случае добровольного отказа от участка, ни в случае принудительного лишения таких прав – необходимо решение суда о прекращении права на конкретный земельный участок.

Согласно ст.54 ЗК РФ принудительное прекращение права на земельный участок осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст.29 ЗК РФ и предоставившего земельный участок (п.3 ст.54 РФ).

— указание на допущенное земельное правонарушение; — срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено; — указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения; — разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок и др.

Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации (п.3 ст.54 ЗК РФ).

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок, исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, который затем направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Таким образом, согласно положениям указанных норм, с иском о прекращении права на земельный участок вправе обратиться исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, после выполнения соответствующей процедуры, предшествующей обращению с иском в суд (привлечение к административной ответственности, вынесение предупреждения и т.д.).

Учтите, при такой ситуации Товариществу участки не отдадут. Но члены СНТ, желающие выкупить у муниципалитета такой участок, имеют первоочередное право.

Начинается процедура изъятия земли с выявления владельцев. Заинтересованный орган подает запрос в Росреестр. При отсутствии ответа соответствующие запросы посылаются в архивы организаций, где предположительно могут храниться сведения.

Если же поиски проводились, но владельцы так и не найдены, то инициатор через суд признает право собственности государства или муниципалитета на объекты недвижимости, расположенные на изымаемом участке.

Задуматься о риске потерять свое право стоит гражданам, чьи земельные участки регистрировались до 1998 года.

Если сам собственник не подтвердил свое право посредством подачи в Росреестр, то в государственной базе сведения о правообладателе могут отсутствовать вовсе. Уполномоченные органы в суде могут признать участок публичной собственностью.

Претендовать на возмещение при утрате земли вправе не только собственники. П.3 ст.56.8 ЗК РФ такое право предоставляет и правообладателям, которые владеют землями на основании аренды, бессрочного или безвозмездного пользования, пожизненного владения.

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение в связи с выездом

Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

Изъятие земельного участка за неиспользование

Возможно ли изъятие у безответственного хозяина надела в СНТ, который не эксплуатируется в течение нескольких лет, и последующая передача его другому лицу{q}

Забрать землевладение, которое не используется просто по воле Правления товарищества или владельцев соседних земель и отдать, либо осуществить продажу его другому гражданину однозначно невозможно. Земельным кодексом РФ и другим законодательством о садовых некоммерческих товариществах этого не предусмотрено, поэтому указанные действия противозаконны.

Любые товарищества и находящиеся в них наделы являются собственностью государства или муниципалитета и контролирует их местная администрация, которая устанавливает оценку сотки земель, конфискованных и выставленных на торги.

Именно главой местной администрации выносится решение о разрешении выставить участок на аукцион. Когда землевладение фактически заброшено, а его владельцы отсутствуют в течение нескольких лет, накапливаются долги по членским взносам, оплате электроэнергии, водоснабжения, различных сборов и тому подобное. При этом некоторые договоры аренды земли предусматривают определенные условия по эксплуатации объекта.

Например, в документах может быть оговорена обязанность лица в течение определенного времени построить на участке объект недвижимости или содержать обозначенное количество плодовых культур и так далее.

В таком случае Председателем Правления созывается собрание, на котором участники СНТ извещаются о том, что брошенные наделы на законном основании подлежат выставлению на аукцион либо торги, в соответствии с правилами о принудительном прекращении землепользования, предусмотренными статьей 38.1 Земельного кодекса РФ.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

Изъятие земельных участков для государственных нужд.

О том, что с 1 января 2018 года собственники могут лишиться своих участков, читайте тут.

При наличии письменного согласия собственника участка земли на его изъятие, участок может быть продан на публичных торгах. В случае несогласия собственника с изъятием участка, орган, потребовавший изъятия может обратиться в суд для правового решения этого вопроса.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием – это четко прописанная процедура, однако на практике этот процесс изъятия затрудняется рядом существенных причин. Согласно ГК РФ в случае выявления ненадлежащего использования или неиспользования участка земли собственником, соответствующие органы власти должны прежде предупредить владельца участка о нарушении, однако четкая норма этого процесса не прописана в законе.

Более того сам процесс изъятия участка обязательно должен включать в себя факт привлечения нарушителя к административной ответственности за несоответствующее использование или неиспользование участка, однако, в настоящее время административное законодательство не предусматривает подобных правонарушений.

Конфисковать участок государство вправе на основании 243 статьи Гражданского кодекса и 50 статьи Земельного кодекса. Конфискация является санкционной мерой за правонарушения, совершенные собственником. Изъятия такого типа не предполагают выплату компенсации владельцу земли.

  • отсутствие следов проведения работы по уходу за землей, пашенного возделывания и уборке созревшего урожая;
  • большой процент присутствия сорняков (свыше тридцати процентов от общей площади земли);
  • большая залесенность, закустаренность или заболоченность участка и прочее.
  • Орган, который обладает правомочием по осуществлению надзора за порядком использования земель, организует и проводит проверку, которая направлена на выявление фактов неиспользования или использование не по назначению участков земли, которые переданы в собственность физическим лицам, в сельскохозяйственных нуждах;
  • В результате проведения проверки собственник, который не использует участок земли или использует его, но не в соответствии с категорией разрешенного использования, получает требование об устранении нарушений и уплате штрафа;
  • После истечения срока, указанного для устранения выявленного нарушения, орган осуществляет проведение повторной проверки. Когда выявлен факт повторного нарушения, то уполномоченный орган получает право обратиться в судебную инстанцию с исковым требованием;
  • При наличии положительного судебного решения участок земли подлежит изъятию у собственника и реализации в установленном порядке, то есть посредством проведения торгов.

Правообладателя обязаны известить о запуске процедуры изъятия в течение 7 дней со дня принятия соответствующего решения. Ему направляют письменное извещение и проект соглашения о выкупе, в котором указываются существенные условия и цена. На изучение предложения дается срок 3 месяца.

https://www.youtube.com/watch{q}v=0emtr7FDg0o

Зачастую основным спорным моментом является определение стоимости самого участка. Государственные органы руководствуются показателями проведенной оценки, которая не всегда объективна. Часто она получается заниженной. У собственника есть возможность заказать независимую экспертизу и установить свою цену.

Часто люди покупают земельные участки, планируя что-то на них строить или же использовать землю для посадок. В некоторых случаях эти планы претворяются в жизнь. В других – участок становится бесхозным. В связи с этим законодательством введено такое понятие как изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием. Такая процедура проводится на законных основаниях, поэтому собственникам земли важно знать ее предпосылки.

На основании результатов анализа судебной статистики, напрашивается вывод о том, что в качестве положительного является решение, которое обязывает государственные органы осуществить завершение процесса изъятия в соответствии с установленным законодательством (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа по делу № А20-4048/2010 от 13.02.2012).

Могут ли изъять землю при неиспользовании Ответ юриста

Покупая участок или приобретая право распоряжения им иным образом, землепользователю следует понимать, что он передаётся ему в ведение исключительно на условиях добросовестного распоряжения, что предусматривает систематическую и своевременную обработку участка.

Кроме прочего использование ЗУ допускается только соответственно с установленным целевым назначением, которое указано в

«Свидетельстве о собственности»

и в кадастровой документации.

Если ЗУ предназначен под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – следует возводить капитальное строение. На землях сельскохозяйственного назначения предоставленных под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), напротив, не допускается возведение таковых.

Произвольные застройки рассматриваются как самострой, с вытекающими юридическими последствиями, вплоть до назначения штрафных санкций и резолюции на принудительный снос (см. Признание права собственности на самовольную постройку). Иногда такие нарушения предусматривают изъятие ЗУ хозяйствующим субъектом.

Причина в том, что массивы земель предусматривают контекстное применение, что не допускает выделение из контекста одного участка. Любое нерегламентированное действие может привести к порче земель или нарушению экологического природного баланса, которое отразится на смежных, прилегающих к участку землях.

Государство регулирует оперативное управление землями путём введения их в оборот и изъятия из оборота. Для массивов участвующих в обороте применяются требования к их обработке.

Неиспользуемые наделы переходят в категорию бесхозных, что определяет право хозяйствующего субъекта на их возвращение в муниципальную собственность.

Гражданское законодательство предусматривает более чёткие юридические положения процедуры аннулирования прав на землю на условиях использования не по назначению.

Иногда к этому прецеденту прибегают в тех случаях, когда территория даже визуально определяется как не использующаяся. Процедура отчуждения надела затрудняется, если собственник выплачивает земельный налог.

При не использовании надела целесообразно делать акцент на её бесхозности, добиваясь признания этого статуса. После чего процедура упрощается.

Но если собственник беспрецедентно не обрабатывает территорию, но выплачивает налог, следует исходить из установленных законодательством сроков, которые составляют 3 года.

Алгоритм действий опирается на вид права, на основании которого недобросовестный гражданин владеет наделом.

Кроме арендуемых объектов, остальные отчуждаются в пользу хозяйствующего субъекта только на основании решения суда.

Для этого следует представить суду:

  • акт об отсутствии проведённых работ;
  • доказательства, что они не проводились на протяжении трёх лет;
  • подтверждения о предупреждении;
  • выписки об уплате налога.

От администрации требуется подтверждение досудебной процедуры. Она заключается в представлении документации о принятых мерах, в отношении недобросовестного землевладельца.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

К нормам законодательства, регламентирующим обозначенную процедуру, относятся:

  • статьи 243, 284, 286 Гражданского кодекса РФ;
  • статьи 7,8,41,42,51, ЗК РФ.
  • статья 8.8 КоАП РФ, в ред. ФЗ от 08.03.15 г., № 41-ФЗ.

А так же Закон об обороте земель сельхоз назначения, принятый 24.07.04 г, № 101 (ст.6).

На основании этих же источников права допускается опротестование незаконных действий органов власти при экспроприации земель, расположенных на территории Субъекта РФ.

Главная » Земля » Можно ли изъять земельный участок у собственника в СНТ{q}

Собственники земельных участков в СНТ нередко задаются вопросом о том, возможно ли изъятие принадлежащих им объектов, которыми в силу определенных обстоятельств они не пользуются либо не производят оплату необходимых взносов. Чтобы получить ответ, следует более подробно изучить такие ситуации.

Под садоводческим товариществом понимается некоммерческая организация, участниками которой являются граждане, объединившиеся в добровольном порядке для взаимодействия по вопросам садоразведения и содержания огородов.

Предлагаем ознакомиться:  Налог на продажу недвижимости в сша

СНТ не предусматривает извлечение какого-либо дохода от его функционирования, кроме того, который поступает от садоводческой деятельности. Товариществами разрабатываются и принимаются собственные уставы, согласно которым они действуют.

Законодатель обязывает к оплате налога, который рассчитывается с учетом общей площади СНТ, не включая имущество, являющееся личной собственностью конкретного участника товарищества. Мероприятия по снабжению электроэнергией, газом, установке водопроводов, телефонов и прочих коммуникаций, происходят только на добровольной основе. Угроза лишения товариществом участка является всего лишь способом запугивания, когда на самом деле причин для этого не имеется.

Конфискация частного землевладения со стороны товарищества невозможна. Действующим законодательством установлены ситуации для изъятия, и они могут возникнуть лишь при наличии вины лица в отношении процесса землепользования.

Конфисковать надел у его владельца можно на основании закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Это допускается при нецелевом использовании участка, к примеру, на земле, отведенной под садоводство или огородничество, лицо ведет строительство различных объектов, или сбрасывает на территории надела строительные, бытовые, и другие отходы, нанося своими действиями урон соседним землевладениям.

Также поводом для конфискации может служить факт отчуждения надела органами местной администрации (правление СНТ на это не правомочно) в общественных интересах.

Невнесение предусмотренных денежных сумм по оплате различных взносов и благоустройства территорий не может стать причиной для лишения лица права на земельный участок. В компетенцию Общего собрания СНТ и избранного им правления такие действия не входят.

Правление СНТ при неуплате взносов может лишь фактически изолировать землевладение, а это приведет к возникновению материальных проблем во время установки коммуникаций. Такое положение весьма неудобно, так как правление этим озабочено не будет, а получить деньги в сумме, больше положенной для него, будет в его интересах.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

Впервые определение «Изъятие» появилось в новой редакции ФЗ № 101 « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в котором было определено, что собственника сначала должны привлечь к административной ответственности и только потом может начаться сама процедура изъятия участка, при условии, что собственник не устранит нарушения, на которые ему было указано.

В подобных случаях порядок предусматривает для пострадавшего собственника некоторые гарантии. Собственность, которая расположена на земле гражданина, обязательно выкупается государством, а не изымается безвозмездно. То есть владелец получает возмещение, равноценное стоимости и прочим потерям, связанным с данным объектом.

Разумнее всего просто не доводить дело до судебного разбирательства. Вовремя погашать административные штрафы, если они были наложены на вас по требованию органов земельного надзора, стараться использовать землю в соответствии с её категорией и т. д. Этому стоит уделить особое внимание, если вас наделили правом безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Гражданин Н., имеющий участок площадью 2 га, был признан виновным в совершении уголовного преступления. В качестве наказания, наряду с тюремным заключением, суд избрал конфискацию имущества. Земля, ранее принадлежавшая Н., перейдёт в федеральную собственность и/или будет продана во время аукциона.

1. Неиспользование земельного участка по назначению в течение трех лет с момента предоставления участка в собственность (ч. 4 ст. 6 Закона). Правительством РФ были разработаны критерии, опираясь на которые можно сказать, что сельскохозяйственный участок не используется. К примеру, если 30% от площади культурных сенокосов занимают сорняки либо не производилось сенокошение, на пастбищах не пасется скот, а свыше 15% площади пашни занято кустарниками или деревьями, есть основания для признания сельхозугодий заброшенными (постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г.

Глава VII ЗК РФ закрепляет конкретные основания для изъятия только таких земельных участков, которые используются на вещных правах аренды (ст. 46 ЗК РФ), права постоянного бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения (ст. 45 ЗК РФ), права безвозмездного срочного пользования (ст. 47 ЗК РФ) и сервитута (ст. 48 ЗК РФ).

Приобретая право собственности на землю, владелец также берет на себя некоторые обязанности. Согласно 42 статье Земельного кодекса РФ , люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. При несоблюдении требований этой статьи, муниципалитет вправе изъять участок земли.

В зависимости от обстоятельств изъятия участка, инициатором процесса могут являться органы федерального или местного уровней. Иногда землю забирают у собственника в упрощенном режиме, без вмешательства суда.

Изъятие участка земли из-за его неиспользования или использования не по назначению производится на основании статей 284 – 286 Гражданского кодекса. Государство вправе изъять землю, если собственник не пользуется ей в течение трех лет без перерыва.

Другим основание изъятия такого типа является нарушение правил его эксплуатации (например, нецелевое использование, проведение работ на земле, которые провоцируют снижение уровня экологического климата на местном уровне и так далее).

Статья 284

Реквизиция отличается тем, что она имеет в виду указанные в п. 1 ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходимо немедленное изъятие у собственника определенного имущества. Цель реквизиции не в пресечении противоправного поведения собственника, а в обеспечении безопасности граждан, спасении имущества, уничтожении зараженных животных в случаях эпидемии, эпизоотии.

4. Одним из основных принципов земельного законодательства является закрепленное п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Изъятие земельного участка у собственника в СНТ в связи с неиспользованием

Штрафные санкции

Существенные изменения законодательства коснулись Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Теперь все недвижимые объекты должны пройти кадастровый учет и в регистрационных базах содержаться информация о собственнике. При этом все земли, которые не прошли перерегистрацию и не попали в ЕГРН, рискуют быть изъятыми.

Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом.

Арендуемые наделы допускается использовать только в соответствии с теми положениями, которые внесены в договор аренды.

Любое нерегламентированное действие не допускается без разрешения собственника, что непротиворечиво содержится в положениях любого правоспособного договора. На том же основании определяют рамки распоряжения участком, обозначенные для арендатора.

Гражданский кодекс оглашает, что выходить за пределы положений, регламентирующие земельные отношения арендатора, недопустимо.

Пункт о расторжении договора содержит указания на то, что при не соблюдении установленных требований одной из сторон, договор может расторгаться. В сторону арендатора это несёт такие юридические последствия, как прекращение права использования участка.

Стоит учесть, что процедура расторжения договора, если стороны не достигли совместного согласия, допускается только после попытки согласования претензий сторонами. Если на этом этапе стороны достигнут договорённостей, то составляется соглашение о расторжении и надел возвращается к арендодателю. При возникновении конфликта сторон, вопрос разрешается в судебном порядке.

Факт изъятия допускается только после того, как договора аренды был расторгнут на основании:

  • добровольного соглашения;
  • административного решения, если арендодатель – муниципалитет;
  • выписки из решения суда.

Государство рассматривает земельную собственность как вид повышения благосостояния общества.

Владение землёй даёт преимущества, допускающие привнесение в семейный и личный бюджет граждан дополнительных средств. Поэтому федеральное и региональное законодательство не допускает инвестирования средств в наделы для сохранения финансовой стабильности предприимчивых граждан и наращивания капитала за счёт повышения цены на землю.

Такое отношение к земельному ресурсу считается недобросовестным деянием и пресекается со стороны хозяйствующего субъекта.

То же происходит, когда после приобретения или приватизации ЗУ владелец утрачивает возможность распоряжаться наделом по-хозяйски, запускает обработку почвы или наносит ей порчу в результате пожара или отравления ядохимикатами.

Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

Администрация, на основании полученных сведений о неиспользовании участка или его использовании не по назначению, создаёт комиссию. Комиссия обследует территорию собственника и составляет акт.

Предлагаем ознакомиться:  Адвокат по уголовным делам в Новокузнецке: стоимость консультации, сколько стоит услуги срочной юридической помощи

На основании акта, выносится решение с претензией о нарушении регламента использования ЗУ. Владельцу вменяются штрафные санкции. Если он не исполняет предписание и не восстанавливает установленный порядок, ему передаётся предписание о признании надела бесхозным или использующимся не по целевому назначению (см. Принудительное прекращение права собственности).

Иногда граждане, получив подобное предписание, приходят в администрацию для составления соглашения о передаче прав хозяйствующему субъекту или с объяснением причин допущенных нарушений. На данном этапе допустим поиск компромисса.

Основания изъятия

Если владелец проигнорировал претензионное предупреждение, муниципалитет обращается в суд для оформления процедуры изъятия на законных основаниях.

В таких случаях, администрация старается сделать акцент на самовольном несанкционированном распоряжении земельным фондом.

https://www.youtube.com/watch{q}v=W5_SSyhch6Y

Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.

Это предусматривает уничтожение на участке объектов, не подлежащих возведению.

Если выданные под ИЖС земли не застраиваются, а используются иначе, государство рассматривает данный прецедент не только как нарушение регламента землепользования, но и нарушение жилищной политики, предусматривающей выдел ЗУ для повышения благополучия жизнеобеспечения граждан, предоставляя им шанс обрести полноценное жильё.

Обнаружение факта нецелевого использования требует применения таких действий, которые предписаны для того или иного вида имущественного права на землю.

Законодательные положения

Для арендаторов прекращение использования ЗУ опирается на расторжение договора аренды, а для собственников – на получение судебного распоряжения, допускающего изъятие в фонд местного органа власти.

Основания изъятия при нецелевом использовании участка

Законодатель предусматривает несколько оснований для изъятия имущества.

Они состоят в следующем:

  • отчуждение для государственных и муниципальных нужд. Это может быть:
    • необходимость исполнения обязательств, по заключенному Российской Федерацией международному договору;
    • постройка либо произведение реконструкции объектов, несущих федеральное, региональное и местное значение;
    • исполнение определенных работ для пользования недрами земли;
    • прочие виды деятельности, предусмотренные российскими правовыми актами;
  • использование земельного участка происходит не в соответствии с его назначением, либо объект вообще не эксплуатируется;
  • совершение действий, противоречащих положениям земельного законодательства;
  • чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходим конкретный надел земли;
  • совершение землевладельцем преступления.

Порядок изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

Полномочиями по вынесению Постановления об изъятии землевладения для муниципальных нужд путем выкупа наделяются уполномоченные органы исполнительной власти каждого конкретного субъекта Российской Федерации. После изъятия надела у собственника, его права сразу же утрачиваются, а если имущество находилось в аренде – это приводит к расторжению соответствующего договора.

Землевладелец при этом оформляет с органами государственной власти специальное соглашение об изъятии. Проект договора разрабатывается указанными органами.

Текст соглашения обязательно должен отражать такие моменты:

  • денежная сумма, подлежащая уплате за конфискацию участка;
  • срок, в течение которого изъятие участка будет произведено;
  • данные принятого решения о конфискации надела;
  • уникальный номер по кадастру, присвоенный изымаемой земле.

Соглашение об изъятии может предусматривать предоставление бывшему землевладельцу равноценного участка, исходя из его цены.

Если землевладелец не согласен на произведение изъятия земли и не соблюдает предписаний о конфискации, вынесенных государственным органом, последний правомочен в принудительном порядке забрать надел или обратиться за разрешением спора в судебную инстанцию, которая установит сумму возмещения и сроки изъятия участка у гражданина.

В соответствии с пунктом 4 статьи 281 Гражданского кодекса РФ, реквизиция в принудительном порядке допускается лишь при определении и выплате денежной суммы, предполагающей равнозначное возмещение. Расчет выплаты производится путем суммирования рыночной оценки объекта и понесенных гражданином убытков (с обязательным учетом упущенной собственником земли выгоды).

Право собственности на земельный надел может быть утрачено лицом при выкупе участка, обусловленного государственными либо муниципальными нуждами. Исходя из того, на какие конкретно нужды предназначается данное имущество, его выкупает государство, его субъекты, либо муниципальные образования.

Процедура определения оценки землевладения для государственных нужд осуществляется квалифицированными оценщиками, а не самим землевладельцем. Сам процесс проведения оценки законодательно не урегулирован, в силу чего лицо лишается возможности возмещения разумной рыночной стоимости за принадлежащую недвижимость.

Изъятие земли, необходимое для удовлетворения нужд государства и муниципалитета, происходит не только в России. При этом процедура конфискации кардинально отличается от той, которая предусмотрена в нашей стране, и производится отличным способом. К примеру, землевладелец в иностранном государстве вправе самостоятельно установить и подтвердить рыночную оценку надела.

В нашей стране оценка участков производится исключительно оценочными компаниями. Поэтому для того, чтобы не понести потери при изъятии землевладения, и четко понимать суть и последствия мероприятий по реквизиции, внимательно ознакомьтесь с указанной темой, так как это может произойти с любым собственником земли.

https://www.youtube.com/watch{q}v=K_JSRLM44Ys

Изъятие проводится в четыре этапа:

  1. Орган, осуществляющий земельный контроль, проверяет наделы, которые находятся в собственности частных лиц, и земли, отданные гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения сельского хозяйства и т.п.
  2. При установлении в процессе проверки нарушений использования земли собственнику вручают предписание с указанием сроков об устранении выявленных недостатков в пользовании землей и уплате штрафа.
  3. После окончания установленного срока проверка проводится повторно. Если собственник не устранил нарушения или не выплатил штраф, местные органы самоуправления вправе составить иск об изъятии земли.
  4. Если суд выносит решение в пользу заявителя, земля изымается у собственника и продается на торгах. После продажи земли из полученной суммы вычитаются расходы на проведение аукциона, а оставшаяся часть передается собственнику.

Основания изъятия при нецелевом использовании участка

Ввиду своих агроэкологических свойств данной категории пустовать не должны. По этой причине ст. 6 вышеназванного Закона РФ № 101-ФЗ предписывает органам, инициировавшим изъятие сельскохозяйственных земель в кратчайшие сроки организовывать их предпродажную подготовку и реализацию с публичных торгов. Начальной стоимостью лота может быть кадастровая или рыночная определенная экспертом-оценщиком стоимость участка.

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

Земельные вопросы

  • неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет (соответствует основанию, приведенному в ст. 284 ГК РФ);
  • использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования (в том числе, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, или значительному ухудшению экологической обстановки) (соответствует основанию, приведенному в ст. 285 ГК РФ);
  • порча земель;
  • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
  • невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
  • Статья 284. Изъятие земельного участка, который неиспользуетсяв соответствии с его целевым назначением
  • Статья 285. Изъятие земельного участка, используемогос нарушением законодательства
  • Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector