Бесконтактное ДТП: практика, ОСАГО и кто виноват{q} 2019

Бесконтактное ДТП: практика, ОСАГО и кто виноват{q} 2019

Бесконтактное ДТП: практика, ОСАГО и кто виноват{q} 2019
СОДЕРЖАНИЕ
0

Когда ДТП считается бесконтактным{q}

Внимание

Само определение «бесконтактное ДТП» делает акцент на отсутствии контакта транспортных средств при аварии.

Важно уточнить, что фактическое столкновение не происходит только между автомобилем виновного в происшествии и пострадавшими, но машина понесшего ущерб водителя вполне может столкнуться с транспортным средством третьего лица, а также иными объектами коммунальной, частной или государственной собственности.

Бесконтактность в ДТП рассматривается в трех аспектах:

  • Создание аварийной ситуации или препятствие водителем одного ТС, что напрямую повлияло на поведение водителя другого транспортного средства, вследствие которых автомобиль последнего попал в аварию и получил повреждения (с нанесением материальных убытков имуществу третьих лиц или без такого).
  • Нанесение ущерба автомобилю вследствие падения какого-либо тяжелого предмета (груза).
  • ДТП, произошедшее по вине пешехода, который совершал движение без соблюдения норм ПДД, касающихся физических лиц как участников движения (например, переход дороги в местах, не отведенных для этого, резкий выход на проезжую часть и т.д.).

https://www.youtube.com/watch{q}v=3Zel4tN4znI

Бесконтактное ДТП считается один из наиболее сложных, поскольку доказать вину гражданина, чьи действия привели к возникновению аварии крайне затруднительно. Поскольку виновные физические лица не несут в результате создания аварийной ситуации никаких материальных убытков, в преимущественном большинстве случаев они бесследно уезжают с места происшествия.

ВАЖНО

В случаях бесконтактной аварии единственным источником подтверждения отсутствия виновных действий в поведении граждан, чьи транспортные средства столкнулись, являются показания свидетелей аварии и записи с видеорегистраторов.

Что является бесконтактным ДТП

Закон понимает под ДТП любую аварию на дороге, в результате которой автомобиль получает повреждения. Наиболее распространенным случаем является авария с прямым физическим контактом двух или более машин. Однако и при отсутствии такого контакта виновные действия других лиц могут стать причиной аварии и возникновения ущерба:

  • если в результате опасного маневрирования, обгона, торможения или иных аналогичных действий другого водителя вы были вынуждены резко изменить траекторию движения своего автомобиля;
  • если по вине других лиц на дороге внезапно возникла помеха, при уклонении от которой был причинен ущерб вашему автомобилю или третьим лицам;
  • если с проезжающего автомобиля упал груз, закрепленный ненадлежащим образом;
  • выезд виновника на встречную полосу, что вынуждает пострадавшего уклоняться на обочину или тротуар;
  • иные аварийные ситуации, в которых ущерб был причинен без столкновения машин.

Как бесконтактное ДТП трактуется и отлетевшее колесо, причинившее ущерб другому автомобилю или случайным прохожим. В этом случае речь идет о нарушении правил эксплуатации автотранспорта, ненадлежащем контроле за состоянием узла и агрегатов машины. Естественно, если колесо отлетело по вине автосервиса, страховая компания или пострадавший сможет взыскать всю сумму ущерба с ИП или юридического лица, выполнявшего ремонт.

Что делать при отказе страховой возмещать ущерб, полученный в ходе бесконтактного ДТП{q}

Чтобы получить компенсацию по ОСАГО, нужно доказать наличие страхового случая. Вопрос о бесконтактном ДТП неоднократно был предметом разбирательства вышестоящих судов в РФ. По мнению судебных инстанций, если ущерб был причинен ввиду нарушения ПДД другими водителями, пострадавший может рассчитывать на получение страховки. Бесконтактное ДТП Верховный Суд РФ относит к страховому случаю, поскольку обязательное условие о контакте автомобилей в законе отсутствует.

Перечень страховых случаев по программе ОСАГО утвержден законом, а стороны не могут изменять его при оформлении полиса. При подтверждении страхового случая при бесконтактном ДТП нужно учитывать следующие нюансы:

  • должна быть установлена вина конкретного водителя либо нескольких автовладельцев;
  • выплату можно получить, если известен виновник аварии (обязанность розыска возлагается на сотрудников МВД, однако вы можете оказать содействие и представить доказательства);
  • должна быть установлена причинно-следственная связь между действиями виновника и наступившими последствиями.

Что такое бесконтактное ДТП

Чтобы избежать проблем с доказыванием страхового случая, желательно собрать все доказательства еще на месте происшествия. Для розыска скрывшегося водителя, определения причин аварии можно использовать записи видеорегистраторов со своей машины или других автомобилей, показания очевидцев.

Процедура получения страховки ОСАГО будет соответствовать общим правилам. При неправомерном отказе в выдаче направления на ремонт или выплате денег, занижении суммы компенсации, вы можете предъявить претензию и обратиться в суд. Судебная практика, сложившаяся за последние 2 года, позволяет добиться возмещения ущерба с виновника аварии, если страховая компания не полностью возместила его.

Выплаты по КАСКО

При оформлении полиса КАСКО стороны самостоятельно определяют, по каким страховым случаям будут производиться выплаты. Очевидно, что по полису КАСКО от угона нельзя добиться выплат при возникновении повреждений на машине. Если же такой страховой случай записан в полисе, можно обращаться к страховщику для направления на ремонт или выплаты компенсации в денежной форме.

Участниками бесконтактной категории аварий признается:

  1. Водитель, автомобиль которого стал помехой или препятствием для других транспортных средств (виновный в произошедшем).
  2. Водитель ТС, который вследствие поведения виновника совершил маневры, повлекшие к столкновению с третьими объектами.
  3. Водитель машины, с которой произошло фактическое столкновение.

Единственной правильной моделью поведения каждого из трех выше представленных категорий граждан, управляющих транспортом, будет обращение в ГИБДД и вызов инспекторов к месту происшествия.

До момента приезда сотрудников ДПС, транспортные средства должны находиться на тех позициях, на которых они оказались вследствие аварии, выставлен аварийный знак (15м от авто — в черте города; 30м от авто — за чертой города). Помимо этого, следует зафиксировать последствия бесконтактного ДТП при помощи всех доступных средств (камера мобильного телефона, цифрового фотоаппарата, схематические зарисовки, сделанные вручную и пр.).

Также по возможности нужно попросить задержаться на месте аварии свидетелей (или взять контакты для дальнейшей передачи инспекторам ГИБДД), которые подтвердят вину водителя, создавшего помеху.

По приезду инспекции, следует проверять верную фиксацию данных в протокол, а в случае неточностей, настаивать на протоколировании истинных обстоятельств бесконтактной аварии, поскольку малейшие детали, которые были упущены, могут привести к возложению вины на безвинного гражданина.

Важно, чтобы инспектор, приехавший на вызов, четко произвел все замеры расстояний и тормозных путей.

Еще одной организацией, в которую необходимо обратиться после происшествия – страховая компания. К сожалению, вне зависимости от вида страхового полиса, страховщики крайне не желают возмещать ущерб, понесенный в ходе бесконтактного ДТП. Поэтому важно, чтобы все документы, составленные инспекторами ГИБДД, несли полную информацию о произошедшем.

К сведению

В преимущественном большинстве, ущерб, понесенный вследствие бесконтактного ДТП, возмещается только после обращения в суд и вынесения судьей соответствующего решения.

Для оформления случившегося бесконтактного дорожно-транспортного происшествия, на место аварии вызывают ГИБДД, сотрудники которой обязаны восстановить произошедшее с максимальной точностью и определить наличие вины каждого из участников.

Важно, чтобы все ТС до момента приезда Инспекции пребывали на тех местах, на которых они остались после аварии.

ВАЖНО

Если виновник происшествия пытается скрыться, попытки остановить или догнать его признаются незаконными. Единственным, что можно сделать в подобной ситуации – запомнить марку авто и его номерные знаки.

Водитель машины, которая пострадала, должен дать максимально полное объяснение своих маневров на дороге, которые привели к столкновению с транспортом третьего лица или иным имуществом.

Также следует внимательно перечитать протокол прежде, чем его подписать, а в случае несогласия, дать пояснения, в чем именно состоят отличия от истинной картины бесконтактной аварии.

При даче показаний, большое значение имеет подтверждение слов третьими лицами – свидетелями, а также данные с видеорегистраторов как самих участников ДТП, так и свидетелей.

При участии в бесконтактном ДТП трех автомобилей, также первым делом следует вызвать инспекторов ГИБДД на место происшествия. Главное, чего необходимо добиваться от сотрудников ДПС – установление вины участника движения, который создал на проезжей части помеху, вследствие чего водитель другой машины был вынужден совершить определенный маневр, в ходе которого произошло столкновение с третьим авто.

Внимание

В протоколе должна содержаться информация о пункте ПДД, который был нарушен виновным гражданином.

В представленной ситуации будет два потерпевших:

  • авто, которое пыталось уйти от препятствия;
  • авто, которое было задето в ходе такого маневра.

Водители обоих ТС имеют право на страховое возмещение понесенного ущерба. Страховую выплату как первому, так и второму пострадавшему должен осуществлять страховщик виновного лица.

При обращении к своему страховщику за выплатой страхового покрытия по бесконтактному дорожно-транспортному происшествию, полученный отказ будет законным, а, при обжаловании, суд станет на сторону страховой компании.

Обращаться за возмещением ущерба следует в компанию страховщика гражданина, которой признан виновным в аварии. Если же страховщик виновника не желает покрывать расходы по устранению ущерба, пострадавшему нужно попросить составить письменный отказ. Только на основании этого документа можно совершать дальнейшее обжалование.

С письменным документом, свидетельствующим о несогласии страховщика совершать страховую выплату, пострадавший может обратиться в суд. Как правило, если имеется протокол, подтверждающий вину водителя, создавшего аварийную ситуацию, судья принимает позицию истца и обязывает СК оплатить понесенные растраты при бесконтактном ДТП.

К сведению

Если на момент обращения в страховую выясняется, что она прекратила свое существование, между прямым обращением за выплатой в СК и судом есть еще одна ступень, куда необходимо обратиться пострадавшему для получения компенсации – это Российский Союз Автостраховщиков.

Предлагаем ознакомиться:  Ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения

Исход такого обращение может быть таковым:

  1. Возмещение РСА понесенного убытка пострадавшим в ДТП участникам.
  2. Отказ в произведении выплаты.

Важно, чтоб отказ РСА, в случае наличия такового, также имел письменную форму. На основании этого документа, а также протокола, составленного на месте аварии, пострадавшей стороне следует обратиться в суд.

Самым спорным вопросом в бесконтактном ДТП является получение страховых выплат тому пострадавшему автомобилю, который сам столкнулся со следующим, то есть второму участнику ДТП. Получит он возмещение ущерба или нет, зависит от того, как оформлен протокол дорожно-транспортного происшествия. В большинстве случаев именно ему приходится доказывать свою невиновность и причинно-следственные связи действий всех участников ДТП. Если виновником признан первый водитель, создавший аварийную ситуацию, то можно пострадавшим рассчитывать на выплаты по ОСАГО.

Куда обращаться{q}

Бесконтактная дорожная авария – это достаточно сложный случай, который всё же регулируется нормами ОСАГО. Прямое возмещение ущерба через страховщика потерпевшего невозможно. Так как участниками ДТП стали три автомобиля или более, а для получения прямого возмещения, по регламенту страховых компаний, должно произойти столкновение двух транспортных средств. Поэтому необходимо обращаться к страховщику виновника. Это официальная позиция РСА, закреплённая судебной практикой Верховного Суда РФ.

Что доказать{q}

Юридическая консультация онлайн

Страховая компания виновника бесконтактной дорожной аварии, чаще всего, заявляет об отказе в выплатах пострадавшим, аргументируя тем, что пострадавший сам произвёл столкновение, а их клиент не оказал прямого физического воздействия на остальных участников ДТП. Возмещение ущерба и компенсацию можно получить лишь по результатам независимой экспертизы, которая покажет, что у пострадавшего не было технической возможности избежать столкновения.

 Судебная практика

Если страховая компания отказала в выплатах пострадавшей стороне, а при этом у неё есть доказательная база виновности их клиента, остаётся единственный выход – обращаться в суд. Автолюбители хотят знать о результатах судебной практики и поэтому ищут в поисковиках: «Бесконтактное ДТП, судебная практика, решение суда, прецеденты{q}

Для того, чтобы суд принял решение об ответственности виновного лица за причинённый вред, необходимо установить и доказать взаимосвязь между причинённым вредом и его противоправными действиями. Только в этом случае суд может вынести решение о том, что у страховой компании виновника возникает обязанность возместить ущерб.

Рассчитывать на положительный исход дела в суде, можно только используя помощь квалифицированного юриста. Надеяться на свои силы очень опрометчиво, так как мало иметь фото- видеоматериалы и свидетельские показания, необходимо правильно их представить в ходе судебного разбирательства.

Кто виноват в бесконтактном ДТП{q}

Довольно часто настоящий виновник даже не останавливается и проезжает мимо аварийной ситуации, считая, что если его ТС не пострадало, то это не его дело. Таким образом, на месте ДТП остаются только пострадавшие в результате столкновения автомобили. Доказать, что авария случилась по вине третьего лица, могут свидетели и записи видеорегистратора.

Установлением виновного занимается только ГИБДД или суд. Если ситуация однозначна и не вызывает затруднений выявить виновного, то на месте аварии выносятся постановления с указанием нарушителя правил дорожного движения. Такого понятия как виновник бесконтактного ДТП не существует.

Для того, чтобы вину не возложили на водителя того автомобиля, который оказал физическое воздействие на третий, необходимо правильно трактовать пункт 10.1. ПДД. Этот пункт говорит о том, что в случае возникновения опасного момента на дороге, необходимо замедлить движение, вплоть до полной остановки, а не с помощью маневрирования пытаться избежать столкновения.

Если указать в протоколе, что из-за действий водителя, создавших помеху, водитель пытался сманеврировать, уходя от столкновения, но не сумел это сделать, то, вероятнее всего, именно на него и будет возложена вина, согласно п.10.1. Нужно указывать для записи в протокол, что возникла такая опасная ситуация, что торможение уже не могло помочь избежать столкновения или даже могло бы дать более тяжёлые последствия для участников ДТП.

Спорным также является вопрос

страховых выплат при обоюдной вине

, ознакомиться с подробной информацией по этому вопросу и получить рекомендации юриста можно на нашем сайте.

В бесконтактной категории дорожно-транспортных происшествий доказать вину водителя, поведение которого на проезжей части привело к возникновению аварийной ситуации, довольно непросто. Зачастую виновник остается безнаказанным, если не нашлись свидетели произошедшего и отсутствовал видеорегистратор (или иные средства видео фиксации, например, внешняя камера на торговом центре).

Однако вина по всем нормам должна ложиться на гражданина, который создал на проезжей части помеху движению других транспортных средств, если:

  • Водитель второго ТС не превышал нормативную скорость движения на определенном участке дороги (измеряется по тормозному пути).
  • Если он мог избежать аварии путем снижения скорости.
  • Если он мог избежать аварии путем торможения.

При этом стоит обратить внимание, что в тех ситуациях, где совершенный определенный маневр оправдывает нанесение меньших повреждений или их избежание, следует отдавать преимущество именно такому маневру, а не торможению. Хотя, при непосредственном столкновении с транспортом виновного, доказать его неправоту будет гораздо легче.

Часто возникает вопрос, кто же должен возмещать ущерб полученных повреждений{q} – Страховая компания. Однако, здесь есть некие подводные камни.

Большинство граждан, ставших участниками бесконтактного ДТП обращаются за выплатой к своему страховщику и получают отказ. Проблема в том, что потерпевшие, при таком обращении, руководствуются положением статьи 1079 (п.3) Гражданского кодекса России, который раскрывает взаимодействие источников повышенной опасности не только в аспекте столкновения.

Однако, представленная норма является общей, в отношении положений статьи 14.1 закона «Об ОСАГО», который имеет преимущество в представленной ситуации, и конкретизирует понятие «взаимодействие» только в спектре столкновения.

По этой причине отказ в страховой выплате от компании своего страховщика вполне обоснован. Но это не значит, что потерпевший останется без какого-либо возмещения.

Внимание

При бесконтактном ДТП потерпевшему следует обращаться за возмещением убытков к страховщику виновного гражданина, а в случае получения отказа – обращаться в суд.

Для возмещения ущерба необходимо установить виновника его причинения. В случае с бесконтактным ДТП сделать это непросто по следующим причинам:

  • на машинах не остается следов взаимодействия, что затрудняет установление места первого удара, траектории движения и маневров;
  • шофер машины, создавшей аварийную ситуацию, может покинуть место происшествия, так как его машине не причиняется ущерб;
  • при возникновении аварийной ситуации пострадавший водитель может не успеть сориентироваться в обстановке и сам совершить виновные действия.

Выявление нарушения ПДД не обязательно свидетельствует о вине в аварии. Верховный Суд РФ указал, что нарушение правил движения может рассматриваться только как одно из доказательств виновности в аварии. Некоторые нарушения ПДД вообще не имеют отношения к причинам и последствиям аварии.

Как оформить бесконтактное ДТП

Специальные правила применяются при оформлении документов после бесконтактного ДТП. Чтобы рассчитывать на страховку и привлечение виновника к ответственности, нужно выполнить следующие действия:

  • убедиться в отсутствии угрозы безопасности для других участников движения, пассажиров, оказать необходимую медицинскую помощь или вызвать скорую;
  • зафиксировать местоположение автомобиля, не передвигать его до оформления документов (переставлять машину допускается только в исключительных случаях, если она мешает проезду другого транспорта);
  • вызвать инспектора ГИБДД для оформления документов;
  • принять участие в составлении документов по факту аварии, изложить все обстоятельства, в том числе опасные маневры и действия виновника;
  • заполнить извещение о ДТП с участием сотрудника ГИБДД.

О случившейся аварии нужно уведомить свою страховую компанию. Для этого необязательно сразу ехать в офис страховщика, так как допускается уведомление по телефону. Однако для получения компенсации нужно представить извещение и иные документы, оформленные с участием инспектора ГИБДД и/или виновника аварии.

Бесконтактное ДТП не может оформляться по упрощенной программе Европротокола. Даже если от аварии не пострадали люди, а примерная оценка ущерба не превышает 100 тыс. руб., Европротокол можно оформить только при столкновении двух автомашин. При этом у обоих участников аварии должны отсутствовать разногласия о причинах и последствиях столкновения. Поэтому для оформления бесконтактного ДТП необходимо получить решение ГИБДД о нарушении правил движения и виновности второго водителя.

Бесконтактное ДТП оформляется как обычное ДТП с участием сотрудников ГИБДД. После того, как был сделан звонок для вызова ГИБДД, в случае, если нет пострадавших, рекомендуется сделать фото- видеосъёмку места аварии, постараться найти свидетелей и договориться с ними о том, что вместе нужно дождаться наряд дорожной полиции.

Автомобили должны оставаться на месте аварии до прибытия полиции, иначе воссоздать картину происшествия будет очень трудно. Аварийный знак должен быть выставлен согласно ПДД, во избежание штрафа. Оформление по Европротоколу невозможно по причине того, что одним из условий упрощённого метода фиксации ДТП является непосредственный физический контакт двух транспортных средств.

https://www.youtube.com/watch{q}v=G4rBuW5JZ0c

В протоколе необходимо указать на истинную причину ДТП. Нужно подробно описать действия водителя первого автомобиля, которые привели к столкновению второго и третьего автомобилей. Настаивайте на изложении материалов протокола согласно вашим и свидетельским показаниям, проверяйте все записи, которые делают сотрудники ГИБДД.

Составление Европротокола

Правильная официальная документальная фиксация аварии – это залог будущего возмещения ущерба страховщиком. Поэтому следует уточнить, что в большинстве случаев оформить бесконтактный вид ДТП в упрощенном порядке (без вызова сотрудников ГИБДД) не предоставляется возможным.

ВАЖНО
Предлагаем ознакомиться:  ВАС РФ упразднен. Что изменилось в арбитражном процессе{q}_42-5514нетВысший Арбитражный Суд упразднен

Европротокол составляется в строго определенных случаях, обязательные пункты которых перечислены законодателем и часто отсутствуют в авариях без контакта транспортных средств виновного и понесшего убытки.

При рассматриваемом виде дорожно-транспортных происшествий, в большинстве случаев, отсутствуют следующие обязательные требования, закрепленные Законом «Об ОСАГО» в статье 11.1 и предоставляющие возможность водителям автомобилей-участников самостоятельно запротоколировать аварию с дальнейшей возможностью обращения за страховыми выплатами:

  • участие в происшествии не более, чем двух ТС;
  • отсутствие спора относительно вины каждого из участников;
  • повреждения должны быть получены исключительно двумя автомобилями, участвовавшими в столкновении.

Также следует отметить, что для европротокола установлены ограничения в стоимости возмещения ущерба – не более 100 тыс. российских рублей.

Куда обращаться

Алгоритм действий виновника и пострадавшего в бесконтактном ДТП будет соответствовать общим правилам. Помимо оказания помощи пострадавшим, водители должны оставаться на месте аварии до оформления всех документов. Однако виновник может даже не узнать о наступивших последствиях, так как продолжает движение при опасных маневрах. Разберем, куда обращаться при бесконтактном ДТП, если вы стали виновником или пострадавшим.

Если виновен

Если именно ваши действия на дороге привели к аварии, рекомендуем незамедлительно остановиться и принять участие в ликвидации последствий и оформлении документов. Даже за сам факт оставления места происшествия грозит лишение прав, а доказать свою невиновность будет крайне сложно. Попытка скрыться от розыска вряд ли принесет успех, так как видеорегистраторы и камеры фиксации позволяют достоверно установить участников аварии практически в каждом случае.

Если вы не заметили, что другие автомобили или пешеходы получили повреждения, с привлечением к ответственности можно столкнуться спустя несколько дней или недель. Избежать наказания за нарушение ПДД практически невозможно. Однако вы можете попытаться доказать, что объективно не могли видеть аварию и тем самым избежать ответственности за оставление места ДТП. Самостоятельно доказать такой факт крайне сложно, поэтому рекомендуем все действия осуществлять при поддержке опытного автоюриста.

Если пострадавший

Алгоритм действий пострадавшего на месте ДТП был изложен выше. Однако можно выделить еще ряд моментов, которые помогут быстро получить возмещение ущерба:

  • вам нужно доказать, что предприняли все необходимые действия, чтобы избежать аварии (это поможет устранить претензии об обоюдной вине);
  • получить страховку можно только после установления личности виновника, поэтому нужно тщательно отнестись к оформлению документов и сбору доказательств;
  • подать документы вы можете в свою страховую компанию, для оценки ущерба нужно представить автомашину для осмотра.

При доказывании правомерности своих действий нужно учесть особенности ПДД. При возникновении опасной ситуации на дороге нужно незамедлительно остановиться. Такую норму может использовать страховая компания, отказывая в выплате по ОСАГО при изменении траектории пострадавшей машины. Однако другие пункты ПДД прямо указывают, что водитель должен учитывать все обстоятельства аварийной ситуации, чтобы избежать столкновения и причинения ущерба.

ОСАГО при бесконтактном ДТП

Идём далее по хронологии событий.

Вне зависимости от того, кому вынесено постановление, при обращении в страховую за выплатой вам может быть отказано просто на том основании, что ДТП было бесконтактное. То есть страховщик может усомниться в наличии самого страхового случая – в том, что авария произошла по вине того водителя, с которым у вас не было контакта.

В этом случае порядок действий сложнее:

  1. сначала вам необходимо произвести независимую экспертизу повреждений для того, чтобы узнать, на какую сумму подавать заявления,
  2. далее вам необходимо подать досудебную претензию страховщику с требованием возмещения ущерба – в нём изложить суть бесконтактного ДТП, что вы требуете и на основании чего,
  3. при отказе в удовлетворении досудебной претензии остаётся только подавать в суд.

Есть 2 важных условия (пункт 1 статьи 14.1 ФЗ-40) для того, чтобы стало возможным обратиться в свою страховую:

  • в ДТП без контакта нет пострадавших,
  • в аварии столкнулись 2 и более автомобиля.

Бесконтактное ДТП: практика, ОСАГО и кто виноват{q} 2019

И, если с первым пунктом всё понятно, то со вторым могут возникнуть недопонимания. Закон подразумевает именно столкновение – то есть касание обоих автомобилей. Если участников всего двое, но пострадал только один автомобиль (например, вылетел в кювет, когда первый не уступил дорогу или подрезал), то вы не подпадаете под это условие.

Но парадокс заключается в том, что если аналогично вам не уступили дорогу, и вы в результате въехали в третью машину, то участников трое, а столкнулись двое, и под прямое возмещение убытков вы подходите, поэтому обращаться нужно только в свою страховую.

Вот пример судебной практики, где истцу судом было отказано в возмещении, так как он обратился в свою страховую компанию.

Также обратите внимание, что обращение в свою страховую – это обязанность, а не возможность. При выполнении 2 условий выше вы не можете обратиться в свою компанию, а обязаны только в неё. Иначе – только к страховщику виновника.

Нет. Важное условие для оформления извещения европротокола – это столкновение 2 транспортных средств, а при бесконтактном ДТП либо участников больше, либо касание и повреждения есть только у одного из участников.

Пострадавшая сторона имеет право на получение страхового покрытия убытков по ОСАГО. Однако, при бесконтактном ДТП, страховщики довольно часто манипулируют сложностью обстоятельств произошедшего и отказывают в выплате.

Что необходимо помнить водителю, ТС которого понесло повреждения{q}

  1. обращаться за покрытием следует к своему страховщику, в случае отказа к страховщику гражданина, по вине которого произошла бесконтактная авария;
  2. все документы, составленные инспектором, должны иметь исчерпывающую информацию о всех обстоятельствах столкновения, а также данные всех участников, включая водителя, создавшего помеху;
  3. быть готовым к отказу страховой компании совершать компенсационную выплату по ОСАГО, опираясь на положения п.10.1 ПДД (в таком случае доказывать свою правоту потерпевшему придется в суде).
К сведению

Также, в случае отказа страховщика покрывать расходы по возмещению ущерба по ОСАГО, пострадавшему следует настаивать на  проведении автотехнической экспертизы, в ходе которой будет доказана вина водителя, создавшего помеху.

Что делать, если вымогают деньги за бесконтактное ДТП

Итак, опишем сначала первоочередные действия, если произошло бесконтактное ДТП вне зависимости от дополнительных условий.

  1. Соблюсти все формальности по ПДД при ДТП: выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Вызвать скорую, если есть пострадавшие.
  2. Далее необходимо… нет, не вызвать полицию, вопреки Правилам дорожного движения, а сразу пытаться остановить очевидцев, в том числе среди остановившихся для помощи автомобилей в целях поиска водителей с видеорегистраторами; ваша главная цель – найти того, кто запечатлел обстоятельства бесконтактного ДТП на регистратор – это будет главное доказательство, особенно, если виновник скрылся.
  3. А вот теперь нужно вызывать полицию. Ни в коем случае европротокол оформлять в этом случае нельзя. Почему, опишем ниже. При вызове ГИБДД, если предполагаемый виновник скрылся, сообщите о скрывшемся участнике, дайте его данные при наличии (госномер, автомобиль, его отличительные черты), но не говорите на данном этапе о том, что авария бесконтактная.
  4. Убирать машины с проезжей части тоже не нужно. Это ваша обязанность при отсутствии пострадавших и погибших, но лучше пожертвовать штрафом 1000 рублей, чем потерять сумму ущерба автомобилю в отсутствие доказательств.
  5. Далее бегите в ближайшие здания в поисках видеокамер на стенах, смотрящих в сторону места ДТП (даже если они смотрят под большим углом в другую сторону, большинство камер довольно широкоугольные – достаточно для того, чтобы запечатлеть обстоятельства происшествия). Зайдите в здание и найдите человека, который максимально высоко расположен по зоне ответственности (директоры, администраторы и другие) – лучше, чем к охраннику. Попросите слёзно сохранить видео, чтобы оно не перезаписалось.
  6. Если виновник не уехал, запишите госномер его автомобиля, при этом, снимите на фото или видео того, кто был за рулём машины. Побеседуйте с ним под видеозапись об обстоятельствах бесконтактного ДТП. Ваша задача – чтобы тот, если не признался, но как можно больше рассказал о своих ошибках (слова «не заметил», «не видел тебя», «тут всегда так ездят» и подобные будут играть в вашу пользу). Даже если предполагаемый виновник твёрдо настаивает, что ПДД не нарушал, и вы сами виноваты, его показания под видеозапись помогут далее в суде, так как, вероятнее всего, он будет путаться в показаниях, пребывая на данный момент в некотором роде шоке. Главное в этой ситуации – вам быть как можно спокойнее!
  7. Если виновник скрылся, спросите всех зевак и очевидцев, не видел ли кто номер его машины. Попросите остаться с вами до приезда ГИБДД, чтобы записать его в свидетели. Не жадничайте пообещать поблагодарить его за это финансово.
  1. С вас сначала возьмут устные объяснения, что и как случилось. Далее вам нужно будет это всё изложить в объяснениях. Ни в коем случае не говорите о сомнениях в собственной неосторожности, не признавайте вину, если это не очевидно. Не говорите слов «я думал, что…», «я его не видел», «я не знал, что…». В объяснениях пишите твёрдо: «Ехал с разрешённой на данном участке дороги скоростью (значение), ПДД не нарушал«. При описании столкновения укажите примерно следующее: «создаваемую другим участником дорожного движения опасность предвидеть и обнаружить не мог, так как другой участник действовал непредсказуемо, нарушал ПДД«.
  2. Далее попросите сотрудников записать всех очевидцев. Если откажутся, напишите в свободной форме на имя сотрудника ГИБДД ходатайство – просто на бумаге в любом формате напишите «ходатайствую о привлечении свидетелей ДТП таких-то«. Инспектор обязан его принять либо ответить письменным мотивированным отказом.
  3. Теперь аналогично письменно заявите ходатайство об опросе администрирующих близстоящие здания организаций о наличии видеозаписи нарушения, особенно, если есть скрывшийся с места бесконтактного ДТП участник. Если вы сами до этого нашли такие здания, укажите это в ходатайстве (с адресом здания и названием организации).
Предлагаем ознакомиться:  Срок вступления в наследство в белоруссии

Главная ваша задача на данном этапе – чтобы вам не вменили нарушение и не сделали, таким образом виновным в ДТП. Если и выпишут, ничего страшного – обжалуем на следующих этапах. Но по возможности этого лучше добиться сразу. Чаще всего сотрудники вменяют нарушение пункта 10.1, мотивируя тем, что вы должны вести транспортное средство с такой скоростью, которая позволила бы предотвратить опасность.

Ни в коем случае не соглашаться с этим. Вместо этого в постановлении или протоколе (в зависимости от того, что именно выписывают) напишите: «С вменяемым нарушением не согласен, требуется помощь защитника».

Запомните главное – да пункт 10.1, и правда, предписывает вести авто с такой скоростью, которая предотвратила бы столкновение. Но ваша задача – чтобы выписали и другому участнику, с которым не было касания, постановление с нарушением. Пусть даже вам обоим выпишут – проще будет обжаловать.

Дело в том, что 10.1 прямо говорит о том, что водитель обязан выбрать такую скорость, которая позволила бы предотвратить ДТП при возникновении опасности, которую он в состоянии обнаружить. Поэтому вам нужно:

  • в объяснениях указать обстоятельства о нарушении другим участником и дать понять, что созданную опасность вы не могли обнаружить по объективным причинам – именно из-за действий второго участника,
  • вы ехали с разрешённой скоростью без нарушения правил и учитывали при этом дорожную и погодную обстановку.

Есть распространённое мнение среди автоюристов о том, что при обнаружении опасности ПДД обязывает только тормозить, а не маневрировать, согласно пункту 10.1 Правил. Хотя судебная практика 2019 года клонит статистику в сторону этого утверждения, это далеко не так.

При этом, следует руководствоваться также статьёй 2.7 КоАП, которая говорит о том, что не считается нарушением таковое, если оно совершено в целях предотвращения опасных последствий, но только в том случае, если предотвращённые последствия были бы хуже, чем допущенные последствия. В этом условии кроется сложность – если последствия предотвращены, то доказать то, что они были бы печальнее, если бы вы не маневрировали, практически невозможно. Но судебная экспертиза может всё!

Впрочем, уже вряд ли что-то поможет в ситуации, к примеру, если водитель, уходя от столкновения с пьяным водителем, вылетевшим на встречку, сам маневрировал и сбил ребёнка на тротуаре или остановке. Здесь последствия предотвращённого вреда, очевидно, меньшие, чем доставленного вреда. Поэтому виновен здесь будет уже маневрирующий водитель с большой долей вероятности.

Вот пример судебной практики – решение Верховного суда, где судья установил, что манёвр для предотвращения ДТП привёл к другому происшествию, но водитель, совершавший манёвр, был в итоге оправдан.

Важная тонкость! Виновность в ДТП определяется не нарушением конкретного водителя, а тем, чьё именно нарушение привело к ДТП. Суды, в том числе Верховный, при определении степени вины ставят перед собой вопрос: «Отсутствие нарушения которого из участников с какой вероятностью могло бы предотвратить происшествие{q}» – именно отвечая на него, становится понятно, в какой степени кто виноват.

Если всё же инспектор выписал в отношении вас постановление, а нарушений другого участника не увидел, ваша задача – обжаловать его. Но и с имеющимся вашим нарушением не всё потеряно. Просто суд, вероятнее всего, назначит обоюдную вину с разной степенью виновности каждого из участников ДТП без касания.

Важно понимать, что сотрудники ГИБДД не определяют виновность в ДТП. Общая сложившаяся практика свидетельствует о том, что если одному из участников выписано постановление, то другой может обратиться по ОСАГО за возмещением, и страховая возместит. Здесь неписанные полномочия берёт на себя страховая компания. Но по закону 2019 года виновность определяет только суд.

Именно поэтому вменённое вам нарушение ПДД следует обжаловать, и в суде установят степень виновности каждого из участников бесконтактного происшествия, либо вовсе снимут вашу.

 Судебная практика

Нередко можно столкнуться с предъявлением требования о возмещении ущерба якобы причиненного бесконтактным ДТП. Такой вариант мошенничества может привести к предъявлению иска или прямому вымогательству денег, особенно если вы действительно допустили опасный маневр.

Что делать, если у вас вымогают деньги за бесконтактное ДТП{q} Точный алгоритм действий будет зависеть от ситуации, однако может выделить ряд рекомендаций по отстаиванию прав:

  • если вы остались на месте аварии, сразу вызывайте инспектора ДПС (даже если вас признают виновным в нарушении ПДД, страховая компания выплатит возмещение пострадавшему);
  • не соглашайтесь на передачу денег при вымогательстве, так как это не гарантирует отсутствия проблем при обращении пострадавших в ГИБДД и страховую компанию;
  • соберите доказательства, подтверждающие ваше поведение на дороге, а также пострадавших лиц (по записям камер и показаниям свидетелей можно полностью устранить все сомнения в невиновности).

Даже если требования пострадавших подтверждаются доказательствами, законным вариантом возмещения ущерба является обращение к страховщику или в суд. Оптимальным вариантом будет являться обращение к юристу, который возьмет на себя вашу защиту.

Резюме

При бесконтактном ДТП не происходит столкновение автомобилей. Ущерб причиняется ввиду опасных маневров, создания помех движению, нарушения правил перевозки грузов. При бесконтактном ДТП можно получить страховку ОСАГО или КАСКО, если будет установлен виновник аварии. Оформление документов в таком случае происходит только с участием сотрудника ГИБДД, а заполнение Европротокола не допускается.

Если у вас возникли проблемы при возмещении ущерба или доказывании своей невинности в аварии, воспользуйтесь услугами наших юристов. Получить разъяснение закона и консультацию вы можете по телефону либо через онлайн-форму обратной связи.

 Лишение прав за бесконтактное ДТП

К бесконтактному ДТП применяются те же нормы, что и к остальным видам аварий. В связи с этим, лишить водительского удостоверения в представленном виде происшествий могут на тех же основаниях, что и в авариях с непосредственным столкновением транспортных средств.

Лишить прав могут (Постановление ВС РФ №78-АД15-4):

  • В случае доказанности вины одного из участников движения.
  • Если в ходе бесконтактной аварии был нанесен вред здоровью или угроза жизни физическим лицам.
  • Если водитель, который несоблюдением установленных Правил дорожного движения создал аварийную ситуацию, вследствие которой произошло ДТП, покинул место происшествия.
Дополнительная информация

В случае, когда водитель авто, создавший помеху, неумышленно уехал с места аварии (не заметил, что стал виновником происшествия), он может избежать лишения ВУ, если приведет убедительные аргументы своей модели поведения.

Судебная практика

При бесконтактном ДТП перенос разрешения спора в зал судебных заседаний – довольно частое явление, что обусловлено сложностью доказательства вины одного из участников движения, а также нежеланием страховщиков покрывать ущерб.

Основным предметом споров, как правило, является трактовка норм, регулирующих поведение автомобилиста при попадании в аварийную ситуацию.

Статьей общего значения здесь будет норма Гражданского кодекса (ст.1079), которая предусматривает ответственность владельцев источников повышенной опасности при их взаимодействии. Однако, ее применение при бесконтактном ДТП является неверным, поскольку законодатель предусмотрел специальный нормативно-правой акт, нормы которого применяются для урегулирования представленных правоотношений –  ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Судебная практика свидетельствует, что при наличии достаточных доказательств вины одного из участников движения (который создал помеху), суд становится на сторону потерпевшей стороны.

В одном из Решений Верховного Суда РФ устанавливалась трактовка понятия «взаимодействие» автомобилей при дорожно-транспортном происшествии в рамках установления страховщика, который обязан выплатить страховку.

Так, пострадавший в бесконтактной аварии гражданин В. обратился за возмещением страховки к своему страховщику на основании положения ч.3 ст.1079 ГК, на что получил отказ с аргументацией, что взаимодействие двух ТС отсутствовало.

Тогда пострадавший обратился в суд и получил положительное решение с раскрытием понятия взаимодействия, как создание помехи одним автомобилем для другого.

Страховая компания обжаловала такое решение, опираясь на положение ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО», где «взаимодействие» рассматривается исключительно в аспекте столкновения и требованием возложения обязательства по оплате страховки СК виновного лица.

Однако апелляция была отклонена и обжалована страховщиком в Верховный суд, который поставил точку в данном деле, признав решения судов нижних инстанций неверными, поскольку к представленным правоотношениям следует применять нормы Закона «Об ОСАГО», как специального нормативного акта, и рассматривать «взаимодействие» как непосредственное столкновение автомобилей».

Нюансы

https://www.youtube.com/watch{q}v=ZdrXmNVK3bU

Основные особенности бесконтактных аварий состоят в следующем:

  1. сложность установление вины одного из участников;
  2. частые случаи оставления места аварии виновным водителем;
  3. отсутствие свидетелей происшествия;
  4. возмещение понесенного ущерба страховщиком лица, который создал помеху движению;
  5. опускание сотрудниками ГИБДД мелких нюансов при оформлении бесконтактного ДТП, которые в дальнейшем не позволяют восстановить точную картину произошедшего и установить виновного.
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно

Как вернуть страховку по кредиту Имущество
0 комментариев

Если супруг наследник имущества Имущество
0 комментариев

Как расчитать земельный налог на пай Имущество
0 комментариев
Adblock detector