Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 653-60-72 (доб. 946, бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)
Постановка на кадастровый учет земельного участка

Постановка на кадастровый учет земельного участка

Постановка на кадастровый учет земельного участка
СОДЕРЖАНИЕ
0

Как поставить участок на кадастровый учет?

Порядок постановки на кадастровый учет земельного участка или другой недвижимости закреплен в законе № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым такой учет представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, подтверждающих существование недвижимого имущества (помещения, сооружения, здания, земельного участка и т.д.

Любая недвижимость должна быть поставлена на кадастровый учет, в том числе земельные участки. Действует только несколько исключений. Не вносятся в госкадастр земельные наделы следующих типов:

  • Используемые службой безопасности или Вооруженными силами.
  • Относящиеся к водному либо лесному фонду.
  • Расположенные в заповедниках и заказниках.
  • Обладающие особой научной либо культурной ценностью.

В отношении участка, не внесенного в кадастр, не допускается заключение сделок о его передаче. Распоряжаться таким имуществом можно только после постановки на кадастровый учет. Путем проведения этой процедуры происходит узаконивание участка, то есть официальная фиксация его границ. Она позволяет избежать споров и судебных разбирательств с соседями.

Основанием для проведения процедуры постановки на кадастровый учет может быть одно из обстоятельств:

  • Создание нового участка, границы которого ранее не устанавливались. Это наделы с искусственно образованными границами.
  • Выделение в отдельный надел части существующего участка.
  • Разделение земли на несколько участков. Внесению в кадастр подлежит каждый из новообразованных наделов. При этом одновременно снимается с учета старый участок.
  • Преображение (видоизменение) участка.

Постановка на кадастровый учет земельного участка

Для внесения земельного участка в кадастр необходимо пройти определенную процедуру, которую можно изобразить следующим образом:

  • Подготовить пакет необходимых документов.
  • Провести межевание и оформить его документально. Для этого нужна помощь кадастрового инженера.
  • Уплатить госпошлину.
  • Обратиться с заявлением и пакетом документов в региональный филиал Кадастровой палаты или многофункциональный центр.
  • Получить документы, подтверждающие регистрацию участка.

В рамках рассматриваемого вопроса следует обратить внимание на то, что с января 2018 года произошли изменения в порядке ведения кадастра. Введено обязательное межевание земельных участков перед постановкой на кадастровый учет. Даже ранее учтенная земля должна подвергнуться этой процедуре.

Рассмотрим отдельные стадии процедуры постановки земли на учет подробнее.

Затраты инициатора проведения процедуры зависят от множества факторов, в том числе от его статуса, места нахождения участка и формы выписки из реестра. Общая стоимость состоит из определенных частей:

  • Государственная пошлина – 200 рублей для граждан и 600 для организаций.
  • Оплата выписки из реестра недвижимости – от 300 до 2200 рублей в зависимости от категории заявителя и формы документа.
  • Плата нотариусу за удостоверение доверенности и копий документов – сумма зависит от расценок конкретного нотариуса, количества и характера документов. Затраты составят несколько тысяч рублей.
  • Оплата разработки и оформления межевого плана – в разных регионах расценки могут существенно отличаться. Если в Москве и Санкт-Петербурге суммы исчисляются десятками тысяч рублей, то в регионах затраты составляют 5-15 тысяч.

Если хлопоты по постановке земли на учет не брать на себя, а обратиться в одну из специализированных компаний, которые предоставляют соответствующие услуги, общая стоимость проведения процедуры дополнительно возрастет.

Сведения о земельных участках, территориальных зонах, их параметрах, границах, лицах, имеющих права на участки,  вносятся в государственный кадастр. Состав сведений и документов государственного земельного кадастра определен ФЗ-221 «О государственном кадастре», конкретный перечень дан в ст. 12.

Разрешается подача документов в органы кадастра и в бумажной, и в электронной форме.

Документы государственного земельного кадастра это:

  • кадастровые дела;
  • кадастровые карты.

Требования к ним установлены федеральным законом «О государственном кадастре», а также и подзаконными актами. Например:

  • Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (ред. от 20.01.2016) «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»
  • Приказ Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 (с изм. от 23.03.2009) «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»
  • Постановление Правительства РФ от 20.05.2014 N 467 «Об утверждении Положения о предоставлении федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
  • Приказ Минэкономразвития России от 14.05.2010 г. № 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Постановка на кадастровый учет земельного участка

В перечисленных выше нормативных актах разъясняется понятие каждого используемого в них термина.

Кадастровая документация делится на основную, производную и вспомогательную.

  • в первую категорию включают реестр, кадастровые дела, карты;
  • во вторую – книги учета документов, выданной информации, и своды записей о координатах опорной межевой сети;
  • в третью – аналитические материалы, доклады, записи о праве собственности на землю государства или муниципальных образований или регионов.

Единый реестр недвижимости –  база сведений, в которой объединены сведения об участках и зданиях, иных сооружениях, считающихся объектами капитального строительства.

Предлагаем ознакомиться:  Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

Реестр объектов должен включать в себя:

  • категорию объекта недвижимости (в данном случае земельного участка);
  • его границы с координатами;
  • сведения о владельце или собственнике недвижимости, его электронный почтовый ящик;
  • адрес, присвоенный участку;
  • сведения о правах на участок не прошедших регистрацию, о них узнали в процессе постановки на учет;
  • реквизиты документа, подтверждающего права независимо от времени выдачи (во времена СССР, например);
  • вид прав на объект недвижимости (собственность, пользование, аренда, сервитут и т.д.);
  • кадастровая оценка.

Правила требуют вносить сведения о кадастровом инженере, проводившем работы (ФИО, номер допуска на проведение работ).

При постановке на учет органы кадастра часто не получают всей полагающейся информации об участке.

Недостающая информация поступает со временем  или от владельцев участка в связи с реализацией своих прав, или от государственных органов. Источником сведений для реестра служат любые документы на объекты недвижимости (техпаспорта, справки, выписки, акты и т.д.).

При осуществлении постановки на кадастровый учет не требуется получать доверенность от собственника, достаточно сдать пакет документов и заявление, приобщив копию своего паспорта.

Что такое кадастровый учет земельных участков?

Круг лиц, по заявлению которых земельный участок принимается на кадастровый учет, зависит от того, осуществляется ли эта процедура одновременно с государственной регистрацией прав. Так, в случае совмещения таких операций поставить землю на учет могут следующие лица:

  • Собственник участка.
  • Лицо, в пользу которого установлено обременение земли либо ограничены права на нее.
  • Наследник умершего собственника земли. До проведения регистрации участка он не получает статус нового собственника.
  • Обладатель разрешения на создание искусственного участка.
  • Субъект, обладающий правом бессрочного пользования землей.
  • Обладатель права пожизненного наследуемого владения.
  • Арендатор, который имеет право пользоваться участком как минимум 5 лет.
  • Собственник участка, который делится на несколько – при постановке на учет новообразованных участков.
  • Кадастровый инженер.

Для постановки земли на кадастровый учет, если одновременно не происходит регистрации прав, заявление может подать собственник участка, лицо, в пользу которого установлено обременение (ограничения), либо кадастровый инженер. Заявителями могут также быть и другие лица, если это разрешено законом.

Кроме самого гражданина, уполномоченного на обращение в компетентные органы для постановки на кадастровый учет земельного участка, сделать это может его представитель при условии оформления доверенности и ее удостоверения нотариусом. Интересы несовершеннолетнего собственника земли представляет его законный представитель (один из родителей, опекун либо попечитель).

Если земля принадлежит РФ, ее субъекту либо муниципальному образованию, в роли заявителей при инициировании внесения таких участков в кадастр выступают государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, получившие соответствующие полномочия.

1.
Государственные природные заповедники(ст.
6-9 Федерального закона от 15 февраля 1995
г.). Они расположены на землях
природно-заповедного фонда. Ими являются
изъятые полностью из хозяйственного
использования особо охраняемые природные
комплексы и объекты (земля, вода, недра,
растительный и животный мир), имеющие
природоохранное, научное,
эколого-просветительское значение как
образцы естественной природной среды,
типичные или редкие ландшафты, места
сохранения генетического фонда
растительного и животного мира.

Земля,
воды, недра государственных природных
заповедников со всеми находящимися в
их пределах объектами растительного и
животного мира, историко-культурными
и другими объектами недвижимости
полностью и безвозмездно предоставляются
заповедникам в бессрочное (постоянное)
пользование.

Имущество
государственных природных заповедников
является федеральной собственностью.
Изъятие земельных и водных участков,
приватизация и передача в аренду или
залог земель и других природных 
ресурсов заповедников, а также приватизация
расположенных на их землях объектов
недвижимости (в том числе жилых домов
и квартир, зданий, сооружений) запрещается.

осуществление
охраны природных территорий в целях
сохранения биологического разнообразия
и поддержания в естественном состоянии
охраняемых природных комплексов и
объектов;

организация
и проведение научных исследований,
включая ведение летописи природы;

осуществление
экологического мониторинга в рамках
общегосударственной системы мониторинга
окружающей среды;

экологическое
просвещение, участие в государственной
экологической экспертизе проектов и
схем размещения хозяйственных и иных
объектов;

содействие
в подготовке научных кадров и специалистов
в области охраны окружающей природной
среды.

Государственный
природный заповедник учреждается
постановлением Правительства РФ с
согласия субъектов РФ на отнесение его
земель к объектам федеральной
собственности.

Решение
об образовании охранной зоны заповедника
принимается органом исполнительной
власти субъекта РФ.

На
территории природного заповедника
запрещается любая деятельность,
противоречащая режиму, установленному
в Положении о нем.

на
сохранение в естественном состоянии
природных комплексов, восстановление
и предотвращение изменений природных
комплексов и их компонентов в результате
антропогенного воздействия;

поддержание
условий, обеспечивающих санитарную и
противопожарную безопасность;
предотвращение условий, способных
вызвать стихийные бедствия, угрожающие
жизни людей и поселениям; осуществление
экологического мониторинга; выполнение
научно-исследовательских задач; ведение
эколого-просветительской работы;
осуществление контрольно-надзорных
функций.

Предлагаем ознакомиться:  Незаконное помещение в психиатрический стационар

В
заповедниках могут выделяться участки,
на которых исключается всякое вмешательство
человека в природные процессы. Размеры
этих участков определяются, исходя из
необходимости сохранения всего природного
комплекса в естественном состоянии.*

*См.:
Положение «Об округах санитарной и
горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов»,
утвержденное Постановлением Правительства
РФ от 7 декабря 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 51. Ст.
5798.).

Государственные
природные заповедники являются
юридическими лицами и финансируются
за счет средств федерального бюджета.

2.
Национальные парки(ст. 12-17
Федерального закона от 15 февраля 1995
г.). Они размещены на землях
природно-заповедного фонда (ст. 90 ЗК).
Национальные парки* являются
природоохранными, эколого-про-светительскими
учреждениями федерального значения,
территории (акватории) которых включают
в себя природные комплексы и объекты,
имеющие особую экологическую, историческую
и эстетическую ценность, и которые
предназначены для использования в
природоохранных, просветительских,
научных и культурных целях и для
регулируемого туризма.

*См.:
Постановление Совета Министров —
Правительства РФ от 10 августа 1993 г. №
769 «Об утверждении Положения о национальных
природных парках» // САПП РФ. 1993. № 34. Ст.
3180.

Земли
и другие природные объекты закрепляются
за ними в бессрочное (постоянное)
пользование.*

*См.:
Постановление Правительства РФ от 3
августа 1996 г. № 926 «Об утверждении
Положения о порядке предоставления в
аренду земельных участков, природных
объектов, зданий и сооружений на
территориях национальных парков для
осуществления деятельности по обеспечению
регулируемого туризма и отдыха» и
утвержденное этим постановлением
«Положение» // СЗ РФ. 1996. № 33. Ст. 3999.

В
отдельных случаях в границах национальных
парков могут находиться земельные
участки других пользователей земли.

сохранение
природных комплексов, уникальных и
эталонных природных участков и объектов;

сохранение
историко-культурных объектов;

создание
условий для регулируемого туризма и
отдыха;

разработка
и внедрение научных методов охраны
природы и экологического просвещения;

осуществление
экологического мониторинга;

восстановление
нарушенных природных и историко-культурных
комплексов и объектов.

Национальные
парки учреждаются по постановлению
Правительства РФ с согласия субъектов
РФ.

На
территории национальных парков
устанавливается дифференцированный
режим с учетом их природных,
историко-культурных и иных особенностей,
для чего выделяются различные
функциональные зоны: заповедная, в
пределах которой запрещены любая
хозяйственная деятельность и рекреационное
использование территории;

особо
охраняемая, в пределах которой
обеспечиваются условия для сохранения
природных комплексов и объектов и на
территории которой допускается
регулируемое посещение; познавательного
туризма, предназначенная для организации
экологического просвещения и ознакомления
с достопримечательными объектами
национального парка;

рекреационная,
предназначенная для отдыха; охраны
историко-культурных объектов, в пределах
которой обеспечиваются условия для их
сохранения; обслуживания посетителей
(палаточных лагерей, иных объектов
туристского сервиса и т. п.); хозяйственного
назначения, в пределах которой
осуществляется хозяйственная деятельность,
необходимая для обеспечения функционирования
национального парка.

На
территориях национальных парков
запрещается любая деятельность, которая
противоречит установленному для них
правовому режиму.

Национальные
парки являются юридическими лицами и
финансируются за счет федерального
бюджета.

3.
Природные парки(ст. 18-21 Федерального
закона от 15 февраля 1995 г.). Они находятся
на землях природно-заповедного фонда.

Природные
парки являются природоохранными
рекреационными учреждениями, находящимися
в ведении субъектов РФ, территории
(акватории) которых включают в себя
природные комплексы и объекты, имеющие
значительную экологическую и эстетическую
ценность, и предназначенные для
использования в природоохранных,
просветительских и рекреационных целях.

Территории
природных парков располагаются на
землях, предоставленных им в бессрочное
(постоянное) пользование, в отдельных
случаях — на землях иных пользователей.

На
природные парки возлагаются следующие
задачи: сохранение природной среды,
природных ландшафтов; создание условий
для отдыха (в том числе массового) и
сохранение рекреационных ресурсов;
разработка и внедрение эффективных
методов охраны природных парков и
поддержание экологического баланса в
условиях рекреационного использования
территорий природных парков.

Основания для отказа или приостановки кадастрового учета

Основания для возврата документов без рассмотрения:

  • В бумажном заявлении или приложенных к нему бумагах присутствуют зачеркивания, приписки, подчистки или другие не оговоренные надлежащим образом исправления, надписи выполнены карандашом либо есть существенные повреждения, препятствующие точному толкованию содержания.
  • При подаче заявления и документов в электронном виде их форма не соответствует официально установленной.
  • Заявление не подписано.
  • В реестре есть отметка о том, что операции с земельным участком могут осуществляться только при участии собственника или законного представителя, а заявление подано другим лицом.
  • Отсутствуют данные об уплате госпошлины. Это обстоятельство может быть основанием для отказа в регистрационных действиях в том случае, если соответствующей информации нет в Государственной информационной системе, и при этом заявитель не предоставил квитанцию об уплате.

Основания для приостановления регистрационных действий:

  • Заявленные и ранее зарегистрированные права вступают в противоречие.
  • Правообладатель, указанный в заявлении, не имеет права на земельный участок или полномочий распоряжаться им.
  • Заявление подано лицом, которое не имеет на это права.
  • Заявителем представлены не все необходимые документы.
  • Не поступили документы в ответ на межведомственные запросы.
  • Документы неподлинные или в них содержится недостоверная информация.
  • Документы подписаны неуполномоченными на это лицами.
  • Документы не соответствуют требованиям закона по содержанию или форме.
  • Акт государственного органа или органа местного самоуправления, на основании которого осуществляется кадастровый учет, издан с нарушением пределов полномочий органа или должностного лица.
  • Участок не является объектом, который может быть поставлен на кадастровый учет.
  • Границы участка, о котором идет речь в заявлении, пересекаются с границами участка, который уже поставлен на кадастровый учет.
  • Границы участка, который образуется, пересекаются с границами лесопарков, лесничеств или территориальных зон.
  • Границы участка пересекают границы населенного пункта.
  • Размер участка после его образования или преобразования не будет соответствовать максимальному или минимальному размеру, установленному законом.
  • Площадь участка, который выделяется из общей собственности, более чем на 10% отличается от указанной в проекте межевания.
  • Площадь земли по сравнению с теми данными, которые уже содержатся в реестре, меняется более чем на размер минимального участка или более чем на 10%.
  • Не обеспечивается доступ к участку, по поводу которого подано заявление, от участков общего пользования.
  • Обнаружены нарушения в порядке согласования при установлении границ участка.
  • Поступили возражения по поводу границ участка, который выделяется из общей собственности.
  • Площадь участка или положение его границ не обусловлены образованием участка либо уточнением границ.
  • Истек срок действия решения, которым утверждена схема расположения участка на кадастровом плане, или решения об утверждении проектной документации.
  • Участки, из которых образуется новый, относятся к разным категориям земель.
  • Поступило решение суда или акт государственного органа о наложении на участок ареста, нахождении его в залоге либо о запрете совершения с ним определенных действий.
Предлагаем ознакомиться:  Как снизить налог на землю — Юр ликбез

Многие из перечисленных причин для приостановления постановки земли на кадастровый учет допускают некоторые исключения. При несогласии заявителя с принятым Кадастровой палатой решением его можно оспорить в суде.

Что такое кадастровый учет земельных участков?

Рассмотрим часто задаваемые вопросы.

Такая возможность существовала до 2018 года. Однако теперь межевание стало обязательной процедурой для всех земельных участков. Соответствующие изменения внесены в законодательство. Ранее действовавшая упрощенная процедура регистрации, так называемая «дачная амнистия», при которой межевание не требуется, с января отменена. Более того, даже по уже зарегистрированным участкам должно быть определено положение границ.

Без межевания нельзя будет в полной мере распоряжаться своей землей, дарить, передавать по наследству, делить, объединять участки или продавать их. При возведении на такой земле здания в нем будет невозможно прописаться. Можно утратить часть своего участка в случае проведения межевания соседской земли.

Земельные участки могут быть временными, архивными, аннулированными, учтенными и ранее учтенными. Последняя категория объединяет земли, которые были поставлены на кадастровый учет до вступления в силу закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также те участки, права на которые зарегистрированы до марта 2008 года без постановки на учет.

Другими словами, все документы о праве собственности на землю в наличии, но в кадастре неполная запись об участке или она отсутствует совсем. Если в отношении такого надела не проводилась процедура межевания и в кадастре нет данных о его границах, необходимо провести соответствующие кадастровые работы и обратиться за уточнением данных в Кадастровую палату.

Постановка земельного участка на кадастровый учет после изменений, произошедших в законодательстве с 2017 года, значительно упрощена и требует от заявителя меньше затрат времени и усилий. Однако некоторые правила все-таки необходимо выполнять. Заявитель должен подготовить ряд документов, уплатить госпошлину и обратиться в территориальное подразделение Кадастровой палаты.

Кроме того, необходимо провести межевание участка. С начала 2018 года это обязательно. Если принято положительное решение о возможной постановке земли на кадастровый учет, проводится соответствующая процедура и выдается выписка из государственного реестра. В случае обнаружения нарушений в поданных документах или обстоятельств, препятствующих занесению участка в реестр, заявитель может столкнуться с отказом или приостановлением кадастрового учета.

Ответ на Ваш вопрос, возможно, находится здесь

  • Оформление земельного участка в собственность. Как правильно оформить права на землю?Оформление земельного участка в собственность. Как правильно оформить права на землю?
  • Определение границ земельного участкаОпределение границ земельного участка
  • Кадастровая ошибка — как исправить?Кадастровая ошибка — как исправить?
  • Как получить дальневосточный гектар?Как получить дальневосточный гектар?
  • Обременение земельного участка – что это такое и как его снять?Обременение земельного участка – что это такое и как его снять?
  • Предоставление земельных участков многодетным семьямПредоставление земельных участков многодетным семьям
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector