Имущество государственных и муниципальных учреждений

Имущество государственных и муниципальных учреждений

Имущество государственных и муниципальных учреждений
СОДЕРЖАНИЕ
0

Особенности правового положения казенных учреждений

Одним из этапов бюджетной реформы является реализация положений принятого 8 мая 2010 г. Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ), который задает новые правовые и экономические условия работы государственных и муниципальных учреждений.

  •  частным (создано гражданским или юридическим лицом);
  •  государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием).

В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные.

https://www.youtube.com/watch{q}v=_TK8xsLe_Rk

Отличия в основных направлениях деятельности заключаются в том, что казенное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции, в то время, как бюджетное выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Способ финансирования казенного учреждения — за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, бюджетного — на основе финансирования государственного или муниципального задания.

Следует отметить субсидиарную ответственность учредителя в казенном учреждении, в бюджетной субсидиарной ответственности нет.

В бюджетном учреждении крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия учредителя. Заключение контрактов происходит от своего имени, в то время, как в казённом учреждении контракты заключаются от имени учредителя.

Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст. 6 БК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1, п. 10 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений.

  • а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
  •  Правительством РФ – в отношении федеральных казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных казенных учреждений.
  • а) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • б) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
  • г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
  • е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Имущество государственных и муниципальных учреждений

Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка N 539).

  •  пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;
  • – информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п. 22 Порядка N 539).

  •  финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);
  •  операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);
  • казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;
  • казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ);
  • казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ);
  • казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ);
  • размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Из трех типов государственного (муниципального) учреждения (автономные, бюджетные и казенные) казенное учреждение, на первый взгляд, менее всего нуждается в каких-то особых мероприятиях переходного периода.

Но это не так. В статье рассмотрим действия, связанные с изменением типа учреждения. Т. В. Саакян,заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Закона № 83-ФЗ все права и обязанности, вытекающие из гражданско-правовых договоров (включая государственные (муниципальные) контракты), обязательства по которым не исполнены по состоянию на 1 января 2011 года, заключенных бюджетными учреждениями, тип которых не изменяется, соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, переходят с 1 января 2011 года к этим бюджетным учреждениям.

Эта норма вытекает из пункта 13 статьи 31 Закона № 83-ФЗ и действует до 1 января 2012 года. Закон № 83-ФЗ не ограничивает область регулирования актов, содержащих указанную норму, устанавливая только то, что это должны быть акты высших органов власти. Примером ее реализации на федеральном уровне служит постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1204, утверждающее порядок предоставления бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям в 2011 году.

Гражданско-правовой договор

Напомним, что все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления в соответствии с требованиями ГК РФ. Собственник имущества учреждения — соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование, то есть все имущество государственных (муниципальных) учреждений является государственной или муниципальной собственностью. Земельный участок, необходимый для выполнения учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

https://www.youtube.com/watch{q}v=s7BT5sW0Tko

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение тоже вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).

В свою очередь, казенное учреждение не вправе отчуждать (либо иным способом распоряжаться) любое имущество без согласия собственника (ч. 4 ст. 298 ГК РФ).

Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным или автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ <1>, п. 3 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ <2>). Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством РФ. Виды такого имущества могут определяться:

  • федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, — в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, — в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, — в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
  • в порядке, установленном местной администрацией, — в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений, в интервале от 200 000 до 500 000 руб.;

б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 538;

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

1. Нарушение порядка списания имущества. Напомним, что под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения (п. 2 Порядка списания имущества <3>).

Имущество государственных и муниципальных учреждений

Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях (п. 3 Порядка списания имущества):

  • имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления местонахождения последнего.

Кроме того, для списания особо ценного движимого и недвижимого имущества (а для казенных учреждений — любого имущества) учреждению необходимо получить согласие собственника. Порядок согласования решения о списании федерального имущества установлен Приказом Минэкономразвития России и Минфина России N 96/30н <4> (далее — Порядок согласования).

Согласно п. 1 Порядка согласования в целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель федерального государственного учреждения направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится:

  • перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
  • копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества;
  • копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
  • акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

2. Использование имущества не по назначению и не в соответствии с целями его приобретения. Примером данного вида нарушений являются факты нарушения требований ст. 42 ЗК РФ, обязывающей использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Необходимо отметить, что использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб., а на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 8.8 КоАП РФ).

Имущество государственных и муниципальных учреждений

3. Неэффективное использование имущества. В последнее время указанный тип нарушений приобрел массовый характер, хотя его определение несколько проблематично. Данные проблемы возникают вследствие того, что действующее в настоящее время законодательство вообще не содержит такого понятия, как «неэффективное использование имущества», и критериев его определения.

Как показывает практика, при описании аналогичных нарушений ревизоры ссылаются на ст. 34 БК РФ, определяющую понятие «принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств». Напомним, данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Предлагаем ознакомиться:  Свидетельство о государственной регистрации общества

1. Предоставление имущества в аренду без согласования с собственником. Как было отмечено ранее, государственные (муниципальные) учреждения не вправе без согласия собственника распоряжаться определенными видами имущества, в том числе и предоставлять их в аренду. В частности, к указанному имуществу относятся объекты недвижимости, закрепленные за учреждениями.

Основные характеристики вносимых Федеральным законом N 83-ФЗ изменений в правомочия государственных (муниципальных) учреждений в отношении закрепленного за ними имущества

В процессе разработки и принятия проекта Закона, а также на начальных этапах его реализации неоднократно высказывались опасения относительно судьбы закрепленного за учреждениями имущества, в частности, предсказывалось недобросовестное поведение администрации учреждений, которое повлечет за собой реализацию имущества учреждений в интересах администрации, приватизацию имущества, банкротство учреждений и т.п.

Вместе с тем ранее существовавшее регулирование возможностей учреждения в отношении объектов права оперативного управления критиковалось за достаточно сильное ограничение возможностей учреждения. Ограничение свободы учреждения влечет за собой не только сохранность имущества и возможности собственника контролировать свое имущество, но и снижает оперативность и эффективность использования имущества, лишает учреждение некоторых возможностей, которые могли бы быть использованы для совершенствования и развития основной деятельности учреждения.

Закон вносит изменения в ряд правовых актов, регулирующих правомочия учреждений в отношении имущества. Особенности правового статуса автономных учреждений регулируются Федеральным законом «Об автономных учреждениях», бюджетных учреждений — Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Особенности правового положения казенных учреждений регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, в частности статьей 161, и Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Согласно новой редакции статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, в ходе владения и пользования имуществом все три типа учреждения должны учитывать цели деятельности учреждения, закрепленные в уставе учреждения, а также назначение имущества. Распоряжение же имуществом по общему правилу требует согласия собственника имущества. При этом под распоряжением понимается не только отчуждение (продажа) имущества.

Распоряжением является определение юридической либо фактической судьбы имущества, что включает в себя как продажу (либо иное отчуждение) имущества, так и передачу имущества в аренду либо безвозмездное пользование, в том числе в рамках договоров, регулирующих совместное осуществление некоммерческой по своему характеру деятельности.

Все это также является распоряжением имуществом, и для этого необходимо согласие собственника. Причем при оценке таких действий, как распоряжение имуществом, длительность передачи имущества в аренду или пользование не играет никакой роли. В этом смысле согласие собственника требуется как в ситуации, когда имущество передается в аренду на год, так и в ситуации, когда имущество передается в безвозмездное пользование на один час.

Возможности различных типов учреждений по распоряжению имуществом определяются статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, любым имуществом, независимо от его типа. Таким образом, для казенного учреждения вопросы распоряжения имуществом всегда сопряжены с необходимостью получения согласия собственника, что может быть затруднительно как с точки зрения необходимости согласовывать решение с собственником, так и с организационной точки зрения (временные, трудовые затраты, затраты на согласование).

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законодательством.

Таким образом, для бюджетного учреждения все имущество разделяется на две категории, в отношении одной из них будет требоваться согласие собственника на распоряжение, в отношении же второй допускается свободное распоряжение имуществом по решению учреждения.

Из-под возможности свободного распоряжения выводится любое недвижимое имущество, а также движимое имущество, если оно является особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законодательством.

Формулировка этой нормы похожа на формулировку нормы, касающейся бюджетного учреждения, за исключением того, что недвижимое имущество выводится из-под возможности свободного учреждения не любое, а только такое, которое является переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств.

Исходя из положений Закона имущество, приобретенное учреждениями ранее за счет приносящей доходы деятельности, не должно включаться в состав особо ценного движимого имущества, так как Закон устанавливает отдельные нормы только в отношении особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Особо ценное движимое имущество для бюджетного и автономного учреждений определяется довольно схожим образом. Это такое имущество, без которого осуществление учреждениями своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Для бюджетных и автономных учреждений виды такого имущества могут определяться:

  1. федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении автономных учреждений, находящихся в их ведении;
  2. в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
  3. в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Перечни особо ценного движимого имущества для автономных учреждений определяются:

  1. федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  2. в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
  3. в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Это решение представляется несколько менее удачным, чем принятое в отношении бюджетных учреждений, в связи с тем, что допускает возможность определения такого порядка, при котором конкретные перечни имущества будут определяться не учредителями, а иными органами, например органами по управлению имуществом, не разбирающимися в отраслевой специфике и в силу этого способными сформировать перечень лишь на основании ценового критерия, без учета иных важных характеристик имущества (потребность в защите от взыскания, необходимость финансирования содержания, целесообразность самостоятельного распоряжения).

Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 538 «О порядке отнесения имущества автономного учреждения или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества:

  1. движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тысяч рублей;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 до 500 тысяч рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тысяч рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  1. иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации;
  2. имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Функции и полномочия учредителя казенного учреждения

Функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (далее – орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

  • а) выполняет функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;
  • б) утверждает устав федерального казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;
  • в) назначает руководителя федерального казенного учреждения и прекращает его полномочия;
  • г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального казенного учреждения;
  • д) формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;
  • е) определяет на основании правового акта перечень федеральных казенных учреждений, которым устанавливается государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам (далее – государственное задание);
  • ж) осуществляет финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения, в том числе выполнения государственного задания в случае его утверждения;
  • з) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;
  • и) устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;
  • к) согласовывает с Росимуществом (за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов)) распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения (в том числе передачу его в аренду).

Росимущество рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает данный проект либо направляет мотивированный отказ в согласовании.

Если такая информация от него не поступает в течение 30 рабочих дней, решение считается согласованным. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.

В отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), решение принимается соответственно Минобороны, Управлением делами Президента РФ и Росморречфлота;

  • л) согласовывает распоряжение движимым имуществом федерального казенного учреждения;
  • м) осуществляет контроль за деятельностью федерального казенного учреждения в соответствии с законодательством РФ;
  • н) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований также должны быть изданы нормативные документы, устанавливающие функции и полномочия учредителей для подведомственных им казенных учреждений.

Казенное учреждение определяется Бюджетным кодексом как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 161 БК РФ).

Как видим, еще одним отличительным признаком казенного учреждения от других типов учреждений является его право не только оказывать государственные (муниципальные) услуги и выполнять работы, но и осуществлять отдельные функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Предлагаем ознакомиться:  Могут ли приставы описать имущество родителей за долги детей: что могут судебные в квартире, пришли а должник здесь не живет

Хотя законодательство не содержит прямой нормы об отличии государственной услуги или работы от функции, можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными отношениями, контролем, надзором, утверждением нормативных актов и т. д.

  • «осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • регистрация актов, документов, прав, объектов…»

Орган власти (местного само­управления) при передаче казенному учреждению исполнения своих отдельных функций и полномочий, не связанных с властными действиями,  закрепляет их в уставе учреждения.

Очевидно, что такие полномочия, как принятие решения о выдаче лицензии или свидетельства, иного разрешительного документа, осуществляются органом власти, а проведение мероприятий, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к данному виду деятельности, по правилам, установленным органом власти, может быть передано учреждению.

Если рассматривать функции по принятию нормативных актов, то понятно, что они не могут быть переданы учреждению, так как в соответствии с Указом № 314 даже не все органы власти могут их осуществлять, но подготовку аналитических материалов, необходимых для разработки проектов актов, можно поручить казенному учреждению.

Главное, из чего следует исходить при приятии решения, — целесо­образность выбора именно этого варианта реализации расходного обязательства публично-правового образования.

Правовые основания определения источника финансового обеспечения указанной деятельности установлены пунктами 21 и 22 статьи 30 Закона № 83-ФЗ, на основании которых на очередной финансовый год бюджетные ассигнования главным распорядителям бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, планируются с учетом расходов, осуществляемых указанными учреждениями в предыдущем финансовом году в соответствии со сметой доходов и расходов от приносящей доход деятельности.

При этом главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доход деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет бюджетной системы.

Данная норма не противоречит бюджетному законодательству, так как в соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленным статьей 35 Бюджетного кодекса, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, то есть когда эти доходы, например от платной деятельности казенных учреждений, впервые становятся доходами бюджета.

Установление такой нормы как постоянно действующей противоречит Бюджетному кодексу, но согласимся, что в ней уже и нет такой надобности, так как отчетный год позволяет получить базу для расчета бюджетных ассигнований на  последующие планируемые финансовые периоды.

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или в других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Литература

  1. Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
  2. Протокол от 16 марта 2009 года N 68 «Концепция развития законодательства о юридических лицах».
  3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
  5. Федеральный закон от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
  6. Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ.
  8. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 538 «О порядке отнесения имущества автономного учреждения или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
  10. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Устав казенного учреждения

  •  наименование федерального казенного учреждения;
  •  информацию о месте его нахождения;
  • наименование учредителя и собственника имущества;
  • наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя, собственника федерального казенного учреждения;

2. Предмет и цели деятельности казенного учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

3. Раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения;

4. Раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе:

  •  порядок распоряжения имуществом, приобретенным казенным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества);
  •  порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  •  запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным казенным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда РФ, если иное не установлено законодательством РФ;
  •  положения об открытии лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых федеральному казенному учреждению в соответствии с законодательством РФ;
  • положения о ликвидации учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
  • указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

5. Сведения о филиалах и представительствах учреждения;

6. Иные разделы – в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, своим правовым актом утверждает изменения, вносимые в устав федерального учреждения (п. 32 Порядка N 539). И. Зернова,эксперт журнала «Казенные учреждения:бухгалтерский учет и налогообложение»

Характерные признаки казенного учреждения

  • финансовое обеспечение — на основе бюджетной сметы;
  • действует от имени публично-правового образования;
  • право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет (не позднее 1 января 2012 года);
  • лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);
  • закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее — Закон № 94-ФЗ);
  • бухгалтерский учет — по бюджетному плану счетов.

Как видим, статус казенного учреждения по сути совпадает с закрепленным в законодательстве статусом бюджетного учреждения, действовавшим до 1 января 2011 года, с дополнительным ограничением в виде требования о зачислении доходов от платных услуг в бюджет.

Это обстоятельство «усыпляет» органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей казенных учреждений, приводит к ошибочному мнению, что отсутствует необходимость в проведении мероприятий, связанных с изменением типа учреждения.

Вместе тем существуют серьезные вопросы в отношении казенки и в части принятия решения о том, какие подведомственные учреждения целесообразно отнести к данному типу, и касающиеся особенностей функционирования казенного учреждения после окончания переходного периода, так как  Закон № 83-ФЗ установил серьезное отличие для этих учреждений по сравнению со старым бюджетным учреждением в виде дополнительного ограничения в части зачисления с 2012 года всех доходов от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

Какими же нормами регулируется деятельность казенного учреждения с учетом положений Закона № 83-ФЗ, уточнивших положения Бюджетного и Налогового кодексов, Закона № 94-ФЗ и других законов, обеспечивающих создание правовых основ для функционирования казенных учреждений{q}

Нарушение порядка предоставления имущества в аренду

3. Нарушение порядка определения размера арендной платы. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Арендная плата по договорам аренды, заключенным на торгах, определяется по результатам состоявшихся торгов.

Статьей 8 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрена обязательность проведения оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, при определении стоимости этих объектов в целях передачи в аренду, за исключением случаев предоставления федерального имущества (расположенного в особых экономических зонах технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов) в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (зарегистрированным в качестве резидентов промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны), а также акционерным обществам, 100% акций которых принадлежит РФ, и их дочерними обществам в целях строительства объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, а также объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны) (Приложение 1 к Приказу Минэкономразвития России от 14.07.

2006 N 190 «Об утверждении методики расчета арендной платы по договорам аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества (зданий (их частей), сооружений), находящегося на земельных участках в пределах территорий особых экономических зон технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов, и методики расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон»).

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом N 135-ФЗ, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.

Таким образом, стартовый размер арендной должен определяться на основании отчета об оценке рыночной арендной платы, подготовленного в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ. Заметим, что аналогичный порядок определения стартового размера арендной платы предусмотрен в случаях заключения договоров аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства (п.

а) для распространения алкогольной продукции. В учреждениях здравоохранения не допускаются розничная продажа и потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);

б) для распространения табачных изделий (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»);

в) для распространения рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. ст. 21 — 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»);

г) для деятельности политических партий, их структурных подразделений, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»);

д) для сдачи в аренду имущества, не являющегося объектом аренды (ст. 607 ГК РФ).

5. Отсутствие регистрации договора аренды. В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее года. Договор считается заключенным с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Регистрация договора не требуется:

  • если он заключается меньше чем на год (хотя бы на один день);
  • если по его условиям (заключен на срок менее года (например, 11 месяцев)) по окончании действия и при условии отсутствия замечания сторон договор автоматически продлевается на тот же срок (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), так как срок продления, а точнее срок аренды, по новому договору составляет менее одного года;
  • если первоначальный договор, заключенный на срок менее года, возобновляется на неопределенный срок.

Государственные (муниципальные) услуги могут предоставляться не только органами исполнительной власти (местного самоуправления) непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения, но и через иные организации.

Предлагаем ознакомиться:  Трудовой договор на общественных началах

Рассмотрим такой пример. До принятия Закона № 83-ФЗ одним из основных видов деятельности больницы, являющейся бюджетным учреждением, был отбор на конкурсной основе организаций на поставку и (или) хранение, отпуск лекарственных средств (изделий медицинского назначения) в рамках оказания отдельным категориям граждан дополнительной бесплатной медицинской помощи с последующим заключением с ними договоров (контрактов).

Учитывая, что данный вид деятельности осуществляется в интересах органа государственной власти субъекта Российской Федерации (общества в целом), при переводе больницы с бюджетной сметы на субсидию целесообразно эту работу осуществлять самому департаменту здравоохранения либо поручить ее осуществление подведомственному казенному учреждению для размещения государственного заказа для нужд субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о закупках товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Но, принимая во внимание, что эти действия не связаны с контролем и надзором, вполне возможно принятие решения об установлении больнице уже как новому бюджетному учреждению государственного задания на оказание государственных услуг по отбору на конкурсной основе организаций на поставку и (или) хранение, отпуск лекарственных средств (изделий медицинского назначения) и предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии на его выполнение.

Рассмотрим еще один аспект соответствия полномочий казенного учреждения и органа власти, который является финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Казенное учреждение и финансовый орган

В соответствии с пунктом 21 статьи 13 Закона № 83-ФЗ статья 161 Бюджетного кодекса излагается в новой редакции, заменяющей понятие «бюджетное» на «казенное», сохраняя при этом все основные ограничения, ранее установленные для старого бюджетного учреждения, например, запрет на предоставление и получение кредитов (займов), приобретение ценных бумаг, размещение средств на банковских депозитах.

В дополнение к этим «строгостям» пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса определено, что положения, установленные этой статьей, распространяются на органы государственной власти и местного самоуправления (муниципальные органы).

При исполнении бюджетной сметы финансовые органы попадают под ограничения, установленные статьей 161 Бюджетного кодекса, то есть не могут предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, получать субсидии для финансового обеспечения своей деятельности как учреждения.

При составлении и организации исполнения бюджета в качестве органа, организующего исполнение бюджета, финансовые органы исполняют полномочия по осуществлению заимствований, предоставлению гарантий, управлению муниципальным долгом, иные бюджетные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством.

Таким образом, ограничения, налагаемые законодательством на казенное учреждение, не препятствуют финансовому органу в выполнении его функций по составлению и организации исполнения соответствующего бюджета.

Так, пункт 11 статьи 161 будет дополнен положением о том, что нормы, установленные указанной статьей, распространяются на государственные, муниципальные  и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов, а в пункте 2 статьи 41 Закона № 131-ФЗ исключена содержащаяся в ней норма о том, что органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями, так как этот вопрос регулируется Бюджетным кодексом со всеми вышеуказанными особенностями.

О централизованной бухгалтерии

Судя по горячей линии, у органов государственной власти и местного самоуправления возникает много вопросов о том, к какому типу отнести то или иное подведомственное учреждение. Наиболее задаваемым из этой серии вопросов является вопрос о централизованной бухгалтерии.

  • если только для ведения централизованного межотраслевого бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с решением местной администрации либо соответствующего органа-учредителя для учреждений отрасли (образования, культуры и др.), то эту государственную услугу (работу) может оказывать как бюджетное, так и казенное учреждение. При этом если государственные (муниципальные) услуги и работы предоставляются в интересах органа власти, то, вероятно, целесообразно оформлять их как работы, а не как услуги;
  • если кроме бухгалтерского учета учреждению дается государственное (муниципальное) задание еще на какие-нибудь функции (централизованная закупка, подготовка различной оперативной информации для органа власти и т. д.), то может быть принято решение об изменении его типа на казенное, поскольку это учреждение создается не только для оказания услуг, но и для реализации функций.

Кроме того, на основании пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса для казенного учреждения можно не формировать государственное (муниципальное) задание, так как оно устанавливается не для всех, а только для тех учреждений, которых определил своим решением главный распорядитель бюджетных средств.

Уточнение типа учреждения

Рассматривая вопрос о том, кто принимает решение об отнесении к тому или иному типу государственного (муниципального) учреждения, необходимо исходить из того, что Закон № 83-ФЗ относит его к полномочиям публично-правового образования, учредившего это учреждение, с соблюдением положений, установленных законодательством Российской Федерации.

Например, пунктом 19 статьи 31 Закона № 83-ФЗ устанавливается запрет на создание (в том числе изменением типа) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, в форме казенных учреждений.

Аналогичная норма установлена для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований пунктом 2 указанной статьи, согласно которой  органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было поручено принять до 1 декабря 2010 года нормативно-правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативно-правовых актов, с указанием в них перечня казенных учреждений.

Возможно ли уточнить данный перечень казенных учреждений, изменение типа которых проведено в  силу закона, позволяющего осуществлять этот процесс в более удобном, «упрощенном» режиме, то есть без принятия дополнительных решений, связанных с изменением типа{q}

Закон № 83-ФЗ вступил в силу с 1 января 2011 года. С указанной даты все бюджетные учреждения, которые не были признаны казенными в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами, являются бюджетными учреждениями, несмотря на то, что на новый порядок финансового обеспечения они перейдут не сразу, а в течение переходного периода.

Согласно пункту 2 статьи 17.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) изменение типа бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального учреждения) в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), к утверждению которых в силу пункта 14 статьи 33 Закона № 83-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) необходимо приступить со дня официального опубликования названного закона.

Таким образом, изменение типа, например, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации в целях создания казенного учреждения после 1 января 2011 года осуществляется в порядке, утвержденном одним из вышеназванных актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а не в упрощенном порядке.

Кроме того, необходимо принимать во внимание еще одно важное положение Закона № 83-ФЗ, установленное подпунктом 4 пункта 2 статьи 31, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить до 1 декабря 2011 года внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации.

Таким образом, рассматривая в совокупности указанные нормы, можно сделать следующий вывод: если бюджетное учреждение субъекта Российской Федерации признано казенным в силу закона (акта, определенного пунктом 2 статьи 31 Закона № 83-ФЗ), но еще не внесены в установленном порядке изменения в его устав, очевидно, возможно сохранить за таким учреждением тип «бюджетное», исключив его из перечня казенных учреждений путем внесения изменений в названный акт.

Так как изменение типа не влияет на осуществление функциональной деятельности учреждения (основная уставная деятельность, например, образовательного учреждения не зависит от того, в каком типе оно ее осуществляет: бюджетное, казенное или автономное), а лишь определяет границы самостоятельности в использовании денежных средств, полученных из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, и имущества учредителя, изменение типа не должно влиять на процесс функциональной деятельности и требовать уточнения лицензий и иных разрешительных документов.

Именно соблюдение интересов потребителей услуг и упрощение организационных процедур в деятельности учреждения преследует поправка в статью 14 Закона № 7-ФЗ, устанавливающая, что указание на тип учреждения в его наименовании, не является обязательным. Указание типа, безусловно, должно быть в уставе государственного (муниципального) учреждения, но исключение требования указывать его в наименовании учреждения позволяет провести все связанные с изменением (при необходимости) его типа процедуры, не влияя на процесс оказания государственных услуг.

Казенное учреждение — получатель бюджетных средств

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Согласно поправкам, внесенным в статьи 161 и 221 Бюджетного кодекса, бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений утверждены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н, в который приказом Минфина России от 30 июля 2010 г. № 84н были внесены соответствующие поправки.

Неизменным остается положение о том, что бюджетная смета устанавливает в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств, вводя для казенного учреждения жесткое ограничение на принятие бюджетных обязательств, на осуществление  расходов по их оплате  пределами доведенных лимитов бюджетных обязательств.

По-прежнему на казенное учреждение распространяются положения статьи 242 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой лимиты бюджетных обязательств, не использованные до конца текущего года, прекращают свое действие 31 декабря.

Таким образом, самостоятельность казенного учреждения в использовании бюджетных средств сведена к минимуму, более того, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом казенному учреждению в органе Федерального казначейства или финансовом органе, отсутствует показатель «деньги», их заменяют лимиты бюджетных обязательств, определяющие заданные конкретные направления расходов, которые вправе осуществлять казенное учреждение, и их размеры.

Правда, Бюджетный кодекс не запрещает расширить самостоятельность казенного учреждения в определении расходов бюджета, которые оно вправе определить самостоятельно  в пределах «укрупненных» лимитов бюджетных обязательств, когда на основании пункта 4 статьи 217 Бюджетного кодекса порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи утверждение показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств может осуществляться по кодам расходов классификации операций сектора государственного управления дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств.

В этом случае лимиты бюджетных обязательств могут быть доведены до казенного учреждения, например, по коду КОСГУ 20 «Оплата работ, услуг», и само учреждение вправе при исполнении бюджетной сметы определять, на какую сумму ему необходимо принять и исполнить обязательства по транспортным услугам, связи, аренде и прочим услугам.

Право подарить казенному учреждению «кусочек свободы» принадлежит главному распорядителю бюджетных средств, но для этого необходимо, чтобы финансовый орган при утверждении сводной бюджетной росписи бюджета сформировал ее по укрупненным показателям и утвердил в такой же детализации лимиты бюджетных обязательств главному распорядителю средств.

Необходимо иметь в виду, что казенное учреждение осуществляет операции со средствами бюджета на основании бюджетной сметы, а не плана финансово-хозяйственной деятельности, как это установлено для бюджетных и автономных учреждений.

Указанный отчет составляется и утверждается в отношении казенного учреждения главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с Общими требованиями, утвержденными приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 114н (вступает в силу с 1 января 2012 года).

Приносящая доход деятельность

На основании статьи 298 Гражданского кодекса казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

Аналогичная норма установлена статьей 161 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Напоминаем, что эта же статья устанавливает важную норму о том, что доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем согласно пункту 8 статьи 33 Закона № 83-ФЗ, положения абзаца 2 пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса, абзаца 4 пункта 3 и пункта 5 статьи 41, пункта 1 статьи 51, абзаца четвертого части 1 статьи 57 и абзаца четвертого части 1 статьи 62  Бюджетного кодекса (в части зачисления в соответствующий бюджет доходов от оказания казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяются с 1 января 2012 года, если законом субъекта Российской Федерации или актом органа местного самоуправления не установлено иное в отношении указанных доходов соответствующих казенных учреждений.

Орган — учредитель казенного учреждения определяет исчерпывающий перечень видов деятельности, которое учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (в отношении федерального казенного учреждения — пункт 33 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539).

Минфин России предлагает дополнить пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса поправкой, уточняющей полномочия органа-учредителя (главного распорядителя бюджетных средств) о необходимости установлении порядка определения платы при осуществлении приносящей доход деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

https://www.youtube.com/watch{q}v=5oQq0DWV-2Y

В случае принятия положительного решения о возможности оказания казенными учреждениями услуг на платной основе, органу-учредителю необходимо определить источник финансового обеспечения осуществления казенными учреждениями указанной деятельности.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector